ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8264/2015 от 28.08.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья ХХХ

Докладчик Никитина Г.Н. Дело № 33-8264-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Петруниной И.Н.

судей Никитиной Г.Н., Галиной В.А.

с участием прокурора Еськовой Ю.С.

при секретаре Бурч А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 28 августа 2015г. дело по апелляционному представлению и.о. межрайонного прокурора Искитимской межрайонной прокуратуры Сикорского С.И. на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 19 августа 2015г., которым в удовлетворении заявления кандидату в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Еськову Ю.С., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителя территориальной избирательной комиссии Искитимского района Новосибирской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО1 обратился в суд об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2

В обоснование требований указал, что решением избирательной комиссии Гусельниковского сельсовета от 5 июля 2015 г. № 29/115 ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области пятого созыва.

Регистрацию комиссией ФИО2 кандидатом просит отменить по следующим основаниям.

ФИО2, занимая должность председателя представительного органа, Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитмского района Новосибирской области, не являясь сотрудником администрации Гусельниковского сельсовета Искитимского района, воспользовалась служебным автомобилем администрации ХХХ, регистрационный знак ххх, приехав и уехав на нем 11, 12 августа 2015 г. в Искитимский районный суд Новосибирской области в г. Искитиме.

Указанный автомобиль в штат Совета депутатов Гусельниковского сельсовета не входит, договор между администрацией Гусельниковского сельсовета и Советом депутатов Гусельниковского сельсовета на эксплуатацию транспортного средства отсутствует.

Считает, что ФИО2 не вправе эксплуатировать данный автомобиль, поскольку расходы на функционирование Совета депутатов в бюджете сельсовета предусмотрены отдельной строкой, в т.ч. транспортные расходы.

В суде ФИО2 присутствовала в качестве заинтересованного лица и представляла исключительно личные интересы кандидата в депутаты.

При прибытии в администрацию Гусельниковского сельсовета было обнаружен, что ФИО2 занимает помещение, не являясь штатным сотрудником администрации Гусельниковского сельсовета. Данное помещение является собственностью муниципального образования и эксплуатируется за счет средств бюджета муниципального образования для целей решение вопросов местного значения должностными лицами администрации сельсовета.

Советом депутатов решения о выделении администрацией помещения для создания рабочего места и размещения в нем председателя Совета депутатов не принималось.

Договор на выделение помещения между администрацией сельсовета и Советом депутатов также отсутствует.

Решение о выполнении обязанностей председателя Совета депутатов на постоянной основе, на постоянной основе, принято Советом депутатов в июле 2013 г. и до настоящего времени было достаточно времени для принятия законных решений по выделению помещений, созданию рабочих мест для председателя Совета депутатов и оформления договор аренды помещений.

На двери помещения по адресу <адрес>, крупными буквами указано «ФИО2, председатель Совета депутатов Гусельниковского сельсовета».

Данная надпись умышленно не указывает на то, что ФИО2 является председателем Совета депутатов именно четвертого созыва и создает у избирателей ложное представление, что ФИО2 является вечным председателем Совета депутатов.

ФИО2 с 5 июля 2015г. и до настоящего времени, ежедневно пребывая в данном помещении, находится при исполнении служебных обязанностей главы органа местного самоуправления.

Кроме того, ФИО2 были использованы помещения в клубе <адрес> без оформления документов об аренде 10, 17, 24, 31 июля 2015г. и 14 августа 2015 г., по информации председателя избирательной комиссии ФИО4 - оргтехники администрации для изготовления подписных листов с ФИО5.

Отмечает, что отсутствует справка с места работы кандидата ФИО2 до 16 августа 2015г., хотя должна была быть представлена до 5 июля 2015г., что является вновь открывшимся обстоятельством, ставшим известным в суде.

В суде был установлен факт того, что ФИО2 занимает выборную муниципальную должность и в соответствии с формулировкой закона на нее распространяются ограничения.

ФИО6 не сообщила до 10 июля 2015г. об уходе в отпуск и продолжала после этой даты исполнять обязанности должностного лица, занимающего выборную муниципальную должность (л.д. 17).

Таким образом, ФИО2 неоднократно использовала преимущество своего должностного или служебного положения главы органа местного самоуправления.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение, на которое Искитимской межрайонной прокуратурой подано представление, в котором ставится вопрос об отмене решения суда, оставлении его без рассмотрения в части выполнения после регистрации кандидатом обязанностей председателя Совета депутатов и использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники информационных услуг администрации Гусельниковского сельсовета для проведения предвыборной агитации.

Указывает, что доводы ФИО1 заключались в том, что ФИО2 не предоставила в избирательную комиссию справку с места работы, являясь председателем Света депутатов Гусельниковского сельсовета, не ушла в отпуск после регистрации кандидатом, использовала преимущества своего должностного и служебного положения, выражающиеся в том, что она 11 и 12 августа 2015г. использовал служебный автомобиль администрации Гусельниковского сельсовета для поездок в районный суд, незаконно занимает помещения в здании администрации Гусельниковского сельсоветаи клубе <адрес>, использует оргтехнику администрации Гусельниковского сельсовета.

Судом первой инстанции была дана оценка не только новым доводам заявителя, приведенным им в качестве оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета ФИО2, но также доводам, изложенным заявителем в заявлении, которое рассматривалось судом 12 августа 2015г. и подлежит проверке и оценке судом при новом рассмотрении.

В частности заявитель ссылался на факт несоблюдения ФИО2 ограничений, предусмотренных статьей 40 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Которые заключаются в том, что она не позднее чем через пять дней со дня регистрации должна была быть освобождена от выполнения обязанностей председателя Совета депутатов Гусельниковского сельсовета.

Кроме того, заявитель указал, что ФИО2 использовала преимущества должностного или служебного положения, так как использовала телефонную, факсимильную и иные виды связи, оргтехнику и информационные услуги администрации Гусельниковского сельсовета в целях проведения предвыборной агитации.

Так как решение Искитимского районного суда от 12 августа 2015г. вышестоящей инстанцией отменено и дело возвращено в суд на новое рассмотрение, заявление ФИО1 об отмене регистрации кандидата по вышеуказанным основаниям суду следовало оставить без рассмотрения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в");

- несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 названного Федерального закона (подпункт "д").

В силу пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Согласно пункту 5 статьи 40 этого же Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

Разрешая данное дело, суд оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не нашел, поскольку каких-либо нарушений избирательного законодательства кандидатом ФИО2 не установил.

Между тем суд не учел, как указывает в своем представлении прокурор, о наличии в части требований заявителя оснований для оставления его заявления без рассмотрения, поскольку суд в своем решении дал оценку не только новым доводам заявителя, приведенным им в качестве оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты, но и доводам, изложенным ФИО1 в заявлении, которое рассматривалось районным судом 12 августа 2015 года и подлежит проверке и оценке судом при новом рассмотрении после отмены решения вышестоящим судом.

Так, в качестве оснований для отмены регистрации кандидата ФИО2 ФИО1 в заявлении от 17.08.2015 года указал о факте использования преимуществ кандидатом должностного или служебного положения, которые выразились в использовании на безвозмездной основе 11, 12 августа 2015 года транспортного средства администрации Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области; использовании помещения администрации Гусельниковского сельсовета; выполнение после регистрации кандидатом обязанностей председателя Совета. В уточненном заявлении указал на использование помещения в клубе села <адрес>; неоднократное использование автомобиля администрации Гусельниковского сельсовета; использование имущества и оргтехники администрации; отсутствие справок с места работы кандидата при регистрации кандидата, что, как полагает заявитель, является вновь открывшимся обстоятельством.

Ранее заявителем ФИО1 было подано заявление в Искитимский районный суд Новосибирской области об отмене регистрации кандидата ФИО2 с аналогичными требованиями, где он указывал также на отсутствие справки представительного органа; выполнение после регистрации кандидатом обязанностей председателя Совета; использовании помещений администрации Гусельниковского сельсовета; использование телефонной, факсимильной связи и оргтехники; использование транспортного средства администрации Гусельниковского сельсовета для проведения предвыборной агитации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения, если в производстве этого или другого суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Учитывая, что производство по делу по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты ФИО2 заведено районным судом в то время как аналогичное дело уже имелось в производстве Искитимского районного суда Новосибирской области, заявление ФИО1 в части требований на основании приведенной выше нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежало оставлению без рассмотрения.

На основании изложенного принятое по делу решение Искитимского районного суда от 19 августа 2015 г. нельзя признать законным в указанной части, оно подлежит отмене с оставлением заявления ФИО1 без рассмотрения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 19 августа 2015г. по заявлению ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области ФИО2 в части отказа в удовлетворении требований в связи с использованием кандидатом преимуществ должностного или служебного положения, выразившихся в

использовании транспортного средства администрации Гусельниковского сельсовета Искитимского района Новосибирской области;

использовании помещения администрации Гусельниковского сельсовета;

использование имущества и оргтехники администрации Гусельниковского сельсовета;

не предоставления справок с места работы при регистрации кандидата в депутаты,

а также в связи несоблюдением кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ отменить и оставить заявление ФИО1 в этой части без рассмотрения, удовлетворив апелляционное представление и.о. межрайонного прокурора Искитимской межрайонной прокуратуры Сикорского С.И..

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: