УИД 86RS0001-01-2023-002732-94
судья Колесникова Т.В. № 33-8278/2023 (2-2594/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
председательствующего судьи Куликовой М.А.,
судей Башковой Ю.А., Клюпа Ю.Н.,
при секретаре Муратовой З.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский к акционерному обществу «Почта России» об устранении нарушений законодательства о защите инвалидов
по апелляционной жалобе акционерного общества «Почта России» на решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 августа 2023 года, которым постановлено:
«Обязать акционерное общество «Почта России» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пандусами с поручнями для здания следующие отделения почтовой связи: отделение почтовой связи Белоярский 628163, расположенное по адресу: кв(адрес); отделение почтовой связи Лыхма 628173, расположенное по адресу: ул. (адрес), с.(адрес); отделение почтовой связи Юильск 628175, расположенное по адресу: д. (адрес) с.(адрес); отделение почтовой связи (адрес), расположенное по адресу: с.(адрес); отделение почтовой связи (адрес), расположенное по адресу: (адрес); отделение почтовой связи (адрес), расположенное по адресу: (адрес)Б, с.(адрес); отделение почтовой связи (адрес) расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес); отделение почтовой связи (адрес), расположенное по адресу: (адрес) с.(адрес).
Обязать акционерное общество «Почта России» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с названием организации, графиком работы, при входе в здания следующих отделений почтовой связи: отделение почтовой связи Белоярский 628163, расположенное по адресу: кв. (адрес); отделение почтовой связи Лыхма 628173, расположенное по адресу: ул. (адрес).(адрес); отделение почтовой связи Казым 628174, расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес); отделение почтовой связи Юильск 628175, расположенное по адресу: д. (адрес) с.(адрес); отделение почтовой связи Сосновка 628177, расположенное по адресу: с.(адрес); отделение почтовой связи 628178 Ванзеват, расположенное по адресу: (адрес); отделение почтовой связи Полноват 628179, расположенное по адресу: (адрес)Б, с.(адрес).
Взыскать с акционерного общества «Почта России» в доход бюджета муниципального образования (адрес) государственную пошлину в размере 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Куликовой М.А., прокурора Лаптеву Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор города Белоярский обратился с вышеуказанным иском в суд. Требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к отделениям почтовой связи в г. Белоярский. В ходе проверки установлено, что вход в отделение почтовой связи расположенного по адресу: кв(адрес), не оборудован пандусом с поручнями для инвалидов, отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. Аналогичные нарушения выявлены и в отделениях почтовой связи сельских поселений Лыхма, Казым, Юильск, Сосновка, Ванзеват, Полноват Белоярского района. Отсутствие пандусов с поручнями для инвалидов выявлено в отделении почтовой связи с.п. Сорум и с.п. Верхнеказымский Белоярского района. По фактам выявленных нарушений 05.04.2023 вынесено представление об устранении нарушений, между тем, выявленные нарушения не устранены.
Прокурор просил суд обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пандусами с поручнями для здания следующие отделения почтовой связи: Белоярский 628163, расположенное по адресу: кв. (адрес), (адрес); Лыхма 628173, расположенное по адресу: ул. (адрес), с.(адрес); Казым 628174, расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес); Юильск 628175, расположенное по адресу: д. (адрес).(адрес); Сосновка 628177, расположенное по адресу: с.(адрес); Ванзеват 628178, расположенное по адресу: (адрес); Полноват 628179, расположенное по адресу: (адрес)Б, с.(адрес); Сорум 628169, расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес); Верхнеказымский 628172, расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес).
Обязать ответчика в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля с названием организации, графиком работы, при входе в здания следующих отделений почтовой связи: Белоярский 628163, расположенное по адресу: кв. (адрес)(адрес); Лыхма 628173, расположенное по адресу: ул(адрес), с.(адрес); Казым 628174, расположенное по адресу: (адрес), с.(адрес); Юильск 628175, расположенное по адресу: д. (адрес) с.(адрес); Сосновка 628177, расположенное по адресу: с.(адрес); Ванзеват 628178, расположенное по адресу: (адрес); Полноват 628179, расположенное по адресу: (адрес)Б, с.(адрес).
Протокольным определением суда от 24.07.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ООО «Газпром трансгаз Югорск», администрация сельского поселения Казым, МТУ Росимущество (л.д. 97, т. 1).
В ходе производства по делу процессуальный истец отказался от иска в части возложения обязанности обеспечить пандусами с поручнями здание отделения почтовой связи с.п. Казым (л.д. 188-189, т. 1). Определением Ханты-Мансийского районного суда от 10 августа 2023 года в указанной части производство по делу прекращено (л.д. 194-196, т. 1).
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с таким решением, ответчик АО «Почта России» подал апелляционную жалобу, просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что положения ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, приказ Минцифры России от 18.04.2022 № 370 и Свод правил «СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» не применяются к зданиям, эксплуатируемым АО «Почта России», а применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам почтовой связи с 01.07.2016. Согласно техническим паспортам здания, где расположены отделения почтовой связи Белоярского района, введены в эксплуатацию до 2016 года. До настоящего момента работы по их реконструкции и модернизации АО «Почта России» не осуществлялись. Доказательств обратного истцом не представлено. Кроме того, только три помещения под отделения почтовой связи принадлежат ответчику на праве собственности, остальные объекты эксплуатируются на правах аренды и безвозмездного пользования, в связи с чем ответчик не вправе самостоятельно осуществлять какие-либо работы по реконструкции и ремонту без согласия собственника. Данным доводам судом не дана оценка. Также указывает, что в целях исполнения требований Федерального закона № 181-ФЗ и приказа Минцифры России от 18.04.2022 № 370 в спорных отделениях организовано предоставление услуг почтовой связи по приему и доставке письменной корреспонденции, посылок, почтовых переводов денежных средств по месту жительства инвалидов. Для подачи заявки инвалидом в доступном месте (перед лестничным маршем) установлена дублирующая табличка, содержащая контактную информацию (телефон, электронную почту, адрес сайт АО «Почта России»), позволяющая маломобильным гражданам ознакомится с ней. Дополнительно установлена беспроводная кнопка вызова сотрудника отделения почтовой связи. Для людей с инвалидностью по слуху, зрению и на коляске информация об оказании услуг почтовой связи по месту жительства является также общедоступной, сведения размещены на официальном сайте АО «Почта России» (https://www.pochta.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в мобильном приложении Почта России. В частности, такие лица могут безвозмездно вызвать сотрудника на дом, позвонив либо направив электронное письмо в отделение, обслуживающее место жительства инвалида. Судом первой инстанции указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не учтены.
В возражениях на жалобу прокуратура и ООО «Газпром трансгаз Югорск» просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лаптева Е.В. просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, прокурор города Белоярский, АО «Почта России», ООО «Газпром трансгаз Югорск», администрация сельского поселения Казым, МТУ Росимущество в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (телефонограммами и извещением посредством электронной почты), ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Учитывая мнение прокурора, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проверки прокуратурой города Белоярский на предмет соблюдения АО «Почта России» законодательства о социальной защите инвалидов в части доступности зданий, в которых находятся почтовые отделения на территории города и района, для маломобильных групп населения выявлено, что в отделениях почтовой связи организация доступа инвалидов по зрению, а также инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечена.
В частности отсутствуют доступ (пандусы с поручнями) в здания для маломобильных граждан, информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
Нарушения установлены в отделениях ответчика в (адрес) по адресу: кв(адрес), с.(адрес), д. (адрес).(адрес), с.(адрес), с.(адрес), с.(адрес), с.(адрес).
В целях устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой в адрес АО «Почта России» внесено представление, которое не исполнено (л.д. 15-19, т. 1).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр, Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приняв во внимание, что помещения спорных отделений почтовой связи используются ответчиком как объекты социальной инфраструктуры, установив, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещения почтовых отделений, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, удовлетворил требования прокурора об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам в здания отделений почтовой связи.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и требованиям закона.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 этого же Закона предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Поскольку судом установлено, что спорные отделения почтовой связи не имеют необходимого оборудования для обеспечения прав инвалидов и маломобильных групп населения, исковые требования были обосновано удовлетворены.
Доводы жалобы о том, что ч.1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, приказ Минцифры России от 18.04.2022 № 370 и Свод правил «СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» не применяются к зданиям, эксплуатируемым АО «Почта России», а применяются исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам почтовой связи после 01.07.2016, являются несостоятельными.
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицирована указанная Конвенция, которая обязывает государства-участники принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни.
На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса или иного подъемного устройства на указанных прокурором объектах.
Обязанность по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры возникла из ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вопреки доводам жалобы из ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» не следует, что норма должна применяться только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию объектам.
В соответствии с пунктом 6.1.1 Свода правил 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Параметры наружной лестницы следует принимать по п. 5.1.12, 5.1.13,5.1.14.
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территории общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территории общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территории общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п.4.1).
При реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках «разумного приспособления» с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении) (п. 8.1.2).
Ссылки апеллянта на возможность оказания почтовых услуг для лиц с ограниченными возможностями на дому подлежат отклонению, поскольку положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Как верно указывает прокурор, инвалиды должны иметь не только возможность получения услуги, но и максимально доступную среду и возможность передвижения по месту жительства.
Утверждения в жалобе о том, что только часть зданий принадлежат ответчику на праве собственности, помещения заняты также по договорам аренды и безвозмездного пользования, а соответственно, ответчик не вправе без согласия собственника осуществлять меры по капитальному ремонту или реконструкции объекта отклоняются, поскольку собственники, предоставившие помещения ответчику, судом установлены и к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены, каких-то возражений относительно заявленных требований не выразили, правом обжалования судебного постановления не воспользовались. Напротив, АО «Газпром трансгаз Югорск» прямо выразило мнение о необходимости удовлетворения требований прокурора (л.д. 103-105, т. 1).
Таким образом, доводы жалобы о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют, основаны на неверном толковании закона. Безусловных оснований к отмене решения суда по материалам дела не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12.12.2023.
Председательствующий Куликова М.А.
судьи Башкова Ю.А.
Клюпа Ю.Н.