ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-827/20 от 04.02.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Егорова В.И. Дело № 33-827/2020

2-5370/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ишимова А.А.,

судей Дроздова В.Ю., Назарука М.В.,

при ведении протокола помощником ФИО1,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» (далее – КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат») о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Нижневартовского городского суда от 18.10.2019 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что является матерью несовершеннолетних (ФИО)3, (ФИО) 4, (ФИО)5, с 2014 года семьей проживает в (адрес). 29.04.2019 года ей было отказано ответчиком в удовлетворении заявления о выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории ХМАО-Югры. Указывает, что регистрация по месту жительства носит уведомительный характер. Постоянное проживание в (адрес) подтверждается документами из образовательных и медицинских учреждений, ее трудовой книжкой, свидетельскими показаниями. Просит признать за ней право на получение удостоверения многодетной семьи и получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»; обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» выдать ей удостоверение многодетной семьи.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО2, ссылаясь на незаконность решения суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает, что является матерью троих несовершеннолетних детей, с 2014 года постоянно проживает и имеет регистрацию по месту пребывания в (адрес), что подтверждается доказательствами. Полагает, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основании иных доказательств.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на основании п.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене полностью с принятием нового решения.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является матерью несовершеннолетних (ФИО)3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ФИО)4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и (ФИО)5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

20.04.2019 года истец обратилась в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» с заявлением на выдачу удостоверения многодетной семьи о праве на меры социальной поддержки.

Решением ответчика от 29.04.2019 года истцу было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Не согласившись с таким решением ответчика, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска обосновано выводами о том, что истец не предоставила ответчику документы о регистрации по месту жительства, в связи с чем решение ответчика соответствует нормативным требованиям. Суду не представлены доказательства того, что на дату обращения к ответчику истец постоянно проживала на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предоставила ответчику такие сведения.

Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с положениями ст.3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон) многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки (п.1). Основанием для предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям автономного округа является удостоверение многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п.3). Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, порядок выдачи удостоверения многодетной семье устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п.4).

В соответствии с «Порядком выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям» (Приложение 3 к Постановлению Правительства (адрес) – Югры от 13 октября 2011 года № 371-п, далее - Порядок) принятие решения о выдаче удостоверения и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» (п.1). Принятие решения о выдаче удостоверения многодетным семьям осуществляется по месту жительства (пребывания, фактического проживания) семьи на основании: в частности, заявления одного из родителей, в котором гражданин декларирует сведения о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Задекларированные гражданином сведения о совместном проживании с ребенком (детьми), месте жительства (пребывания) КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» проверяет посредством направления запроса в территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п.2.1.1.); сведений, удостоверяющих факт постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, представляемых по запросу КУ ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п.2.2.).

Таким образом, одним из условий признания семьи на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры многодетной является подтверждение постоянного проживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Закон не содержит требования о наличии у заявителя именно регистрации по месту жительства на территории Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, как необходимом условии для признания семьи многодетной и предоставления соответствующих мер социальной поддержки.

Кроме того, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2 ст.7). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27).

В силу ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно положениям ст.ст.2, 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства, вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П также указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных нормативных положений граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Вопреки выводу суда первой инстанции, совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в т.ч. последовательно выданными свидетельствами о регистрации по месту пребывания, трудовой книжкой, справками <данные изъяты>, медицинской документацией, свидетельством о рождении (ФИО)5, показаниями свидетеля, подтверждается и по правилам ст.56 ГПК РФ не опровергнуто, что на день обращения с вышеуказанным заявлением в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» семья истца постоянно проживала в (адрес) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В своем заявлении в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» истец указала местом пребывания и фактического проживания (адрес), представила соответствующую справку с места жительства.

Из содержания вышеуказанного Порядка не следует, что ответчик мог принять и оценить указанные доказательства. Отказ в удовлетворении заявления истца также обоснован исключительно отсутствием постоянной регистрации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, т.е. отсутствием административного акта, имеющего уведомительный характер и не являющегося условием реализации прав истца. На наличие иных препятствий для удовлетворения заявления истца ответчик не ссылался, доказательства их наличия не предоставил.

При этом истцом было заявлено суду именно требование о признании права, вопрос о наличии или отсутствии которого подлежал разрешению судом по существу, исходя из представленных сторонами доказательств и приведенных выше норм материального права.

Кроме того, из материалов дела следует, что определением Нижневартовского городского суда от 27.08.2019 года было оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве, заявление ФИО2 об установлении юридического факта признания (адрес) постоянным местом жительства ее и несовершеннолетних детей, необходимого для получения удостоверения многодетной семьи.

Таким образом, в связи с отсутствием регистрации по месту постоянного проживания ее семьи в (адрес), истец фактически лишается возможности иным способом признать свое право на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предоставление соответствующих мер социальной поддержки.

С учетом вышеизложенного, исковые требования о признании права на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона, возложении на ответчика обязанности выдать удостоверение многодетной семьи подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

отменить решение Нижневартовского городского суда от 18.10.2019 года полностью и принять новое решение.

Признать право ФИО2 на получение удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства».

Возложить на казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» обязанность выдать ФИО2 удостоверение многодетной семьи.

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи коллегии Дроздов В.Ю.

Назарук М.В.