ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-827/2018 от 03.04.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Лемперт И.Н.

Дело № 33-827/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Капустиной Т.М., Морозовой В.Н.,

при секретаре Немкове С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 апреля 2018 года

гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 27 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении иска ФИО2 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия о признании решения комиссии незаконным, восстановлении в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением.

Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истца ФИО2 и его представителя ФИО1, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2, в лице представителя ФИО1, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия (далее - УФСИН России по Республике Хакасия) о признании решения комиссии незаконным, восстановлении в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением, мотивируя требования тем, что в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системы в должности младшего инспектора
1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Хакасия на основании поданного им 05.03.2015 рапорта он и члены его семьи (супруга, сын и дочь) были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания комиссии от 02.04.2015 № 3). Решением Комиссии УФСИН России по Республике Хакасия от 31.08.2017 (выписка из протокола № 4-17) отменено решение от 02.04.2015 № 3, ФИО2 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пп. «з» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Считая, что представил полностью необходимый пакет документов, просил признать незаконным решение, изложенное в протоколе от 31.08.2017 № 4-17, в части касающейся отмены решения комиссии от 02.04.2015 о постановке на учет ФИО2 для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 4-х человек, восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на день вынесения решения о снятии его с учета. Также просил присудить судебные расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя – 1700 руб., на оплату услуг представителя – 10000 руб., уплате государственной пошлины – 300 руб.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО1 настаивали на иске по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признал.

Суд постановил вышеприведенное решение, с которым не согласен представитель истца ФИО1

В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение норм материального права. Приводя обстоятельства дела, указывает, что представленный ФИО2 пакет документов в комиссии УФСИН России по Республике Хакасия соответствует перечню, определенному в п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369. Выражает несогласие с выводом суда со ссылкой на
п. 7.1.1. Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014
№ 550, о том, что в обязанности комиссии не входит сообщению заявителю о допущенных недостатках при подаче заявления. Отмечает, что пакет документов проверяется секретарями комиссии при подготовке проекта решения. Настаивает на том, что ФИО2 имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом отмечает, что отсутствующие в учетном деле истца документы (выписки из домовой книги, копии финансово-лицевых счетов) представлены в ходе рассмотрения дела. По мнению апеллянта, вопреки доводам ответчика, единовременная социальная выплата в силу п. 23 названных Правил предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, тем самым отмена решения по формальным основаниям, нарушает права истца. Полагает, что представление повторно рапорта и пакета документов, отодвинет срок предоставления жилого помещения и приведет к значительным финансовым (съем жилья) и временным потерям.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчика ФИО4 выражает согласие с решением суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12. 2012
N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012
N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12 2012 N 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04. 2013
N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.

Как видно из материалов дела, ФИО2 с 28.05.2004 по 02.09.2016 проходил службу в УФСИН по РХ.

05.03.2015 истцом в УФСИН России по РХ был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением документов.

Решением комиссии УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 3 от 02.04.2015, ФИО2 был поставлен на учет для получения единовременной выплаты (состав семьи 4 человека, нормативная площадь 72 кв.м.).

К рапорту ФИО2 в 2015 году были приложены документы: копия паспорта ФИО2, копия паспорта ФИО8, копии свидетельства о рождении: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копии свидетельств о регистрации по месту жительства ФИО9 и ФИО10; копия свидетельства государственного пенсионного страхования ФИО2; копия послужного списка ФИО2; копия свидетельства о заключении брака; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (на ФИО11: справка от 02.02.2015 за период с 09.02.2007 по 30.11.2010 по месту регистрации: <адрес>, справка с места регистрации от 02.02.2015 № 629 в период с 20.01.2011 по 09.09.2014 по адресу: <адрес>, выписка из домовой книги от 03.02.2015 № 680 с 26.09.2014 по настоящее время по адресу: <адрес>, выписка из домовой книги о принадлежности жилого помещения ФИО12; на ФИО2: справка от 02.02.2015
№ 111 с 29.11.2007 по 24.01.2015 по адресу: <адрес>, выписка из домовой книги от 03.02.2015 № 680 с 24.01.2015 по настоящее время по адресу: <адрес>; на ФИО9 - выписка из домовой книги от 03.02.2015 № 680 с 26.09.2014 по настоящее время по адресу: <адрес>; на ФИО13 - выписка из домовой книги от 03.02.2015 № 680 с 26.09.2014 по настоящее время по адресу: <адрес>); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений: уведомления Росреестра от 06.02.2015 на ФИО2, ФИО13, ФИО9, ФИО17 (ФИО18) О.В. об отсутствии сведений об объектах недвижимости на территории РФ, справка ГУП РХ «УТИ» от 30.01.2015 об отсутствии у ФИО2 в реестре записей сведений о жилом доме или квартире на ДД.ММ.ГГГГ, справка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю № 83 от 20.02.2015 на имя ФИО17 (ФИО19, ФИО20) О.В. об отсутствии записей об объектах недвижимости на 11.01.2000.

Из учетного дела для получения единовременной социальной выплаты ФИО2 следует, что в приложенных документах к рапорту отсутствуют следующие документы: выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета либо, документы его заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места регистрации ФИО2 по адресу: <адрес>; ФИО8 не представлены выписки из домовой книги, копии ФЛС либо, документы их заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места ее регистрации по адресам: <адрес>, <адрес>. Также не представлены ФЛС по адресу: РХ<адрес>.

Согласно решению Комиссии УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России № 4-17 от 31.08.2017, с целью устранения недостатков, выявленных в ходе проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФИО5 России по РХ за период 2015-2017 годы, в части предоставления копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудников, учтенных как нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пересмотр учетных дел сотрудников и пенсионеров УИС, поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УФСИН России по РХ, было отменено решение № 3 от 02.04.2015 в отношении ФИО2, поскольку комиссия установила, что ответчиком не представлена выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета либо, документы его заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места его регистрации по адресу: <адрес>; ФИО8 не представлены выписки из домовой книги, копии ФЛС либо, документы их заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места ее регистрации по адресам: <адрес>, <адрес>. Также не представлены ФЛС по адресу: <адрес>. ФИО2 было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.

Сторона истца в судебном заседании не отрицала тот факт, что указанные сведения отсутствуют в учетном деле.

Ввиду того, что действующими нормативными правовыми актами установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление не полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении и обоснованно отказал в удовлетворении иска о признании решения комиссии незаконной.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования, суд первой инстанции отказал в удовлетворении производных требований о восстановление в очереди на получение единовременной социальной выплаты.

Поскольку проверяется законность действий ответчика по отказу в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении, то законность действий комиссии проверятся на момент принятия документов, перечень которых предусмотрен нормативным актом, в связи с изложенным довод истца о предоставлении пакета документов в судебное заседание суда первой инстанции не может повлечь отмену решения суда.

Согласно п. 7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, на Комиссии в числе иных возложены функции, связанные с принятием документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.

Доводы апелляционной жалобы о проверке документов территориальной подкомиссией УФСИН России и отсутствии замечаний к представленному комплекту документов со стороны территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Хакасия, проверившей сведения, содержащиеся в представленных истцом документах для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты и не выявившей никаких недостатков в документах на момент предъявления документов, отклоняются судебной коллегией, поскольку такой обязанности, как запрашивать недостающие документы, органам ФСИН России не предоставлено При этом как правильно указал суд первой инстанции УФСИН России по РХ не отказывал истцу в предоставлении единовременной социальной выплаты, в связи с чем ФИО2 не лишен возможности обращения в комиссию УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вновь с приложением предусмотренных п. 5 Правил соответствующих документов.

Ссылка на то, что повторное обращение с заявление о постановке на учет и предоставление пакета документов, отодвинет срок предоставления жилого помещения и приведет к значительным финансовым (съем жилья) и временным потерям, не влияет на выводы суда, послужившие основанием для отказа в удовлетворении иска.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые сторона истца ссылалась в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка. Выводы суда, изложенные в решении, мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия
от 27 декабря 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: А.С. Топоев

Судьи: Т.М. Капустина

В.Н. Морозова