ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8288/14 от 03.10.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Григоренко И.П. По делу № 33-8288/14

 Судья-докладчик Папуша А.С.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 3 октября 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Петуховой В.Г.,

 судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,

 при секретаре Курсовой С.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области, выразившееся в неисполнении требований пожарной безопасности по обеспечению создания минерализованной полосы на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в <данные изъяты>, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

 по апелляционной жалобе администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 2 июля 2014 года,

 У С Т А Н О В И Л А:

 В обоснование заявления прокурор г. Усть-Кута указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в пожарный период <данные изъяты>. В ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления поселений района полномочий в области противопожарной безопасности государственным инспектором Усть-Кутского района по пожарному надзору проведена проверка на предмет противопожарной защищенности населенных пунктов от перехода огня из лесного массива.

 В ходе обследования установлено, что в Усть-Кутском муниципальном образовании (городском поселении) отсутствует противопожарная минерализованная полоса, не произведено удаление сухой растительности в месте, граничащем с лесным массивом, отсутствует противопожарное расстояние от лесного массива до границы застройки поселения в <данные изъяты>.

 Бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по исполнению требований закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, угрозу перехода огня в населенных пунктах Усть-Кутского муниципального образования в случае возникновения лесного пожара, что свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц населения муниципального образования.

 Прокурор г. Усть-Кута просил суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (<данные изъяты>), выразившееся в неисполнении *** Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» по обеспечению создания минерализованной полосы на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района в <данные изъяты>; обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (<данные изъяты>) устранить нарушения *** Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» путем создания минерализованной полосы в <данные изъяты> Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района.

 Определением суда от 19.06.2014 г. к участию в деле привлечено Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области.

 В судебном заседании прокурор Чугунова С.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.

 Представитель администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ФИО1, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, суду пояснил, что ни Федеральный закон, ни Правила не предусматривают разработку минерализованных полос на границе объектов защиты с городскими лесами, также не предусматривают организацию органами местного самоуправления минерализованных полос вдоль границы муниципального образования. В информации государственного инспектора Усть-Кутского района по пожарному надзору не указано, на каком земельном участке должна быть создана данная полоса и каким характеристикам она должна соответствовать. Кроме того, Усть-Кутское муниципальное образование (городское поселение) не имеет во владении земельных участков, предоставленных для целей создания минерализованной полосы. Наряду с этим, администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) осуществляла полномочия, предусмотренные *** Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с определенными Федеральным законом мерами и не допускала незаконное бездействие. Просил в удовлетворении исковых требований прокурору г. Усть-Кута отказать.

 Представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснил, что <дата изъята> по поручению прокурора города Усть-Кута проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения). В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, такие как отсутствие минерализованной полосы, отделяющей <данные изъяты> от лесного массива, нарушение *** Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, *** ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123- ФЗ. При проведении проверки учитывались положения нормативных актов: Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

 Решением суда заявление прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.

 Суд признал незаконным бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), выразившееся в неисполнении *** Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69 -ФЗ «О пожарной безопасности», *** Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» по обеспечению создания минерализованной полосы на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области в <данные изъяты>, обязал администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) устранить нарушения *** Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», *** Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» путем создания минерализованной полосы в <данные изъяты> Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области.

 На решение суда администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) подана апелляционная жалоба, в которой исполняющий обязанности главы администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ФИО3 просит решение суда отменить полностью и принять решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

 В обоснование доводов к отмене решения заявитель указал, что суд ошибочно пришел к убеждению, что администрацией нарушено право граждан на безопасную окружающую среду и пожарную безопасность в результате незаконного бездействия, выразившегося в необеспечении создания минерализованной полосы в <данные изъяты>. Приведенные в решении суда нормативные правовые акты не содержат обязанности исполнительных органов местного самоуправления поселений по обеспечению создания минерализованной полосы. При утверждении бюджета Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на <данные изъяты> и плановый период не предусмотрены расходы на создание минерализованной полосы.

 Отмечает, что суд не указал, на каком земельном участке должна быть создана минерализованная полоса, каким характеристикам она должна соответствовать и относительно каких объектов защиты должна быть создана, учитывая то обстоятельство, что на территории города расположены городские леса, вырубка в которых Лесным кодексом РФ ограничена, на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) отсутствуют лесничества (лесопарки), граничащие с объектами защиты.

 В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г.Усть-Кута Чугунова С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав доклад по делу, объяснения прокурора Швецовой А.А., поддержавшей доводы возражений на апелляционную жалобу, просившей решение суда оставить без изменения, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалованного решения суда.

 В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

 Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности, обеспечение которых возложено на органы местного самоуправления, относит, в том числе включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

 Согласно пункту 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.

 Из материалов дела следует, что <дата изъята> в рамках проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Усть-Кутского городского поселения установлено, что отсутствуют минерализованная полоса, отделяющая <данные изъяты> от лесного массива (не обновлена), и минерализованная полоса, отделяющая <данные изъяты> от лесного массива.

 Давая оценку указанным обстоятельствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая вышеназванные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что факт нарушения администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) действующего законодательства о пожарной безопасности нашел свое подтверждение, поскольку администрация как муниципальный орган является собственником муниципального имущества и обязана обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах своего округа, однако этого не сделала.

 Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в законности и обоснованности.

 Довод апелляционной жалобы о том, что в бюджете Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) на <данные изъяты> и плановый период не предусмотрены расходы на создание минерализованной полосы, не влияет на законность обжалуемого решения, поскольку права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды не могут быть обусловлены наличием или отсутствием достаточных средств у органа местного самоуправления.

 Довод жалобы о том, что не уточнены границы размещения минерализованных полос, не может являться основанием для отмены принятого судом решения, поскольку, как верно указал суд, установление фактического расположения границ минерализованных полос не является предметом рассмотрения данного спора.

 При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 2 июля 2014 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области, выразившееся в неисполнении требований пожарной безопасности по обеспечению создания минерализованной полосы на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в <данные изъяты>, об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности – оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий В.Г. Петухова

 Судьи А.С. Папуша

 Л.Г. Туглакова