ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-828/2014 от 13.03.2014 Белгородского областного суда (Белгородская область)

 БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 33-828/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Белгород 13 марта 2014 г.

 Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

 председательствующего Зюзюкина А.Н.

 судей Яковлева Д.В., Богониной В.Н.

 при секретаре Тягнирядно Я.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Н.В. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о выполнении социальной гарантии по обеспечению жильем

 по апелляционной жалобе Л.Н.В.

 на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 2 декабря 2013 года

 установила:

 Решением Старооскольского городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ Б. (ныне Л.) Н.В. передана на попечение органов опеки и попечительства. Этим же решением суда с ее матери взысканы в пользу детского учреждения алименты на содержание дочери.

 Решением исполкома Старооскольского городского совета народных депутатов Л.Н.В. определена в детский дом, при этом за ней была закреплена квартира по адресу: <адрес>

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. являлась воспитанницей <данные изъяты> и находилась на полном государственном обеспечении.

 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. проходила обучение в профессиональном училище, получала стипендию, компенсацию на питание и одежду как воспитанница детского дома. Изначально была поселена в общежитие, из которого выехала ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. была зарегистрирована по месту жительства в закрепленной за ней квартире.

 ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь А.

 ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет с составом семьи 2 человека, включая малолетнюю дочь.

 ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к главе местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей комнаты в общежитии в связи с невозможностью проживания с матерью и братом. В заявлении указывала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы она находилась в <данные изъяты>.

 В списки детей, оставшихся без попечения родителей, Л.Н.В. не включена.

 Дело инициировано ФИО1, которая просила:

 - установить ей социальный статус ребенка оставшегося без попечения родителей в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

 - обязать администрацию г. Старый Оскол предоставить ей с учетом членов семьи жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм.

 Решением суда иск оставлен без удовлетворения.

 В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить и удовлетворить иск. Полагает доказанным факт оставления ее без попечения родителей. Считает, что со стороны органов опеки и попечительства имело место бездействие в части контроля за соблюдением ее жилищных прав. Указывает на предпринятые ею попытки реализовать свое право на получение жилья до достижения 23 лет. Ссылается на невозможность проживания с матерью и братом, а также отсутствие у нее иного жилья.

 Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и заслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим причинам.

 В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

 Суд первой инстанции ошибочно расценил заявленные требования как исковые, так как Л.Н.В. в обоснование своих требований ссылалась на бездействие администрации Старооскольского городского округа по обеспечению ее жильем как ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 В такой ситуации дело подлежало рассмотрению с учетом правил предусмотренных главой 25 ГПК РФ.

 Судебная коллегия отмечает, что Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает какого-либо процессуального порядка наделения детей статусом, оставшихся без попечения родителей.

 Как усматривается из материалов дела, Л.Н.В. в малолетнем возрасте была передана на попечение органов опеки и попечительства, определена в детский дом, а впоследствии в профессиональное училище, причем в указанный период находилась на полном государственном обеспечении.

 С учетом совершения органами власти вышеупомянутых действий по устройству, содержанию и обучению Л.Н.В. судебная коллегия исходит из приобретения последней статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 Для указанной категории граждан ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

 Согласно ч. 3 упомянутой статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

 В соответствии со ст. 4 Закона Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области» полномочиями по формированию списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

 Как видно из представленного учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. с составом семьи 2 человека была признана нуждающейся в жилом помещении на основании ее заявления, в котором отсутствовали ссылки на наличие статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.В. повторно обращалась с заявлением об обеспечении ее жильем. В своем заявлении указывала на длительное пребывание в детском доме и невозможность проживания в закрепленном за ней помещении по причине нахождения в нем дважды судимого брата и матери, ведущей аморальный образ жизни.

 Сведения о рассмотрении данного заявления в учетном деле отсутствуют. Иных доказательств о принятии администрацией Старооскольского городского округа мер по рассмотрению соответствующего заявления и разрешению вопроса о включении заявительницы в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, суду не представлено.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия признает, что администрация Старооскольского городского округа допустила бездействие в части рассмотрения поданного Л.Н.В. заявления и считает возможным возложить на упомянутую администрацию обязанность рассмотреть вопрос о включении заявительницы в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечения жилым помещением.

 Руководствуясь ст.ст. 328-329, п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 2 декабря 2013 г. по делу по иску Л.Н.В. к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о выполнении социальной гарантии по обеспечению жильем отменить.

 Возложить на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность рассмотреть вопрос о включении Л.Н.В. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Председательствующий

 Судьи