АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Петушкова О.Ю. 33-8295/2015
А-63
05 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Ашихминой Е.Ю.,
судей Тихоновой Ю.Б., Деева А.В.
при секретаре Ермошкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю.
гражданское дело по заявлению Новоангарского сельского совета о признании незаконными действий должностных лиц Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района и акта проверки
по апелляционной жалобе Новоангарского сельского совета
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 14 мая 2015 г., которым в удовлетворении требований заявления отказано.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новоангарский сельский совет Мотыгинского района обратился 12.01.2015 г. с заявлением, уточнив которое, просил признать незаконными действия должностных лиц Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района начальника Яковлевой О.В., ведущего специалиста Петренко Н.Ю., специалиста Кунц Н.В. по комплексной проверке в период с <дата> по <дата> соблюдения администрацией данного сельсовета бюджетного законодательства и составленного по ее результатам акта от <дата> г., ссылаясь на свою самостоятельность, не подотчетность и не подконтрольность органам местного самоуправления муниципального района, в связи с чем, действиями ответчиков с превышением компетенции нарушено право заявителя на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения через созданные им органы местного самоуправления.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Новоангарский сельский совет, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенные в поданном в суд заявлении с уточнением, и на представленные доказательства, считая, что суд не дал им должной правовой оценки и неправильно применил материальный закон.
Начальником Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района Яковлевой О.В. поданы возражения с доводами об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела (л.д.167-172 т.2), обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда по основанию, установленному п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы; созданы препятствия к осуществлению прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы не были нарушены (ч.4 ст.258 ГПК РФ).
Статьей 124 ГК РФ установлено, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений и к таким субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из материалов дела следует, что Мотыгинский район Красноярского края и Новоангарский сельский совет Мотыгинского района являются самостоятельными муниципальными образованиями.
<дата> начальником финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района, являющегося юридическим лицом в соответствии с Положением об управлении, издан приказ № о комплексной проверке исполнения сметы доходов и расходов администрацией Новоангарского сельского совета за период с <дата> по <дата> согласно плана ревизий и проверок на 2014 г., осуществить которую уполномочены специалисты управления Петренко Н.Ю. и Кунц Н.В. в период с <дата> по <дата> (л.д.1, 5-11 т.1).
Согласно составленному <дата> указанными специалистами Петренко Н.Ю. и Кунц Н.В. акту, с которым ознакомлены <дата> под роспись глава Новоангарского сельсовета и главный бухгалтер администрации сельсовета, данная проверка проведена по вопросам: формирования и исполнения бюджета поселения за 2012 и 2013 г.г., основным источником которого является налог на доходы физических лиц; ревизии кассы и кассовых операций; состояния бухгалтерского учета и учетной политики; учета и списания материальных ценностей (в том числе ГСМ), оформления авансовых отчетов, путевых листов; состояния дебиторской и кредиторской задолженности по взаимным обязательствам с организациями и учреждениями; правильности определения фонда оплаты труда и фактического его использования; сделаны выводы о ряде нарушений законодательства РФ и субъекта Красноярского края о бухгалтерском учете и отчетности, об оплате труда. Отказывая при таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя, суд руководствовался нормами ч.2 ст.15 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст.266.1 и 267.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также Уставом Новоангарского сельского совета, Положением о Финансово-экономическом управлении администрации <адрес>, Положением об отделе учета и отчетности данного управления, инструкцией о порядке проведения данным управлением проверки № от <дата> и должностными инструкциями начальника финансово-экономического управления администрации района и специалистов, и исходил из того, указанное управление было вправе принимать решения по вопросам планирования и проведения комплексной проверке исполнения сметы доходов и расходов администрацией Новоангарского сельского совета, в связи с чем приказ начальника управления о проведении проверки, действия специалистов управления по ее проведению и составленный по ее результатам акт приняты в пределах компетенции, соответствуют требованиям закона и потому не нарушают прав и охраняемых интересов заявителя.
С таким выводом судебная коллегия не соглашается, поскольку он нарушает нормы материального права, ссылка суда на некоторые из которых правильна, однако их содержание не соответствует толкованию, примененному судом.
Так, в силу ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории, является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании ст.52 настоящего Закона составление и рассмотрение проекта местного
бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, которым также устанавливаются бюджетные полномочия муниципальных образований.
Согласно ст.265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований).
На основании ст.266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются:
главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
а также перечисленные в ч.1 настоящей статьи хозяйствующие субъекты.
В силу ч.2 настоящей статьи органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы РФ. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.
Таким образом, муниципальное образование Мотыгинский район не вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль за исполнением муниципальным образованием Новоангарский сельский совет местного бюджета, который осуществляются органами местного самоуправления последнего самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ в сфере бюджетных правоотношений.
При этом Федеральный закон «О противодействии коррупции» не устанавливает иного и не регулирует спорное правоотношение.
Ссылки суда на нормы положения Устава Новоангарского сельского совета, Положенияо Финансово-экономическом управлении администрации Мотыгинского района, Положением об отделе учета и отчетности данного управления также не состоятельны, поскольку каждый из указанных правовых актов регулирует правоотношение внутри соответствующего муниципального образования.
В таком положении решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий должностных лиц финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района начальника Яковлевой О.В., ведущего специалиста Петренко Н.Ю., специалиста Кунц Н.В. по комплексной проверке в период с <дата> по <дата> соблюдения администрацией Новоангарского сельсовета бюджетного законодательства и составленного по ее результатам акта от <дата> г., поскольку такие действия посягают самостоятельность, не подотчетность и не подконтрольность сельского поселения органам местного самоуправления муниципального района по вопросу исполнения местного бюджета.
Руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 14 мая 2015 г.
отменить, принять новое решение, которым требования заявления Новоангарского сельского совета удовлетворить, признать незаконными действий должностных лиц финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района начальника Яковлевой О.В., ведущего специалиста Петренко Н.Ю., специалиста Кунц Н.В. по комплексной проверке в период с <дата> по <дата> соблюдения администрацией Новоангарского сельсовета бюджетного законодательства и составленный по ее результатам акт от <дата> г.
Председательствующий Е.Ю.Ашихмина
Судьи А.В.Деев
Ю.Б.Тихонова