ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-82/2016 от 14.01.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Шиирипей А.В. Дело № 33-82/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 14 января 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Салчак А.А.,

судей Болат-оол А.В., Канзай А.А.,

при секретаре Дарган Ч.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. административное дело по иску Васильевой М.Р. к Главному архитектору г. Кызыла, мэрии г. Кызыла о признании незаконным архитектурно-планировочного задания по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 октября 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Васильева М.Р. обратилась в суд с иском к Главному архитектору г. Кызыла, мэрии г. Кызыла о признании незаконным архитектурно-планировочного задания, указав, что является собственником земельного участка и ** АЗС), ** и намерена осуществить строительство нового архитектурного объекта. 28 августа 2015 года в связи с обращением в суд с заявлением об оспаривании бездействия мэрии г. Кызыла ей было выдано архитектурно-планировочное задание ** от 26 августа 2015 года за подписью главного архитектора г. Кызыла. Полагает, что данное архитектурно-планировочное задание не соответствует закону, поскольку: оно не подписано начальником Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла; имеются несоответствия в дате его составления и утверждения; указание местоположения АЗС - зона малоэтажной застройки (Ж-2) не соответствует действительности, согласно письму Управления архитектуры мэрии г. Кызыла от 08 октября 2014 года АЗС расположена в зоне застройки среднеэтажными и малоэтажными жилыми домами (Ж-1); размер земельного участка не указан в гектарах; в разделе «транспортные условия» не указано о наличии дорог и тротуаров, а формулировка «подъезд к зданию осуществлять по существующему выезду» ограничивает права заказчика, поскольку существующий въезд являлся самостоятельно возведенным для въезда-выезда с территории автостоянки, а не АЗС; не указано на наличие инженерно-строительных условий и инженерного оборудования, формулировка о прохождении линии электропередач по участку является необоснованной; не указано наименование смежных землепользователей и их границы, отсутствует схема границ; указание в разделе «архитектура фасадов» - «с учетом национальных традиций» не конкретизировано; указание в разделе «организация строительства» на необходимость разработки раздела проекта организации строительства противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года №87; в разделе «промежуточные согласования» незаконно указано о согласовании с Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла; в части порядка согласования и утверждения также незаконно указано о службах надзора г. Кызыла, выдавших ТУ, и Ростехнадзоре. В нарушение положений постановления Госстроя России от 01 апреля 1998 года № 18-28 к архитектурно-планировочному заданию отсутствуют обязательные приложения. Просила признать незаконным архитектурно-планировочное задание ** от 26 августа 2015 года и обязать мэрию г. Кызыла устранить допущенное нарушение, выдав архитектурно-планировочное задание, выполненное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 октября 2015 года иск Васильевой М.Р. удовлетворен. Судом постановлено признать недействительным архитектурно-планировочное задание Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла ** от 26 августа 2015 года на разработку рабочего проекта капитального здания АЗС; обязать Управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла в течение одного месяца со дня вынесения решения суда выдать Васильевой М.Р. архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство объекта - **, выполненное в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» и постановления Госстроя России от 01 апреля 1998 года № 18-28».

В апелляционной жалобе мэрия г. Кызыла просит решение суда отменить, указывая на то, что права истца не нарушены в связи с отсутствием необходимости в выдаче архитектурно-планировочного задания, так как действующим градостроительным законодательством установлено, что для подготовки проектной документации, выдачи разрешения на строительство и ввода объекта в эксплуатацию требуется градостроительный план земельного участка, который Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла был подготовлен и направлен истцу. Положениями Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» закреплено, что до вступления в силу формы градостроительного плана земельного участка применяется архитектурно-планировочное задание. После установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка подготовка проектной документации осуществляется на основании данных, указанных в градостроительном плане земельного участка. Вывод суда о том, что без архитектурно-планировочного задания истцом не может быть подготовлен архитектурный проект, необоснован. Градостроительный план земельного участка необходим для подготовки проектной документации, т.е. для архитектурно-строительного проектирования. Обязанность по предоставлению документов, содержащих положения, на основании которых истец просил признать незаконным архитектурно-планировочное задание, возложена на истца.

В судебном заседании представитель мэрии г. Кызыла Кузнецова Е.Н. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.

Васильева М.Р. и Главный архитектор мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ст. 150 КАС РФ рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав представителя мэрии г. Кызыла Кузнецову Е.Н., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 169-ФЗ) заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Частью 3 ст. 3 Федерального закона № 169-ФЗ установлено, что архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации. Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Не допускается включение в архитектурно-планировочное задание требований к архитектурным и конструктивным решениям, внутреннему оборудованию, внутренней отделке архитектурного объекта, а также иных требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, не обоснованы необходимостью сохранения характера сложившейся застройки города или иного населенного пункта, природной среды и охраны памятников истории и культуры. Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке. В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в суд.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что архитектурно-планировочное задание, на основании которого составляется архитектурный проект, выдается до начала работ по строительству (реконструкции) объекта по заявке заказчика (застройщика) на основании документов, удостоверяющих его право собственности (право распоряжения) земельным участком.

Постановлением Госстроя России от 01 апреля 1998 года N 18-28 утверждены Рекомендации по составу архитектурно-планировочного задания на проектирование и строительство зданий, сооружений и их комплексов, согласно которым архитектурно-планировочное задание должно содержать требования, вытекающие из прав и обязанностей субъектов градостроительной деятельности, соответствующие правовым нормам российского законодательства, нормативной правовой базе субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, а также положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно - гигиенические, противопожарные требования к строящемуся объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и др.), требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления могут конкретизировать и дополнять настоящие Рекомендации с учетом условий градостроительной ситуации, национальных, исторических, культурных, природных и т.д. особенностей региона, города или другого поселения. Формы архитектурно-планировочного задания могут уточняться более детальными требованиями в зависимости от условий, вида и объекта инвестиционной деятельности (новое строительство, реконструкция или реставрация, в исторической среде или на свободной территории, промышленный объект или садово - парковый комплекс и т.д.).

Как следует из материалов дела, Васильевой М.Р. выдано архитектурно-планировочное задание **, утвержденное начальником Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла - главным архитектором города Д. 26 августа 2015 года, на разработку рабочего проекта капитального здания АЗС **.

Судом первой инстанции установлено, что указанное архитектурно-планировочное задание не соответствует требованиям действующего законодательства:

- в нарушение ст. 3 Федерального закона № 169-ФЗ о запрете включения в архитектурно-планировочное задание требований и условий, ограничивающих права заказчика (застройщика) и автора архитектурного проекта, если такие требования и условия не основаны на положениях действующего законодательства, нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, утвержденной градостроительной документации, в разделе «Характеристика предоставляемого для проектирования участка» в подразделе «Транспортные условия» вместо характеристики этих условий (наличие дорог, тротуаров...) содержится предписание о том, что подъезд к зданию необходимо осуществлять по существующему въезду;

- в подразделе «Смежные участки» архитектурно - планировочного задания, в котором согласно утвержденной постановлением Госстроя России форме должно указываться наименование смежных землепользователей и их границы по прилагаемой схеме, отсутствуют конкретные сведения о таких землепользователях; к архитектурно - планировочному заданию не приложена схема границ согласно этому разделу;

- в подразделе «Местоположение» раздела «Характеристика предоставляемого для проектирования участка» указано о расположении объекта в центральном территориальном районе в зоне застройки малоэтажными жилыми домами Ж-2, в то время как земельный участок **, входит в зону «Ж-1» - зона застройки среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, предназначенная для застройки среднеэтажными (5-8) этажей и многоэтажными (до 10 этажей) жилыми домами, что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл», утвержденным решением Хурала представителей г. Кызыла от 27 ноября 2012 года № 432;

- в нарушение положений ст. 3 Федерального закона № 169-ФЗ в разделе «Обязательные требования и рекомендации» в архитектурно - планировочном задании не содержатся ссылки на Правила землепользования и застройки и генеральный план г. Кызыла, а также на обязательные экологические, санитарно-эпидемиологические требования к архитектурному объекту;

- в нарушение установленного ст. 3 Федерального закона № 169-ФЗ запрета установления требований к архитектурным решениям, которые не основаны на положениях действующего законодательства, в подразделе «Архитектура фасадов» указано «с учетом национальных традиций» без указания на конкретные правовые акты, устанавливающие такие требования;

- в подразделе «Организация строительства» этого же раздела предписано разработать раздел «Проект организации строительства», в то время как, согласно рекомендаций, утвержденных постановлением Госстроя России от 01 апреля 1998 года № 18-28, в нем должны быть установлены условия по исключению неблагоприятного воздействия на население, проживающее на прилегающей территории; предложения по организации движения транспорта и функционированию городского хозяйства; требования по формированию пусковых комплексов, этапов (если таковые имеются). Предписание разработать раздел «Проект организации строительства» также нарушает ст. 3 Федерального закона №169-ФЗ, поскольку противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», согласно п. 7 которого необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6 проектной документации «Проект организации строительства» разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов; во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование, то есть возможность включения проекта организации строительства в проектную документацию определяется заказчиком, и требование о необходимости разработки этого раздела проекта не может быть включено в архитектурно-планировочное задание архитектурно-планировочное задание;

- в разделе «Дополнительные условия» в подразделе «Порядок согласования и утверждения» в нарушение положений Госстроя России указано о согласовании и утверждении службами надзора г. Кызыла, службами, выдавшими ТУ, а также Ростехнадзором, без указания конкретных органов контроля и надзора, а также документов согласования и утверждения и сроков производства этих действий данными органами;

- не определен перечень обязательных приложений к архитектурно-планировочному заданию в соответствии требования постановления Госстроя России;

- в архитектурно-планировочном задании имеются и технические ошибки: в разделе «Характеристика земельного участка» не указаны размеры земельного участка (в куб.м. или гектарах); дата составления задания - 28 августа 2015 года не соответствует дате его утверждения - 26 августа 2015 года.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным выданное Васильевой М.Р. Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла архитектурно-планировочное задание.

Сделав правильный вывод о том, что наличие в архитектурно-планировочном задании незаконных требований препятствует истцу подготовке архитектурного проекта, суд обоснованно возложил на Управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла обязанность выдать Васильевой М.Р. архитектурно-планировочное задание на проектирование и строительство объекта в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона №169-ФЗ и постановления Госстроя России от 01 апреля 1998 года № 18-28 (Рекомендациями по составу архитектурно-планировочного задания).

Довод апелляционной жалобы о том, что права истца не нарушены в связи с отсутствием необходимости в выдаче архитектурно-планировочного задания, которое заменено градостроительным планом земельного участка, был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно был им опровергнут с указанием на то, что выдача архитектурно-планировочного задания по заявке заказчика предусмотрена ст. 3 Федерального закона №169-ФЗ, и обязанность заказчика иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, несмотря на вступление в силу положений Градостроительного кодекса о введении градостроительного плана земельного участка, в настоящее время не отменена.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2016 года.

Председательствующий

Судьи