ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8309/2014 от 06.08.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Самсонова М.В. Дело № 33-8309/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 «06» августа 2014 года г.Волгоград

 Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего Малышевой И.А.

 судей: Кузнецовой Г.М., Бабайцевой Е.А.

 при секретаре Ивановой Е.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> о признании действия незаконным, компенсации морального вреда

 по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по Волгоградской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

 на решение Кировского районного суда г.Волгограда от 02 июня 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

 Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., объяснения представителя Б., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

 УСТАНОВИЛА:

 С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> о признании действия незаконным, компенсации морального вреда.

 В обоснование исковых требований указал, что для прохождения комиссии по реабилитации он обратился к ответчику, однако ввиду непредставления паспорта гражданина Российской Федерации ему было отказано в предоставлении государственной услуги. Находит такой отказ незаконным, поскольку его личность удостоверена свидетельством нотариуса о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, которое с 2005 года является документом, удостоверяющим его личность.

 Признать действия (бездействия) ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> в части не предоставления государственной услуги незаконными; признать права нарушенными; взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей; возложить на ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> обязанность по оказанию государственной услуги в соответствии с заявлением от 24 марта 2014 года.

 Судом постановлено указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» по Волгоградской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы не была предоставлена С. ввиду отсутствия документа, удостоверяющего личность, а наличие у истца свидетельства об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей проведения медико-социальной экспертизы.

 С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.

 В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда может быть признано законным и обоснованным только тогда, когда оно основано на доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 В соответствии с пп. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

 Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

 Судебная коллегия приходит к выводу, что в данном деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции, которые выразились в следующем.

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

 Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 На основании ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно п. 9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н (далее Административный регламент), проведение медико-социальной экспертизы является государственной услугой

 В силу п.28 Административного регламента, для предоставления государственной услуги получатель государственной услуги представляет следующие документы:

 а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации: паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет); свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет); дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение личности моряка; удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов); военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования); временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;

 б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации: паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

 в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации: документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; удостоверение беженца; удостоверение вынужденного переселенца.

 Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 г) заявление о предоставлении государственной услуги.

 Из материалов дела усматривается, что С. обратился в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> с заявлением о проведении комиссии по реабилитации для получения слухового аппарата.

 Причиной отказа в предоставлении государственной услуги послужило отсутствие у С. паспорта гражданина Российской Федерации.

 Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком незаконно отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку истец обладал надлежащим документом, удостоверяющим личность – свидетельством об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке.

 Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

 Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

 В соответствии с п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; б) дипломатическим паспортом; в) служебным паспортом; г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка); д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 настоящего Положения); ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

 В силу ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

 Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

 Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", установлено ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" постановлено, в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, других прав и свобод граждан Российской Федерации, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

 С учетом вышеприведенных правовых норм, свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не входит в перечень документов, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, и таковым не является.

 Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в Определении №12-КГ14-1 от 04 июня 2014 года.

 При таких обстоятельствах, поскольку заявителем для получения государственной услуги по прохождению медико-социальной экспертизы в уполномоченный орган в качестве документа, удостоверяющего личность, было предоставлено только свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> правомерно отказало в предоставлении государственной услуги.

 Поскольку оспариваемое решение заинтересованного лица об отказе в предоставлении С. государственной услуги по медико-социальной экспертизе принято в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителя не нарушают, суду надлежало в удовлетворении требований заявителей отказать.

 Таким образом решение суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления С.

 Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Кировского районного суда г.Волгограда от 02 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области» Бюро МСЭ № <...> о признании действия незаконным, компенсации морального вреда – отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: