ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-831 от 19.03.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

 Дело № 33-831

 Судья Гончаров Н.В.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 г. Тамбов 19 марта 2014 года

     Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

 председательствующего: Чербаевой Л.В.,

 судей: Баранова В.В., Ледовских И.В.,

 при секретаре: Нагорновой О.В.,

     рассмотрела в судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области к Ефремовой В.И. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

     по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области на решение Уметского районного суда Тамбовской области от 12 декабря 2013 года.

     Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а :

     Указывая на то, что Ефремова В.И. являясь собственником транспортного средства, не уплатила транспортный налог за 2010-2011г.г., Межрайонная ИФНС России № 3 по Тамбовской области 18 ноября 2013 года обратилась в Уметский районный суд с исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу в сумме 2950 руб. и пени в сумме 13 руб. 39 коп.

     Решением Уметского районного суда Тамбовской области от 12 декабря 2013 года в удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области к Ефремовой В.И. отказано.

     Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Тамбовской области обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Доводы приведены следующие.

     Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что из паспорта транспортного средства - автомобиля ***, per. № ***, принадлежащей ФИО1 видно, что он является специальным автомобилем, с мощностью двигателя 75 л.с. В строке 4 «Категория транспортного средства (A,B,C,D, прицеп)» данный автомобиль отнесен к категории «В», разрешенная масса которых не превышает 3 500 кг., и число мест для сидения, помимо сидения водителя, не превышает восьми. В решении указано на то, что в компетенцию ГИБДД не входит установление типа и категории транспортного средства, это компетенция завода изготовителя, однако на момент выпуска данного транспортного средства в 1986 году паспорт транспортного средства заводом изготовителем на автомобиль не выдавался.

 Налоговые ставки, установлены в зависимости от категории
транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, в размере для легковых автомобилей до 100 л.с. - 10 руб., грузовых автомобилей до 100 л.с. - 25 руб., автомобиль ***, зарегистрированный на имя ФИО1, по паспорту транспортного средства отнесен к категории транспортных средств «В», то есть легковому автомобилю, и налоговая ставка на данный автомобиль составляет 10 руб., но не 25 руб.

 В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

 Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

 Органами УГИБДД по Тамбовской области, представлена информация о регистрации транспортного средства: автомобиль грузовой ***, per. №***, мощность двигателя 75 л.с., дата возникновения собственности - 10.09.2001, за ФИО1, что явилось основанием для исчисления транспортного налога.

 В соответствии со ст.6 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2002 года №69-3 «О транспортном налоге в Тамбовской области», налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства и подлежит исчислению в зависимости от типа транспортного средства (легковой, грузовой, автобус и т.д.).

 В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки установлены в зависимости от категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".

 Налоговый кодекс РФ не определяет понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи, с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства РФ.

 Паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе, и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили". При этом глава 28 НК РФ, в частности статья 358 НК РФ, при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования. К тому же из паспорта транспортного средства видно, что автомобиль *** per. № *** в строке 3 «Наименование (тип ТС)» данный автомобиль отнесен к категории грузопассажирский.

 Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли РФ N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение) установлено:

 - в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).

 Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

 В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

 Так, КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

 Из анализа данных положений следует, что категория "В", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

 В связи с этим, транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (помимо сидения водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и грузовому автотранспорту.

 В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1»-легковой автомобиль, «7»-фургоны, «9»- специальные.

 Поэтому при определении типа спорных транспортных средств и ставок транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этих автомобилей, необходимо руководствоваться сведениями о транспортных средствах, указанными в соответствующих паспортах, из которых не следует, что спорные автомобили являются легковыми.

     В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 - ФИО2 просил об оставлении решения без изменения.

     В настоящем судебном заседании представитель налоговой инспекции ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала.

     Представитель ответчицы ФИО1 - ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, настаивая на законности решения суда первой инстанции.

     Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит оспариваемое решение, как принятое с нарушением норм материального права, подлежащим отмене, и исходит при этом из следующего.

     Наличие в собственности автомобиля *** и, в связи с этим, установленную законом обязанность по уплате транспортного налога, ответчица ФИО1 не оспаривает.

     06 апреля 2012 года налоговой инспекцией в ее адрес направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога с указанного автомобиля за 2009-2011г.г., в размере, рассчитанном, как для грузового транспортного средства, а именно - 1875 руб. ежегодно.

     ФИО1 транспортный налог с автомашины *** уплачен за каждый год в размере 400 руб., то есть, как с легкового транспортного средства.

     Требование налоговой инспекции об уплате недоимки по транспортному налогу с указанного автомобиля, как с грузового, за 2009-2011 г.г. по 1475 руб. ежегодно, а также пени в размере 13 руб. 84 коп. ФИО1 не исполнено.

     Соответствующий судебный приказ, в связи с возражениями ФИО4 относительно его исполнения, определением мирового судьи Уметского района от 14 мая 2013 года отменен.

     Относя принадлежащий ФИО1 автомобиль *** к легковым, суд первой инстанции руководствовался тем, что он имеет категорию «В», к которым относятся автомобили, разрешенная масса которых не превышает 3,5 тонн и число мест для сидения, помимо места водителя, не превышает восьми. При этом суд сослался на «Общероссийский классификатор (коды 153410165, 153410166)».

     С подобным выводом судебная коллегия согласиться не может.

     В кодах 15 3410165 и 15 3410166 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. № 359 соответственно указаны «автомобили легковые специальные фургоны» и «автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные)».

     Но содержащаяся в данном Постановлении классификация транспортных средств (как по указанным выше кодам, так и по другим) не связана с их категориями (А, В, С, D).

     К транспортным средствам категории «В» согласно Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974г., относятся автомобили, разрешенная масса которых не превышает 3,5 тонн и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

     А, исходя из сравнительной таблицы категорий транспортных средств по классификации комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение № 3 к утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005г. Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств) транспортное средство категории «В» возможно отнести как к грузовым, так и к легковым транспортным средствам.

     Категория транспортного средства для целей налогообложения определяется на основании представленных уполномоченными органами в налоговые органы сведений, исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.

     В паспорте автомобиля ответчицы (***) в строе 4 указана категория - «В», что означает возможность отнесения его как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 месят для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн, то есть, как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

     В строке 3 паспорта тип автомобиля *** указан - «грузопассажирский». По карточке учета транспортных средств тип указанного автомобиля значится – «9 грузовой, прочие».

     Возможность перевозки указанным автомобилем грузов массой не более 3,5 тонн ответчицей и ее представителем не опровергнута. Действия сотрудников ГИБДД по внесению соответствующих сведений об автомобиле, как грузовом, и передаче их в налоговые органы ими в установленном порядке не оспорены. Факт оплаты в предыдущие годы транспортного налога за указанный автомобиль, как легковой, и отсутствие к ним претензий в связи с этим, на что ссылаются, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

     При указанных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

     На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

     Решение Уметского районного суда Тамбовской области от 12 декабря 2013 года отменить и принять новое.

     Взыскать с ФИО1 в бюджет Тамбовской области недоимку по транспортному налогу за 2010-2011г.г. в размере 2950 руб. и пени за период с 06 по 16 ноября 2012 года - 13 руб. 39 коп., а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

 Председательствующий:

 Судьи: