ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8322/18 от 21.08.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Александрова Е.А. Дело

Докладчик: Власкина Е.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Власкиной Е.С.,

судей Галаевой Л.Н., Черных С.В.,

при секретаре Солодовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 августа 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии <адрес> на решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Власкиной Е.С., объяснения Соболева Д.Р., представителя Соболева Д.Р. - Пинаевой Е.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Соболев Д.Р. обратился в суд с иском к мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В иске указал, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия. Согласно решению Первомайского районного суда <адрес> мать истца - Куманькова В.А. лишена родительских прав, а ДД.ММ.ГГГГ умерла, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

В соответствии с приказом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение не получил, при этом закрепленного на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма жилого помещения не имеет, что подтверждается ответом управления по жилищным вопросам мэрии <адрес>.

С учетом уточнений, просил суд обязать мэрию <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета <адрес>.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Исковые требования ФИО1 к мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать мэрию <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств областного бюджета <адрес>.

В апелляционной жалобе мэрия <адрес> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.

В доводах жалобы указано, что дополнительные гарантии по предоставлению жилья сиротам относятся к расходным обязательствам субъекта РФ, в связи с чем, в отсутствие надлежащего финансирования из субъекта РФ мэрия <адрес> не может исполнить решение суда. Обращено внимание на то, что потребность в средствах для указанных целей значительно превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований. В настоящее время предоставленные субвенции освоены в полном объеме, по муниципальным контрактам приобретено 4 квартиры. Жилые помещения предоставлены лицам данной категории во исполнение судебных актов, которые вступили в законную силу. Дополнительные объемы субвенций на обеспечение граждан данной категории до мэрии <адрес> не доводились. Исполнение требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, Бюджетным кодексом РФ не допускается. Управление бюджетными средствами осуществляется в соответствии с принципом социальной направленности. Предоставление истцу жилого помещения ранее впереди стоящих перед ним такой же категории граждан повлечет безусловное нарушение прав последних.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет как нуждающийся во внеочередном представлении жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит под порядковым номером 463. Из представленных в материалы дела документов следует, что истец на праве собственности жилых помещений на территории <адрес> не имеет, проживает на основании договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным Законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес>-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принимая во внимание, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не достиг возраста 23-х лет, значится в списке граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением, однако до настоящего времени соответствующего жилья ему не предоставлено, пришел к выводу о праве истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления, возложив такую обязанность на мэрию <адрес>.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы мэрии <адрес> о недостаточном выделении ей субвенций из областного бюджета на цели обеспечения сирот жильем, не могут являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не должно препятствовать истцу в реализации его права на обеспечение жилым помещением.

Как обоснованно учел районный суд, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот, поскольку реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доводы о том, что предоставление истцу жилого помещения ранее впереди стоящих перед ним такой же категории граждан повлечет безусловное нарушение прав последних, судебная коллегия также находит несостоятельными.

Нормами законодательства, предусматривающими обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан не установлена.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает лишь установление процедурных правил по формированию списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и прочее).

По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным органом факта наличия предусмотренных федеральным законодательством оснований для реализации указанной выше категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, поскольку в действующем законодательстве отсутствует указание на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа специализированных жилых помещений в порядке очередности, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом требований о предоставлении ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Кроме того, иные дети - сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными.

Учитывая, что обязательства <адрес> как субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с <адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» переданы мэрии <адрес>, вывод суда о возложении на нее обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории <адрес> в пределах нормы предоставления - не менее 30 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.

При этом, возлагая на мэрию <адрес> обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно указал о предоставлении такого жилого помещения за счет средств областного бюджета <адрес>, поскольку согласно положениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ и от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию за счет средств областного бюджета <адрес>.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: