Судья Тимофеева А.М.
Судья-докладчик Давыдова О.Ф. по делу № 33-8323/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Сазонова П.А., Стефанкова Д.В.,
при секретаре Апкине В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа во включении в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с даты включения в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании включить в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с даты включения в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 09 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что Дата изъята она, как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по месту фактического проживания - в Усть-Кутском муниципальном образовании Иркутской области. Вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Иркутска от Дата изъята возлагает на ответчика обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. На основании постановления администрации Бодайбинского городского поселения Дата изъята «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет» она была включена в областной реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области. Дата изъята она обратилась с заявлением к ответчику о включении ее в список с даты первоначальной постановки, с учетом включения в областной реестр, сославшись на абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Однако ей было отказано во включении в список с даты первоначальной постановки (с учетом включения в областной реестр Дата изъята ), со ссылкой на абз. 3 ч.2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ.
Считает отказ незаконным, поскольку ответчик в результате рассмотрения ее заявления применяет неверную норму права, а именно абз. 3 ч. 2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2012 №164-ОЗ. Порядок включения в список на предоставление жилого помещения (для правоотношений, возникших до дня вступления настоящего закона в силу) регулирует абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Закон Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ вступил в силу после 01.01.2013, а она Дата изъята была включена в областной реестр детей-сирот на основании действующего на тот момент закона Иркутской области от 22.06.2010 №50-03. Поскольку 29.12.2012 она на основании постановления администрации Бодайбинского городского поселения включена в областной реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, считает, что должна быть включена в список Министерством имущественных отношений Иркутской области с указанной даты (без подачи заявления) на основании абз. 2 ч.2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2012 № 164-03.
В настоящее время учетный номер от даты включения в список Дата изъята по списку по области - 2241, а по Усть-Кутскому району - 26. Полагает, что если бы ответчик включил ее в список на предоставление жилого помещения с даты включения в областной реестр детей-сирот с Дата изъята , как предусмотрено законом (абз. 2 ч. 2 ст. 9 Закона Иркутской области № 164-ОЗ), соответственно ее учетный номер по списку был бы гораздо меньше и она уже бы получила жилое помещение. С учетом уточненных требований просила признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области (Дата изъята ) во включении в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Усть-Кутском муниципальном образовании с Дата изъята - с даты включения в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязать включить в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Усть-Кутском муниципальном образовании с Дата изъята - с даты включения в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определением суда от 05.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1.
Определением суда от 14.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 7, отдел опеки и попечительства граждан по г.Усть-Куту и Усть-Кутскому району.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 09 июля 2018 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом установлена незаконность отказа ответчика во включении в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения с даты включения в областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, она должна была быть включена в список с даты включения в областной реестр - с Дата изъята . При этом суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что имеется вступившее в законную силу решение суда об обязывании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения от Дата изъята и поэтому отказ ответчика не нарушает ее право. Однако суд не учел доводы, указанные в уточненном исковом заявлении, в заявлении о приобщении документов к материалам дела и доказательства, представленные ею. По настоящее время ее право на получение жилого помещения нарушено, жилое помещение ей не предоставлено.
Решение Кировского районного г. Иркутска от 27.04.2017 об обязании ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не исполняется уже более года. При этом указанное решение суда не исполняется не из-за отсутствия денежных средств или жилых помещений. Денежные средства выделяются на строительство жилых помещений, к примеру, в 2017 году по Иркутской области было построено и предоставлено 745 квартир (из них 60 квартир в г. Усть-Куте). И как указывает сам ответчик, жилое помещение ей будет предоставлено в хронологической последовательности, установленной списком по предоставлению жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения по Иркутской области, независимо от того, что имеется вступившее в законную силу решение суда об обязании предоставить жилое помещение.
На неоднократные жалобы о том, что вступившее в законную силу решение суда не исполняется в разумные сроки, даны ответы от Министерства имущественных отношений Иркутской области, Правительства Иркутской области, Федеральной службы судебных приставов Иркутской области, из которых следует, что решение суда не подлежит исполнению во внеочередном порядке и что ей жилое помещение будет предоставлено согласно хронологической последовательности, установленной списком по предоставлению жилых помещений по Иркутской области. При этом контролирующие органы не усматривают бездействие пристава- исполнителя и неверное толкование норм права, в результате чего предоставление жилых помещений фактически продолжает осуществляться по списку, установленному ответчиком, не смотря на имеющееся вступившее в законную силу решение суда. Однако, если ответчик включит ее в список по предоставлению жилых помещений с даты включения в областной реестр детей-сирот (с Дата изъята ), тогда она в этом году сможет получить жилое помещение. Суд указал в решении, что для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо наличие 2-х условий - оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя и не соответствует закону или иному нормативному акту. В данном случае, решение ответчика не соответствует закону, что было установлено судом, а также нарушает ее право истца, так как ей не предоставлено жилое помещение, поэтому право остается нарушенным.
Считает, что должен быть применен один из способов защиты, который является более эффективным, с помощью которого в разумные сроки будет восстановлено нарушенное право на предоставление жилого помещения и таким способом в данном случае является способ защиты - признать незаконным отказ ответчика о включении в список с даты включения ее в областной реестр детей-сирот и обязать ответчика включить ее в список на предоставление жилого помещения с даты включения в областной реестр детей-сирот.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание не явились ФИО1 (извещена смс- сообщением), представители Министерства имущественных отношений Иркутской области, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №1, Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №7, Отдела опеки и попечительства граждан по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району (по сведениями сайта Почта России судебные извещения вручены адресатам), причин уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.04.2017 были удовлетворены исковые требования ФИО1 На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г.Усть-Кут, находящееся в черте г.Усть-Кут, общей площадью не менее 33 (+-5) кв.м. Из указанного решения следует, что постановлением мэра Бодайбинского района Иркутской области от Дата изъята ФИО2 включена в список на внеочередное получение жилья по окончании пребывания в государственном учреждении. Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от Дата изъята ФИО2 принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как относящаяся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от Дата изъята установлено, что истец включена в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Усть-Кутском муниципальном образовании Иркутской области, учетный номер истца по состоянию на Дата изъята -128. Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с какой-либо очередностью.
Дата изъята ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением, в которым в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Закон Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», просила включить ее в список на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по месту пребывания – в Усть-Кутском муниципальном образовании Иркутской области с Дата изъята (с даты включения в областной реестр), а не с Дата изъята (с даты подачи заявления о включении в список по месту фактического проживания), указав, что на основании постановления администрации Бодайбинского городского поселения Дата изъята «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет» она включена в областной реестр детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области.
Из ответа Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 Дата изъята следует, что порядок предоставления жилых помещений в Иркутской области устанавливается Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164- ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области». Статьей 4 указанного закона определено, что орган опеки и попечительства формирует список детей- сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту жительства в Иркутской области. Дата изъята решением органа местного самоуправления ФИО1 поставлена на учет как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. Разъяснены положения ст. 6, абз. 3 ч. 2 ст. 9 Закона Иркутской области № 164-ОЗ и указано, что в списке, переданном Министерством социального развития опеки и попечительства Иркутской области, отсутствует информация о том, что в отношении ФИО1 было принято решение о предоставлении жилого помещения, в соответствии с Законом Иркутской области № 50-ОЗ. Учитывая то, что ФИО1 включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании Закона Иркутской области 17.12.2008 № 127-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма», в список на представление жилых помещений ФИО1 была включена от даты подачи соответствующего заявления и необходимого пакета документов, как это предусмотрено по общему правилу ст. 6 Закона Иркутской области № 164-ОЗ. Указано, что Дата изъята ФИО1 обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения и была включена в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области, сформированный в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона № 164-ОЗ в настоящее время учетный номер в списке - 3557. В списке, сформированном в целях учета детей-сирот в разрезе муниципальных образований для определения потребности в формировании специализированного жилищного фонда Иркутской области по Усть-Кутскому муниципальному образованию учетный номер - 26. Также, в ответе указано, что действующим законодательством предоставление жилого помещения детям-сиротам вне очереди не предусмотрено. В рамках реализации мероприятий подпрограммы лицам из числа детей-сирот, стоящим в списке на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда Иркутской области планируется предоставить: в 2018 году - 648 жилых помещений, в 2019 году - 574 жилых помещения, в 2020 году - 587 жилых помещения. ФИО1 разъяснено, что жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения будет предоставлено в хронологической последовательности, установленной списком на предоставление жилых помещений по Иркутской области, после его приобретения за счет финансовых средств федерального и областного бюджетов и отнесения к специализированному жилищному фонду Иркутской области.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что имеется вступившее в законную силу решение Кировского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу Номер изъят о возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО1 жилое помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при этом исполнение решения суда не зависит от наличия каких-либо списков очередности, ведение которых осуществляется Министерством имущественных отношений Иркутской области, поскольку исполнение решения суда производится в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», пришел к обоснованному выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда об оставлении исковых требований без удовлетворения, направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не влекут отмену судебного акта.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области.
В целях предоставления детям-сиротам жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений формируется специализированный жилищный фонд Иркутской области для детей-сирот. Формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот осуществляется в установленном порядке органом по управлению имуществом (ст. 5 Закона Иркутской области «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области»). В соответствии с указанным законом, министерство формирует списки на предоставление жилых помещений в хронологической последовательности исходя из даты обращения лица с заявлением в указанный орган.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Иркутска от Дата изъята на Министерство имущественных отношений Иркутской области уже возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г.Усть-Кут, находящееся в черте г.Усть-Кут, общей площадью не менее 33 (+-5) кв.м., тем самым истцом право на судебную защиту своего права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уже реализовано, при этом решением суда какая-либо очередность предоставления жилого помещения, зависящая от даты постановки на учет, не установлена, а порядок, сроки совершения исполнительных действий по исполнительному производству урегулированы ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Заявленное исковое требование не является способом защиты специального права истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не направлено на восстановление или защиту прав истца как ребенка-сироты.
Доводы апелляционной жалобы о длительном неисполнении решения суда о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не влияют на правильность выводов суда, поскольку обстоятельства неисполнения решения суда в рамках исполнительного производства, а также деятельность судебных приставов-исполнителей по совершению исполнительных действий предметом рассмотрения данного дела, исходя из оснований и предмета иска, не являлось.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 09 июля 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Давыдова
Судьи П.А. Сазонов
Д.В. Стефанков