АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8330/2022
Судья первой инстанции: ФИО1 91RS0014-01-2022-000951-48
11 октября 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего: Рошка М.В.,
судей: Аврамиди Т.С., Онищенко Т.С.,
при секретаре: Шерет Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. апелляционную жалобу Администрации Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
установила:
прокурор Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением, в котором просил обязать Администрацию Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой было выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела. Отсутствие на территории Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на Администрацию Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене определения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчик мотивирует тем, что полномочия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела переданы муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым. Администрация Луговского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями по созданию муниципальных унитарных предприятий.
Заместителем прокурора Ленинского района Республики Крым предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Игнатов Ю.И., который возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
От Администрации Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи Рошка М.В. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Вопросы местного значения – это область отношений, в рамках которой органы местного самоуправления реализуют свои полномочия. Перечень вопросов местного значения, при решении которых органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями, устанавливается статьями 14-16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К числу таковых действующее законодательство относит организацию оказания населению ритуальных услуг, связанных с погребением, и содержанием мест захоронения (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и пункт 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела служит необходимой гарантией реализации права лица, принявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счёт собственных средств с последующим получением социального пособия.
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется со стороны государства оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Выполнению со стороны государства вышеуказанных гарантий призвано способствовать создание специализированной службы по вопросам похоронного дела (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела возложена на органы местного самоуправления.
Организация похоронного дела должна заключается: в создании предприятия в организационно-правовой форме муниципального бюджетного учреждения, муниципального автономного учреждения или муниципального унитарного предприятия; в доведении муниципального задания; в субсидировании деятельности созданного предприятия (Письмо Минэкономразвития России от 08 августа 2016 года №Д28и-2184).
Проведенной прокуратурой Ленинского района Республики Крым проверкой было выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Представление прокурора об устранении выявленного нарушения от 31.01.2022 г. принято ответчиком к сведению, Администрация Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым указала на подготовку соглашения с Администрацией Ленинского района на передачу части полномочий в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.
С целью устранения допущенных нарушений закона, Администрацией Луговского сельского поселения 14 февраля 2022 года направлено в адрес Администрации Ленинского района Республики Крым ходатайство о передаче муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым полномочий по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, утверждения порядка её деятельности и определения стоимости предоставляемых услуг.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела носит исполнительно-распорядительный характер для органов местного самоуправления, однако, несмотря на это, Администрацией Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым выполнение данной обязанности проигнорировано. Отсутствие финансовой возможности для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела такую обязанность не отменяет и не может тем самым нарушать гарантированное со стороны государства соответствующее право для лиц, принявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Довод ответчика о том, что полномочия по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела переданы муниципальному образованию Ленинский район Республики Крым, получил оценку при разрешении спора судом первой инстанции.
Апеллянтом не предоставлено суду апелляционной инстанции доказательств, свидетельствующих о принятии Администрацией Ленинского района Республики Крым полномочий по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела (соглашения о передаче полномочий), что позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что по состоянию на сегодняшний день исполнение данной обязанности по прежнему сохраняется за Администрацией Луговского сельского поселения Ленинского поселения Республики Крым.
В равной степени судебная коллегия критически оценивает и довод апеллянта о том, что Администрация Луговского сельского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не обладает полномочиями по созданию муниципальных унитарных предприятий, ввиду нижеследующего.
Пункт 18 части 1 статьи 49 Устава муниципального образования Луговское сельское поселение Администрация Луговского сельского поселения наделена полномочиями по созданию муниципальных предприятий, учреждений, условий и порядка их деятельности, утверждает их уставы, обеспечивает финансирование муниципальных казенных учреждений, решает вопросы реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений и предприятий, назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности их руководителей.
Устав Луговского сельского поселения к числу полномочий Администрации Луговского сельского поселения относит организацию оказания ритуальных услуг и обеспечение содержания мест захоронения.
Действующее законодательство предусматривает, что указанные функции должны быть реализованы посредством создания специализированной службы по вопросам похоронного дела (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»), следовательно, глава Администрации ЛУговского сельского поселения, как органа местного самоуправления, ответственного за организацию оказания ритуальных услуг на территории данного муниципального образования, имеет право, а, применительно к данным правоотношениям, обязан инициировать создание соответствующего муниципального унитарного предприятия.
Бездействие главы Администрации Луговского сельского поселения в части непринятия мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации законные интересы неопределённого круга лиц.
Администрация Луговского сельского поселения является юридическим лицом и осуществляет от имени муниципального образования Луговское сельское поселение функции органа местного самоуправления, а, следовательно, вопреки мнению апеллянта, является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы апеллянта о несогласии с произведённой судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года №566-О-О, от 18 декабря 2007 года №888-О-О, от 15 июля 2008 года №465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведённых положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены.
Несовпадение результата оценки доказательств суда с мнением заявителя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 28 июня 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Луговского сельского поселения Ленинского района Республики Крым - без удовлетворения.
Мотивированное решение суда составлено 12 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: