ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-833/2018 от 14.02.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-833/2018

Судья Селендеева М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 февраля 2018 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И.,

при секретаре Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Елочка» о признании незаконным применение повышающих коэффициентов к действующим нормативам потребления по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению, поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 декабря 2017г.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика ТСЖ «Елочка» ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы стороны истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ «Елочка» о признании незаконным применение повышающих коэффициентов к действующим нормативам потребления по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению для жильцов квартиры <адрес> с июля 2015 года до настоящего момента; возложении обязанности прекратить применение данных повышающих коэффициентов и возместить реальный ущерб за период с февраля 2016 года по июль 2017 года в размере ... руб., упущенную выгоду за период с февраля 2016 года по июль 2017 года в размере ... руб., взыскать расходы по копированию иска в размере ... руб.

Исковые требования мотивировал тем, что в его квартире не установлены индивидуальные приборы учета горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. С марта 2016 года ответчик, обслуживающий многоквартирный дом, стал осуществлять расчет платы по нормативам с применением повышающего коэффициента, и произвел соответствующие доначисления за период с июля 2015 года по январь 2016 года включительно. Он обращался к собственнику жилого помещения для установления счетчиков, однако никаких мер со стороны администрации города Чебоксары предпринято не было. Наличие технической возможности установления в его квартире счетчиков не установлено, а потому применение повышающих коэффициентов не допустимо. Согласно произведенным расчетам за период с февраля 2016 года по июль 2017 года ему причинен реальный ущерб на общую сумму ... руб., включающий в себя: ... руб. -излишне уплаченная денежная сумму в связи с применением коэффициентов, ... руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами, ... руб. - штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя. Кроме того, ответчик должен возместить его упущенную выгоду в размере ... руб., рассчитанную им при вложении основной суммы в фонд ... управляющей компании <данные изъяты> в 2016-2017 г.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что квартира, в которой он проживает, является муниципальной, и на него законодателем не возложена обязанность по установлению приборов учета, а соответственно и начисления с повышающим коэффициентом не правомерны.

Представитель ответчика ТСЖ «Елочка» ФИО2 в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что в квартирах всех жильцов дома <адрес> установлены приборы индивидуального учета холодного и горячего водоснабжения, в том числе и во всех муниципальных квартирах дома силами собственников. Только в квартире истца таких приборов не имеется. Неоднократно ему разъяснялось на необходимость обеспечить доступ в квартиру для установки счетчиков за счет муниципальных средств, приезжали подрядные организации, однако доступ обеспечен не был, при том, что техническая возможность для установки счетчиков имеется. При изложенных обстоятельствах начисления производятся в соответствии с нормативами с применением повышающего коэффициента.

Представитель третьего лица МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» ФИО3 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истец сам препятствует установлению в его квартире приборов учета. В 2014 году на основании заявления ФИО1 его квартира, в которой он проживает на основании договора найма, взята на учет по установке приборов учета за счет муниципальных средств. Данные работы выполняются по мере поступления средств из бюджета города Чебоксары. Неоднократно, начиная с 2014 года, подрядные организации выезжали в квартиру истца для установки счетчиков, однако доступ им обеспечен не был, составлялись соответствующие акты. В доме, в котором проживает истец, техническая возможность для установки приборов учета имеется. В других муниципальных квартирах этого дома счетчики установлены.

Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 декабря 2017г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ «Ёлочка» отказано в полном объеме.

Указанное решение суда обжаловано истцом ФИО1 по мотивам незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика ТСЖ «Елочка» ФИО2, возражавшей против доводов апелляционной жалобы стороны истца, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является нанимателем в муниципальном жилом помещении – квартире <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ответчик ТСЖ «Ёлочка».

С февраля 2016 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению ответчик применял норматив потребления коммунальной услуги с учетом повышающих коэффициентов ввиду отсутствия в квартире истца индивидуальных приборов учета, в то время как техническая возможность установления приборов учета имеется и МБУ «Управление жилищным фондом города Чебоксары» неоднократно направлялись подрядные организации для установления приборов учета за счет муниципальных средств, но приборы учета не установлены ввиду препятствия нанимателя квартиры.

Полагая действия ТСЖ «Ёлочка» по начислению платы по холодному и горячему водоснабжению по нормативу потребления с учетом повышающих коэффициентов незаконными, истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, установив, что ФИО1, зная о необходимости установления в квартире приборов учета горячего и холодного водоснабжения, препятствовал собственнику (муниципальному образованию г. Чебоксары в лице МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары») по их установлению, при том, что имеется техническая возможность для их установления, пришел к выводу, что действия ТСЖ «Елочка» по начислению платы по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента соответствуют положениям действующего законодательства, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе и порядок корректировки размера платы изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354.

Согласно пункту 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Из содержания указанных норм права следует, что обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальным прибором учета возложена на собственника этого помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 42 Правил N 354, согласно абзацу 3 которого при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, при отсутствии приборов учета и наличии технической возможности их установки размер платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению потребителю должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.

При этом повышающий коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.04.2012, регистрационный N 23933, официально опубликован в "Российской газете" 16.05.2012.

Пунктом 2 Приказа определено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого также регламентированы упомянутым Приказом.

Доказательств наличия хотя бы одного из вышеперечисленных критериев суду не представлено.

Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 названного документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (пункт 3 Критериев).

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (пункт 6 Критериев).

Как усматривается из материалов дела, техническая возможность установки индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в квартире <адрес> имеется, что подтверждается актом от 24 февраля 2016г., утвержденным председателем ТСЖ «Ёлочка». Истец ознакомлен с данным актом, о чем имеется его подпись.

Во всех муниципальных квартирах указанного многоквартирного жилого дома установлены индивидуальные приборы учета потребления холодной и горячей воды. Обстоятельства наличия технической возможности установления приборов учета подтвердили в ходе судебного разбирательства как представитель ТСЖ, так и представитель собственника МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары».

Таким образом, выводы суда о наличии технической возможности для установки прибора учета горячего и холодного водоснабжения в квартире , являются правомерными. Доводы апелляционной жалобы об обратном противоречат материалам дела и вышеизложенным Критериям.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 сентября 2012г. №370 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории Чувашской Республики» в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2015г. №7 было закреплено, что при наличии технической возможности установки приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется с учетом повышающих коэффициентов с 1 января 2015г. (размеры повышающих коэффициентов перечислены).

Как видно из материалов дела, с февраля 2016 года ответчик осуществлял расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению нанимателю жилого помещения многоквартирного дома <адрес>, не оборудованного индивидуальным прибором учета, с учетом повышающего коэффициента.

Судом установлено, что истцом неоднократно не был обеспечен доступ в квартиру при прибытии работников подрядной организации и МБУ «Управления жилищным фондом г.Чебоксары» для установки индивидуальных приборов учета, о чем составлены соответствующие акты.

Так, МБУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» неоднократно направлялись письменные уведомления о проведении мероприятий по установке индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах г.Чебоксары, письменные сообщения для согласования даты и времени установки в квартире ИПУ, с указанием реквизитов, телефона подрядной организации.

Как в 2016-м, так и 2017-м годах комиссией в составе представителей МБУ «Управление жилищным фондом г.Чебоксары» и Управляющей организации ТСЖ «Ёлочка», представителя подрядной организации, жильца квартиры №* дома <адрес> составлялись акты о том, что доступ в квартиру указанного дома не предоставлен, либо о том, что дверь в квартиру никто не открыл. Сам наниматель также не сообщал удобное ему время для установки в квартире ИПУ.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, предусматривают порядок начисления платежей за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, предоставленную потребителю. При этом наниматель муниципального жилого помещения (пользователь) также является потребителем коммунальных услуг.

Поскольку в рассматриваемом случае имеется техническая возможность установки приборов учета холодной воды, горячей воды в муниципальной квартире, МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары» неоднократно уведомляло нанимателя квартиры о проводимых мероприятиях по установке ИПУ за счет муниципальных средств, однако нанимателем неоднократно в спорные периоды не обеспечивался доступ в жилое помещение для установки ИПУ, что подтверждено доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии действий ТСЖ «Елочка» по начислению жилищно-коммунальных услуг требованиям действующего законодательства.

Размеры повышающих коэффициентов применены правильно с учетом действовавших редакций пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354; Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 сентября 2012г. №370 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на территории Чувашской Республики» (в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2015г. №7).

Правомерность осуществления начислений платы потребителю за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению в части применения повышающего коэффициента по рассматриваемой квартире в спорные периоды являлась также предметом проверки Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики, проведенной по обращению ФИО1

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком права истца не были нарушены, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку исследованных по делу доказательств, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены либо изменения вынесенного судом решения.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим правоотношения сторон.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 декабря 2017г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: А.А. Нестерова

Л.И. Стародубцева