ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8350/2015 от 16.07.2015 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья: Шевлякова Н.В. Дело №33-8350/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Волгоград 16 июля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Самойловой Н.Г.

судей: Федоренко И.В., Асатиани Д.В.

при секретаре Чекашовой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Волгоград» в лице филиала открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Волгоград» в городе Михайловке об урегулировании разногласий при заключении договора о техническом обслуживании газового оборудования,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО2 ча

на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года, которым, с учетом дополнительного решения от 05 мая 2015 года, урегулированы разногласия сторон при заключении договора о техническом обслуживании газового оборудования. В удовлетворении остальных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Федоренко И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в лице филиала ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в городе Михайловке об урегулировании разногласий при заключении договора о техническом обслуживании газового оборудования.

В обоснование указал, что при заключении договора на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования от 23 октября 2014 года, между ним и ответчиком возникли разногласия по его условиям. Однако ответчик отказался урегулировать разногласия и подписать соответствующий протокол, ссылаясь на соответствие условий договора требованиям нормативных актов, в том числе, Постановлению Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 г.

Полагая, что предложенным ответчиком вариантом договора нарушаются положения Закона РФ «О защите прав потребителей», нормативных актов, регулирующих вопросы технического обслуживания газового оборудования, а также его права, как потребителя услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования, истец просил суд урегулировать разногласия при заключении договора № МХ-000118011 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, по пунктам 1.1, 2.1.5, 2.1.6, 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 3.3, 3.5, 5.5, 5.7 и 5.8, приняв их в следующей редакции:

Пункт 1.1: «Исполнитель обязуется в порядке, установленном настоящим договором, выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту - ВКГО), расположенного в жилом помещении по адресу: <адрес> принадлежащем Заказчику на праве собственности, а Заказчик обязуется в порядке, установленном Договором, принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги».

Пункт 2.1.5: «Исполнитель не позднее одних суток со дня получения от Заказчика информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления подачи газа, проводит проверку соответствия этой информации фактическим обстоятельствам и при подтверждении информации заказчика возобновляет подачу газа в срок, не превышающий 2 дней со дня проведения указанной проверки после оплаты Заказчиком работ Исполнителя по приостановлению и возобновлению подачи газа».

Пункт 2.1.6: Приостановление и возобновление подачи газа оформляются соответствующим актом, который составляется в 2 экземплярах (по одному для заказчика и исполнителя) и подписывается сотрудниками исполнителя, непосредственно проводившими работы, и заказчиком (его уполномоченным представителем). Акт должен содержать следующую информацию:

а) дата, время и место составления акта;

б) наименование исполнителя;

в) наименование заказчика — юридического лица (фамилия, имя, отчество заказчика - физического лица);

г) основания приостановления (возобновления) подачи газа;

д) перечень выполненных работ соответственно по приостановлению или возобновлению подачи газа;

е) дата и время выполнения работ соответственно по приостановлению или возобновлению подачи газа.

В случае отказа заказчика от подписания соответствующего акта, об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся наличия (отсутствия) оснований приостановления (возобновления) подачи газа, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю), в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения».

Пункт 2.3.1: «Оплачивать выполненные работ (услуги) по техническому обслуживанию ВКГО, а также работы по ремонту ВКГО в установленные сроки и в полном объеме».

Пункт 2.3.4: «При предъявлении служебного удостоверения обеспечивать доступ представителей Исполнителя к внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ. от 14.05.2013г. № <...> «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Пункт 2.3.6 - исключить.

Пункт 3.3: «Оплата выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования осуществляется Заказчиком не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы (оказаны услуги) на основании представленного Исполнителем в адрес Заказчика акта выполненных работ (оказанных услуг) по техническому обслуживанию и платежного документа».

Пункт 3.5: «Выполнение работ (оказание услуг) по настоящему договору подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым сотрудником исполнителя, непосредственно проводившим работы (оказавшим услуги), и заказчиком. Акт должен содержать следующую информацию:

а) дата, время и место составления акта;

б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);

в) фамилию, имя, отчество заказчика;

г) реквизиты (номер и дата заключения) настоящего договора, во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);

д) перечень выполненных работ (оказанных услуг) с разбивкой отдельными строками работ, указанных в Приложении № 1 к настоящему договору;

е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).

В случае отказа Заказчика от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения».

Пункт 5.5: «Исполнитель, допустивший нарушение качества выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе сроков выполнения ремонтных работ, периодичности работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования), обязан произвести перерасчет размера платы заказчика (при наличии соответствующего обращения от заказчика) за выполненные работы (оказанные услуги) в сторону ее уменьшения, имея в виду исключение из этой платы стоимости тех услуг (работ), которые не были выполнены должным образом или в результате выполнения Которых не был получен надлежащий результат, что обусловливает повторное (внеплановое) проведение таких работ. При этом перерасчет платы производится вплоть до полного освобождения заказчика от ее внесения».

Пункт 5.7: «Заказчик вправе требовать от исполнителя наряду с перерасчетом размера платы за техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования уплаты неустоек (штрафов, пеней) в случаях и размере, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Требование заказчика об уплате неустойки (пени), предусмотренной Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", или договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований заказчика, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований заказчика штраф в размере 50 процентов суммы, присужденной судом в пользу заказчика.

Уплата неустойки (пени) не освобождает исполнителя от обязанности выполнить (оказать) предусмотренные договором работы (услуги)».

Пункт 5.8: «Исполнитель не вправе без согласия заказчика выполнять дополнительные работы и оказывать услуги за плату. Заказчик вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если, они оплачены, заказчик вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы».

Решением Михайловского районного суда Волгоградской области, с учетом дополнительного решения от 05 мая 2015 года постановлено:

определить пункты 1.1, 1.2, 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 3.2, 3.3, 3.5 договора № МХ-000118011 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования между ФИО1 и ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в лице филиала ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в городе Михайловке, в следующей редакции:

п.1.1. Исполнитель обязуется в порядке, установленном договором, выполнять работы (оказывать услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового (далее по тексту ВДГО) и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту ВКГО), расположенного в жилом помещении по адресу: 403343, <адрес>, принадлежащем Заказчику на праве собственности или ином законном основании (нужное подчеркнуть), а Заказчик обязуется в порядке, установленном Договором, оплатить оказанные Исполнителем услуги.

п.1.2. Количество и тип газоиспользующего оборудования, тип установленного прибора учета и место его присоединения к газопроводу указываются в Приложении № <...> – Акт раздела границ (при наличии), которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

Перечень выполняемых работ (оказываемых услуг), сроки начала и окончания выполнения работ, периодичность выполнения отдельных работ (услуг) и цена определены в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;

п.2.3.1. Оплачивать работы (услуги) по техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО, а также работы по ремонту ВДГО и(или) ВКГО в установленные сроки и в полном объеме;

п.2.3.4. Обеспечивать доступ представителей исполнителя к ВДГО и(или) ВКГО для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных действующими нормативно-техническими документами;

п.2.3.6. Кроме того, владельцы домовладений обязаны:

- обеспечить надлежащую эксплуатацию дымовых и вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, в соответствии с требованиями нормативных документов, в том числе в зимнее время необходимо периодически проверять оголовки с целью недопущения их обмерзания и закупорки;

- согласовывать с Исполнителем производство земляных работ и посадку деревьев в охранных зонах газопроводов;

п.3.2. Стоимость услуг Исполнителя по техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО на день заключения договора определена в Приложении № 1 к настоящему договору и составляет <.......> рублей (Шестьсот пятьдесят пять рублей ноль копеек) руб., в том числе НДС 18% 99,92 руб.;

п.3.3. Оплата услуг Исполнителя по техническому обслуживанию ВДГО и (или) ВКГО осуществляется в следующем порядке:

- по факту выполненных работ (оказанных услуг) в день подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) или не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выполнены работы (оказаны услуги);

п.3.5. Выполнение работ (оказание услуг) по договору подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), составляемым в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон этого договора (заказчика и исполнителя), подписываемым представителем исполнителя, и заказчиком.

В случае отказа заказчика от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены). Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте. Второй экземпляр акта вручается заказчику (его представителю).

Во включении в договор пунктов 2.1.5, 2.1.6, 5.5, 5.7, 5.8 и исключении пункта 2.3.6, ФИО1 отказать.

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, представитель ФИО1 – ФИО2 просил его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу представителя ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» - ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО1 является собственником № <...> в многоквартирном жилом доме, расположенном по <адрес>, в <адрес>.

23 октября 2014 года ответчиком в адрес ФИО1 был направлен проект договора (оферта) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - договор на ТО ВДГО), находящегося по адресу: <адрес>.

Рассмотрев проект договора у ФИО1 возникли разногласия относительно ряда его условий, в связи с чем он подписал проект договора с протоколом разногласий, который был направлен в адрес ответчика.

27 ноября 2014 года ответчиком в адрес ФИО1 направлен отказ в урегулировании разногласий с указанием на отсутствие необходимости отражения в договоре вопросов, урегулированных в законодательном порядке.

Пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года N 549 (далее - Правила N 549) установлено, что специализированной организацией, обеспечивающей содержание и ремонт внутридомового газового оборудования, является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Из содержания пункта 95 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (Правила N 307), действовавших до 01.09.2012 года, следует, что газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового газового оборудования специализированной организацией.

В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 года N 549 Министерством регионального развития Российской Федерации утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации (приказ от 26.06.2009 года N 239).

Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляется с соблюдением Стандартов отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ-153-39.3-051-2003", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 года N 259, являющихся, для целей заключаемого договора, специальной нормой права, которой должны быть подчинены условия заключаемого по данному делу публичного договора.

В соответствии со ст. 18 ФЗ от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договора между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденным Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнении настоящего Федерального закона.

Правилами N 549 поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан установлено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципа обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа (подпункт "а" пункта 2).

В силу подпункта "к" пункта 21 Правил N 549 абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

В соответствии с п.5.5.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств конечного газоиспользующего оборудования обязан обеспечивать пользователь (собственник).

Принимая во внимание указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по заключению договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования (ВДГО) и аварийно-диспетчерском обеспечении Правилами N 549 возложена на абонента по договору поставки газа, которым может быть как физическое лицо (гражданин), в том-числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическое лицо, приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.

При этом, заключение договора со специализированными организациями на техническое обслуживание ВДГО обязательно в силу закона, наличие такого договора является неотъемлемым условием для предоставления потребителю коммунальной услуги по газоснабжению. Договор на техническое обслуживание ВДГО может быть заключен с абонентом по договору поставки газа, где в качестве абонента выступает как управляющая организация, предоставляющая коммунальные услуги по газоснабжению, так и потребитель, то есть гражданин, использующий газ в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Следовательно, специализированная организация вправе требовать заключения договора на ВДГО в полном объеме.

Такое требование, следует из обязанности обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа. Заключение такого договора со специализированной организацией обеспечивает безопасную эксплуатацию всей системы газоснабжения жилого дома, и, как следствие, безопасные условия для проживания граждан в жилых домах. В то же время, потребители газа свободны в выборе контрагента по договору обслуживания ВДГО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд исходил из публичного характера договора на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению, обязательности заключения такого договора, который содержит все существенные условия для договоров данного вида, включая условия о предмете, права и обязанности сторон, стоимость услуг и порядок оплаты, ответственность сторон и т.д.

Предложенная ответчиком редакция спорного договора направлена на обеспечение бесперебойного и безаварийного газоснабжения населения, что соответствует прямым указаниям Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", и сохранение баланса интересов истца и ответчика.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав истца условиями договора на техническое обслуживание ВДГО от 23.10.2014 г., а так же взимание с него дополнительной платы сверх договора, в том числе за обслуживание внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, суду не представлено, ввиду чего суд отклонил заявленные ФИО1 требования об урегулировании разногласий, возникших между ним и ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» при заключении договора № МХ-000118011 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, по пунктам 1.1, 2.1.5, 2.1.6, 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 3.3, 3.5, 5.5, 5.7 и 5.8, и в принятии их в указанной истцом редакции, отказал.

Дополнительным решением от 05 мая 2015 года, определяя условия договора №МХ-000118011 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования между ФИО1 и ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в лице филиала ОАО «Газпром газораспределение Волгоград» в городе Михайловке, по которым возникли разногласия, а именно: пункты 1.1, 1.2, 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 3.2, 3.3, 3.5, суд первой инстанции определил их в редакции типового договора, предложенного ОАО «Газпром газораспределение Волгоград». Во включении в договор пунктов 2.1.5, 2.1.6, 5.5, 5.7, 5.8, исключении пункта 2.3.6, истцу отказал.

В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что суд по существу не рассмотрел исковые требования об урегулировании разногласий по договору.

Судебная коллегия считает доводы жалобы необоснованными, поскольку судом первой инстанции 05 мая 2015 года было принято дополнительное решение, с учетом которого все исковые требования разрешены.

Других доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2015 года, с учетом дополнительного решения от 05 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО2 ча – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Верно:

Судья Волгоградского

областного суда Федоренко И.В.