Судья Пряженникова Н.А. Дело № 33-8353/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 сентября 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Вейсгейм Л.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика К.А.В. на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 01 июля 2015 года
по иску прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Алтайского края к К.А.В. о взыскании социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Алтайского края обратился в суд с иском к К.А.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере <данные изъяты>. в том числе <данные изъяты> – средства федерального бюджета, <данные изъяты>. – средства краевого бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчик являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», о чем ему выдано 22.11.2010 г. соответствующее свидетельство.
В рамках реализации данной программы ему предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты> руб., в том числе <данные изъяты> руб. – средства федерального бюджета, <данные изъяты> руб. – средства бюджета Алтайского края, на приобретение жилого помещения в <адрес> Алтайского края, которая была перечислена в счет оплаты по договору купли-продажи квартиры от 29.11.2010 г.
В соответствии с п. 4.1. раздела 4 «Предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам» Порядка одним из условий получения права на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, являлось: работа или изъявление желания работать по трудовому договору не менее пяти лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Согласно п. 4.10 Порядка в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты администрация муниципального района, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты.
При несоблюдении указанных условий администрация муниципального района сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре.
Аналогичные положения закреплены действующим Порядком предоставления гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 19.03.2014 № 120.
К.А.В., являясь участником указанной программы, 30.08.2010 г. заключил с работодателем в лице директора МОУ ДОД <данные изъяты> школа» М.В.В., с администрацией Крутихинского района Алтайского края трехсторонний договор № ***, согласно п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 взял на себя обязательства выполнять обязанности тренера отделения «волейбол» в течение не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; в случае досрочного расторжения трудового договора не по своей инициативе и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, он в срок не менее 6 месяцев обязался заключить трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратиться в администрацию муниципального района с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; при несоблюдении указанных условий он обязан возвратить средства в размере предоставленной субсидии. К.А.В. нарушил условия договора № 03 от 30.08.2010 г., в соответствии с которым должен отработать у работодателя не менее пяти лет. Согласно копии трудовой книжки ответчика К.А.В. был принят на работу на должность тренера – преподавателя по совместительству в 2010 году и ежегодно, начиная с 2010 года по 2013 год, принимался временно на работу по совместительству с 01 октября по 31 мая, приказом *** от 29.05.2013 г. К.А.В. был уволен в связи с истечением срока трудового договора. Кроме того, в период с 19.09.2011 г. по 29.08.2013 г. К.А.В. работал директором МКОУ «<данные изъяты>, откуда уволился по собственному желанию (приказ от 29.08.2013 г). Согласно информации администрации района К.А.В. не обращался с заявлением о содействии в трудоустройстве.
Решением Крутихинского районного суда Алтайского края от 01 июля 2015 года иск прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Алтайского края к К.А.В. о взыскании социальной выплаты удовлетворен.
Взыскана с К.А.В. в доход бюджета субъекта Российской Федерации - Алтайского края социальная выплата в размере <данные изъяты> рублей, в том числе – <данные изъяты> рублей - средства федерального бюджета, <данные изъяты> рублей – средства бюджета Алтайского края.
Взыскана с К.А.В. государственная пошлина в доход бюджета Крутихинского района Алтайского края в сумме <данные изъяты> рубля.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат положениям Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». При рассмотрении дела установлено, что 29.05.2013 года он уволен из <данные изъяты> ДЮСШ с истечением срока трудового договора, 29.08.2013 года он уволился по собственному желанию с должности директора <данные изъяты>», однако уже 02.09.2013 года он принят на работу учителем физической культуры в <данные изъяты> школа <данные изъяты>». Поскольку его увольнение из Крутихинской ДЮСШ и МКОУ <данные изъяты>» не связаны с нарушением трудового законодательства, а шестимесячный срок дальнейшего трудоустройства не превышен, то все условия договора были выполнены, так как он продолжил работать у другого работодателя, в социальной сфере в сельской местности – в школе рабочего поселка Сузун Новосибирской области. Выводы суда о том, что перемена им места работы противоречит основным целям и задачам Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» не могут считаться обоснованными. Его новое место работы является организацией социальной сферы, а рабочий поселок Сузун Новосибирской области в соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 10.03.2009 № 96-па является населенным пунктом, на который распространяется действие указанной программы. Таким образом, сменив место работы и жительства, он не нарушил ни положения программы, ни условия договора от 30.08.2010, а поэтому отсутствуют основания для взыскания социальной выплаты.
В возражениях прокурор Крутихинского района просит решение суда оставить без изменения.
Прокурор Ф.П.В. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит основания для ее удовлетворения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858 утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное Постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением № 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Судом первой инстанции установлено, что 31.03.2010 г. ответчик К.А.В., проживающий в сельской местности, и подпадающий под условия целевой Программы, обратился в орган местного самоуправления о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия планировал улучшить путем приобретения жилого помещения в с. Крутиха, Крутихинского района Алтайского края.
На момент предоставления социальной выплаты К.А.В. состоял в трудовых отношениях с Детско-юношеской спортивной школой, о чем свидетельствует трудовой договор от 30.08.2010 года, в котором указано, что К.А.В. принят на работу в детско-юношескую спортивную школу на должность тренера.
Согласно трехстороннему договору от 30.08.2010 г. заключенному с ответчиком К.А.В. работодателем – Детско-юношеская спортивная школа, администрацией Крутихинского района, одним из условий получения социальной выплаты явилась обязанность ответчика выполнять обязанности тренера отделения «волейбол» в течение не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (п. 2.1.1).
22.11.2010 года ответчику К.А.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.
Денежные средства в виде социальной выплаты для приобретения ответчиком <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей в рамках программы предоставлены.
Работа ответчика в детско-юношеской спортивной школе по трудовому договору имела место 30.08.2010г., с 01.10.2010г. по 31.05.2011 г., с 01.10.2012г. по 31.05.2013г., уволен в связи с истечением срока трудового договора. С 31.08.2010 г. по 19.09.2011г. ответчик работал учителем физической культуры Муниципального образовательного учреждения Буяновская средняя общеобразовательная школа; с 19.09.2011г. по 29.08.2013 года там же директором и учителем физической культуры. Приказом от 29.08.2013 г. уволен по собственному желанию п. 3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В ходе проведенной прокуратурой Крутихинского района проверки было установлено, что К.А.В. нарушил принятое на себя обязательство в рамках реализации программы отработать по трудовому договору в организации социальной сферы в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты, что является основанием для взыскания с него полученной суммы социальной выплаты.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расторжение трудового договора по собственному желанию является основанием для взыскания с ответчика как получателя предоставленной социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб. в связи с нарушением условий трехстороннего договора и порядка предоставления социальной выплаты. Правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется.
Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, основанным на законе. К такому выводу судебная коллегия приходит по следующим основаниям.
Пунктом 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в п. 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Согласно п. 2.3.2 трехстороннего договора № 03 от 30.08.2010 в случае неисполнения участником программы своих обязанностей по договору, администрация обязана взыскать с участника программы в установленном порядке средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Доводы жалобы, связанные с трудоустройством ответчика в шестимесячный срок - 02.09.2013 года учителем физической культуры в МКОУ Сузунского района «Сузунская средняя общеобразовательная школа № 1» рабочего поселка Сузун Новосибирской области, являлись предметом проверки суда первой инстанции.
Действительно, на основании названных положений Правил, ответчик обладал правом работы в иных организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение не менее 5 лет. Вместе с тем как следует из п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к указанной Программе) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях: а) наличие долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых программ, разработанных в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, с генеральными планами сельских поселений и предусматривающих значения показателей мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, соответствующие значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - орган исполнительной власти) о порядке и условиях предоставления субсидий;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансовому обеспечению) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в размере не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил уровня софинансирования за счет субсидий;
в) привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов:
собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат;
средств работодателей - в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований;
г) наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной финансовый год, необходимых для выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Программы, по форме согласно приложению N 3, сведений о размерах средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Программы, согласно приложению N 4 и предварительных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках реализации Программы по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2009 года № 246 утвержден Порядок предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. П.1.2 Порядка органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим организацию мероприятий в рамках реализации Программы на территории Алтайского края и перечисляющим средства краевого бюджета в бюджеты муниципальных образований, является Главное управление сельского хозяйства Алтайского края.
В соответствии с п. 3.4. Порядка получатель социальной выплаты, вправе ее использовать в том числе на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
По сельской местностью в вышеуказанных Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенного содержания Правил, Порядка во взаимосвязи следует, что вступление ответчика в Программу предполагало его безусловное согласие на выполнение работы в течение определенного периода времени в организации социальной сферы в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в рассматриваемом случае с. Крутиха, Крутихинского района, что при принятии решения об увольнении им учтено не было.
Ответчик был знаком с условиями Программы, желал участвовать в этой программе, заключил трехсторонний договор и воспользовался предоставленными по его условиям средствами, однако расторг трудовой договор по собственной инициативе до истечения 5 лет со дня получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, то есть нарушил обязательства, возложенные на него условиями договора, что повлекло право истца требовать взыскания предоставленных ответчику средств.
При изложенных обстоятельствах, поскольку субсидии предоставляются в рамках региональной и (или) муниципальных целевых программ, трудоустройство ответчика в другом регионе правомерно не учтено судом как основание сохранения у ответчика права на социальную выплату в соответствии с договором.
Обстоятельства отсутствия у К.А.В. возможности трудоустроиться в иные организации социальной сферы после увольнения из школы в Крутихинском района, либо иных районах Алтайского края материалами дела не подтверждены. Доказательства того, что ответчик предпринимал действенные меры к трудоустройству в организации социальной сферы, обращения в уполномоченные органы с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение 6 месяцев после прекращения трудовых отношений ответчиком не представлено.
Кроме того, работа ответчика в организации социальной сферы в настоящее время также не свидетельствует о возможности продления спорных договорных отношений и, как следствие, сохранении права на полученные средства, поскольку после расторжения ответчиком трудового договора по собственному желанию условия Программы в отношении ответчика действовать перестают и социальное положение молодого специалиста (в том числе место работы, возраст, нуждаемость в улучшении жилищных условий и пр.) не может быть прямо отнесено к правоотношениям, регулирующимся вышеприведенным специальным законодательством, без соблюдения предусмотренных Программой процедур вновь.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неисполнении ответчиком условий предоставления ему социальной выплаты судебная коллегия находит правильным. Судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ответчика К.А.В. на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 01 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Пряженникова Н.А. Дело № 33-8353/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
02 сентября 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Вейсгейм Л.А.,
судей Соболевой С.Л., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика К.А.В. на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 01 июля 2015 года
по иску прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации – Алтайского края к К.А.В. о взыскании социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ответчика К.А.В. на решение Крутихинского районного суда Алтайского края от 01 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи