ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8355/2015 от 25.06.2015 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мурзагалиева А.З.

дело № 33-8355/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

25.06.2015

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Игнатьева В.П.,

судей Морозовой С.Б.,

ФИО1,

при секретаре судебного заседания Куриленко К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 АлексА.а к Уральскому таможенному управлению, Федеральной таможенной службе России, Уральской оперативной таможне о признании незаконными приказов в части предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам аппарата Уральского таможенного управления без учета соблюдения очередности, обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,

поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО2 АлексА.а на решение Верх-Исетского районного суда ... от 05.02.2015.

Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения истца ФИО2 и его представителя ФИО3, представителя ответчиков Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы России, Уральской оперативной таможни ФИО4, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратился с иском Уральскому таможенному управлению, Федеральной таможенной службе России, Уральской оперативной таможне о признании незаконными приказов в части предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам аппарата Уральского таможенного управления без учета соблюдения очередности, обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ( / / ) комиссией Уральской оперативной таможни принято решение о постановке его на учет в составе семьи, состоящей из 4 человек с 07.10.2013, в соответствии п. 2. ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ( / / ) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как являющегося собственником жилого помещения и обеспеченного общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м. Приказом № 177-к ( / / ) он уволен со службы в таможенных органах РФ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в соответствии пп. 3 п. 2. ст. 48 ФЗ № 114, общая выслуга лет составила свыше 27 лет. Из ответа прокурора Уральской транспортной прокуратуры от ( / / ) за ему стало известно, что в целях реализации права сотрудников на получение единовременной социальной выплаты ФТС России дважды (письма от ( / / ) и от ( / / ) № 08-304/12324) до Уральского таможенного управления доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме . руб.и . руб., соответственно, на регион их деятельности, в том числе и на Уральскую оперативную таможню. Между тем, приказами начальника УТУ № 343-к от ( / / ) и от ( / / ) в нарушение п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставлена сотрудникам аппарата УТУ, которые были поставлены на учет в более поздний срок (27.11.2013),- более чем на месяц позже, чем он. В связи с этим полагает, что действиями ответчика нарушено его право и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени его постановки на учет. Также истец считает, что требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (по аналогии предоставления жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма) подлежат разрешению, исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Истец просил признать незаконными приказы начальника Уральского таможенного управления № 343-к от ( / / ) и от ( / / ) в части предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам аппарата УТУ без учета соблюдения очерёдности, предусмотренного Правилами распределения единовременной социальной выплаты и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать Уральское таможенное управление, Федеральную таможенную службу России предоставить ему и членам его семьи, состоящей из четырех человек, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, согласно расчету размера единовременной социальной выплаты.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчиков Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы России, Уральской оперативной таможни ФИО4 исковые требования не признала, доводы, изложенные в письменных отзывах, поддержала.

Ответчики ФИО5, ФИО6, привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, направили письменные возражения на иск, согласно которым заявленные требования не признали.

Третьи лица ФИО7, ФИО8, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие

Решением Верх-Исетского районного суда ... от ( / / ) в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.

Не согласившись с названным решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой указал на незаконность и необоснованность принятого судом решения, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчики Уральское таможенное управление, Федеральная таможенная служба России, Уральская оперативная таможня просили оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО2, его представитель ФИО3 доводы и требования апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда.

Представитель ответчиков Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы России, Уральской оперативной таможни ФИО4 возражала относительно доводов и требований апелляционной жалобы, поддержав письменные возражения на нее.

Ответчики ФИО5, ФИО6, третьи лица ФИО7, ФИО8 в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно применив положения Федерального закона от ( / / ) № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № 369, Приказа ФТС России от ( / / ) «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», Федерального закона от ( / / ) № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 с ( / / ) состоит на учете под номером 3 для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Уральской оперативной таможне, являющейся получателем средств федерального бюджета, согласно приказу ФТС России от ( / / ) № 1849.

Как следует из материалов дела, ( / / ) начальником Уральского таможенного управления подписан приказ № 343–к о предоставлении ответчику ФИО5 единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в размере коп.

На основании приказа начальника Уральского таможенного управления от ( / / ) единовременная социальная выплата дл приобретения или строительства жилого помещения в размере коп. предоставлена ответчику ФИО6

Оспаривая законность указанных приказов, ФИО2 указывает, что выплаты были осуществлены сотрудникам аппарата Уральского таможенного управления – ответчикам ФИО6, ФИО5, которые поставлены на учет в более поздний период времени, чем дата постановки на учет истца.

Как следует из книги учета сотрудников, членов их семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Уральского таможенного управления, ответчик ФИО5, поставлена на учет 07.10.2013, ответчик ФИО6 - 27.11.2013.

Пунктом 2 Приказа ФТС России от ( / / ) «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», предусмотрено создание комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ФТС России, региональных таможенных управлениях, таможнях.

Во исполнение Приказа ФТС России от ( / / ) и в соответствии с приказом от ( / / ) создана комиссия Уральского таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Также на основании приказа от ( / / ) во исполнение Приказа ФТС России от ( / / ) № 1111, создана аналогичная комиссия и в Уральской оперативной таможне.

В материалы дела представлены книги учета сотрудников, членов их семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Уральского таможенного управления и Уральской оперативной таможни.

Таким образом, в Федеральной таможенной службе России, региональных таможенных управлениях и таможнях учет лиц для получения социальной выплаты ведется раздельно, по каждому отдельному таможенному органу.

При этом, ФИО2 не состоял и не состоит на учете для получения единовременной выплаты в Уральском таможенном управлении.

При таком положении при предоставлении единовременной выплаты сотрудникам, состоящим на учете в Уральской оперативной таможне, истец имеет право на получение единовременной выплаты исключительно в порядке очередности принятия на учет, а именно только после получения выплаты сотрудниками, состоящими на учете под номерами 1 (ФИО9) и 2 (ФИО10) и распределении бюджетных ассигнований на данную выплату в Уральскую оперативную таможню.

В силу ст. ст. 67, 55, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в относительности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что изданием оспариваемых приказов Уральского таможенного управления № 343-к от ( / / ) и от ( / / ) права истца ФИО2 не нарушены.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от ( / / ) №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.

В соответствии с Приказом ФТС России от ( / / ) «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России», Уральское таможенное управление выступает, как в качестве распорядителя средств федерального бюджета, в соответствии с п. 5 приложения к приказу, так и в качестве получателя средств федерального бюджета, согласно п. 84 приложения к приказу.

В качестве распорядителя средств федерального бюджета Управление выделяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе, аппарату Управления и таможням Уральского региона, в соответствии с подп. 2 п.2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В качестве получателя средств федерального бюджета, Управление принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (абз. 3 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Решением начальника Управления, выступающего в качестве распорядителя средств федерального бюджета, перечисленные бюджетные ассигнования доведены до Управления - получателя средств федерального бюджета. В соответствии с Бюджетными сметами Управления на 2013, 2014 годы указанные выше суммы включены в расходы аппарата Управления как получателя бюджетных средств. На основе предложений комиссии Управления приказами Управления № 343-к от 18.12.2013, и от ( / / ) за счет данных бюджетных ассигнований предоставлена единовременная социальная выплата сотрудникам, состоящим на учете для получения единовременной выплаты, в Уральском таможенном управлении.

В соответствии с Приказом ФТС России от ( / / ) «Об утверждении перечня региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, со статусом юридического лица, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом» в перечень непосредственно подчиненных таможен Уральского таможенного управления входят: Екатеринбургская, Тюменская, Ханты-Мансийская, Ямало-Ненецкая, Магнитогорская, Челябинская, ФИО11, Уральская оперативная таможни.

При этом, положения ст. 402 Таможенного кодекса Российской Федерации, на которую ссылался истец, не принята судом в качестве обоснования заявленных требований, в связи с тем, что Таможенный кодекс Российской Федерации утратил силу с ( / / ) в связи с принятием Федерального закона от ( / / ) № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 указанного закона, таможенными органами являются, в том числе и региональные таможенные управления, и таможни.

Согласно ч. 5 ст. 10 данного закона, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с подп. 55 п. 6 Общего положения, региональное таможенное управление осуществляет функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

В качестве распорядителя средств федерального бюджета Управление распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств (аппарату Управления и таможням Уральского региона) (подп. 2 п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В качестве получателя средств федерального бюджета Управление принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Бюджетными сметами Управления на 2013, 2014 годы, суммы в размере ( / / ). руб. в 2013 году, ( / / ). в 2014 году включены в расходы аппарата Управления как получателя бюджетных средств и распределены в установленном законом порядке.

Таким образом, приказы Управления № 343-к от ( / / ) и от ( / / ) изданы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и являются законными и обоснованными.

Ссылки истца на положения Приказа ФТС России от ( / / ) «Об утверждении Порядка формирования и утверждения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета», суд обоснованно признал несостоятельными.

В соответствии с п. 2 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с указанного учета, утвержденного приказом ФТС России от ( / / ) № 1270, целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о сотрудниках, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членах их семей и гражданах Российской Федерации, уволенных со службы в таможенных органах Российской Федерации, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, снятых с указанного учета.

Однако, как следует из пункта 16 Правил, информация, содержащаяся в базе данных, предоставляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

Следовательно, база данных лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты и снятых с этого учета, используется для мониторинга статистического учета и планирования бюджетных ассигнований, ее применение для учета сотрудников для предоставления выплаты не предусмотрено.

Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка истца на аналогию закона, в данном случае применении норм Жилищного кодекса Российской Федерации не обоснованна, поскольку предоставление социальной выплаты на приобретение и строительство жилья не относится к предмету регулирования жилищного законодательства, установленному в ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае порядок предоставления социальной выплаты на приобретение и строительства жилья урегулирован Федеральным законом от ( / / ) № 283-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № 369, Приказом ФТС России от ( / / ) «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения».

Очередность предоставления социальной выплаты предусмотрена п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № 369, в соответствии с которым единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.

При этом, базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, непосредственно ведутся в каждом таможенном органе и общей базы очередности принятия на учет между Уральским таможенным управлением, Уральской оперативной таможней и другими таможнями, непосредственно подчиненными Уральскому таможенному управлению, не имеется.

Принимая во внимание, что общая очередь предоставления социальной выплаты сотрудникам таможенных служб не сформирована, общий (сводный) список сотрудников, которым должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, отсутствует, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу подробно мотивированы, соответствуют как фактическим обстоятельствам дела, так и действующему законодательству. Жалоба не приводит новых обстоятельств, повторяет позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, и ее содержание направлено лишь на переоценку выводов суда и иное применение норм материального права, для чего оснований судебная коллегия не находит.

В связи с этим предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 АлексА.а – без удовлетворения.

Председательствующий:

В.П. Игнатьев

Судьи:

С.Б. Морозова

ФИО1