ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8355/2022 от 01.09.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Исакова Е.И.Докладчик Полуэктова Т.Ю.

Дело № 33-8355/2022(2-1178/2022)УИД 42RS0019-01-2021-009385-37

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 1 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Першиной И.В.

судей Бычковской И.С., Полуэктовой Т.Ю.

при секретаре Ломовой Л.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Казарян Меружана Арамовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Кузнецовой С.И., действующей на основании доверенности, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июня 2022 г.,

заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,

У С Т А Н О В И Л А:

Казарян М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее – ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ - ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу принято решение, которым ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (в наличии - отсутствует, при требуемом – 6 лет).

Считает, что ответчиком необоснованно отказано в установлении пенсии, поскольку 09.12.2020 Мартунинский территориальный отдел службы социального обеспечения республики Армении назначил Казаряну М.А. пенсию — возрастную трудовую, в размере драм, а также указал размер стажа - 12 лет 2 месяца 15 дней.

Просит признать незаконным и отменить решение ГУ- ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу об отказе в установлении страховой пенсии по старости; обязать зачесть 12 лет 2 месяца 15 дней Казарян М.А. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ постановлено требования Казарян М.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ – ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Казарян М.А. в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать ГУ – ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу назначить Казарян М.А. страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Кемеровской области – Кузбассу Кузнецова С.И. просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

Указывает, что из архивной справки от 27.04.2018, выданной объединенным трудовым архивом поселкового и сельских советов Доманевского района, Николаевской области, Республики Украина усматривается, что на основании данных расчетно – платежных ведомостей Казарян М.А. работал в совхозе им. Энгельса. В справке указаны выхода на работу. Справка о заработной плате за те же периоды, выдана ОДО «Николаевская аграрная группа», которая ранее именовалась ОДО «Путевой». Связь между разными организациями не усматривается, поэтому данный период работы и заработная плата не могут быть приняты для назначения страховой пенсии.

Из представленной справки о военной службе не усматривается служба по призыву, отсутствует основание выдачи справки, отсутствует полная дата рождения, из военного билета усматривается ошибка в дате рождения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Казаряна М.А. – Башкатова В.К., действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, пояснив, что у истца отсутствует трудовая книжка в связи с утратой.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных участников процесса.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, а также оригиналы пенсионных дел истца, в том числе Республики Армении, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Казарян М.А. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в Рудничном районе г. Кемерово о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Казарян М.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (в наличии - отсутствует, при требуемом – 6 лет) и отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – 6,6.

ДД.ММ.ГГГГ Казарян М.А. повторно обратился в ГУ – ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Казарян М.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (в наличии- отсутствует, при требуемом – 6 лет).

Основанием к отказу в установлении пенсии послужило: из поступившего ДД.ММ.ГГГГ выплатного дела Казарян М.А. из Республики Армении усматривается, что архивная справка от 27.04.2018, выданная объединенным трудовым архивом поселкового и сельских советов Доманевского района, Николаевской области, Республики Украина указывает, что на основании данных расчетно-платежных ведомостей Казарян М.А. работал в совхозе им. Энгельса. В справке указаны выходы на работу. Справка о заработной плате за те же периоды выдана ОДО «Николаевская аграрная группа», которая раннее именовалась ОДО «Путевой». Связь между разными организациями не усматривается, поэтому данный период работы и заработная плата не могут быть приняты для назначения страховой пенсии по старости. Из представленной справки о военной службе не усматривается служба по призыву, отсутствует основание выдачи справки, отсутствует полная дата рождения. У заявителя запрошен военный билет, из которого усматривается ошибка в дате рождения.

Из предоставленного в материалы дела нотариально заверенного перевода пенсионного дела, поступившего из Республики Армении, следует, что с 15.05.2018 Казарян М.А. назначена пенсия по возрасту, стаж составил 12 лет 2 мес. 15 дней, выплата пенсии производилась на территории Республики Армении по 31.12.2020.

Для расчета пенсии принят период работы и заработок Казарян М.А. с 1990 по 1995 гг. на основании справки, выданной Обществом с Дополнительной ответственностью «Николаевская аграрная группа», которое переименовалось 26.01.2018 и находится в Украине Николаевской области Доманевском районе.

В справке указано, что на все выплаты начислялись страховые взносы, справка выдана на основании расчетно-платежных ведомостей. Организация не возражает относительно проведения проверки первичных документов.

Справка, выданная объединенным трудовым архивом поселкового и сельских советов Доманевского района Николаевской области Украины, подтверждает выходы истца на работу в период с 1990 по 1995 гг.

Из материалов нотариально заверенного перевода пенсионного дела Казарян М.А. усматривается наличие справки о военной службе Казарян М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о службе в Вооруженных Силах в период с 10.11.1973 по 02.12.1975, подписанная Врио Мартунинского военного комиссара, удостоверенного круглой гербовой печатью «Министерство Обороны Республики Армении Мартунинский Военный Комиссариат», штампом «Министерство Обороны Республики Армении Мартунинский Военный Комиссариат» от 05.10.1 (л.д.38).

Из предоставленного суду первой инстанции подлинника военного билета, выданного ДД.ММ.ГГГГ № НЗ 2994440 Мартунинским Военным Комиссариатом Армянской ССР судом установлено, что в военном билете указано на призыв комиссией Мартунинским районным Военным Комиссариатом Армянской ССР Казарян М.А. признанного годным к строевой службе и призванного на действительную военную службу и направлен в часть 10.11.1973, на основании приказа МО СССР от 26.09.1975 уволен в запас 02.12.1975 и направлен в Мартунинский РВК Арм. ССР.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришёл к выводу, что на дату обращения в пенсионный фонд за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» у истца возникло прав на назначение пенсии, исходя из того, что на 08.11.2021Казарян М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг необходимого пенсионного возраста и у него имелся достаточный страховой стаж для установления пенсии, в связи с признал незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязал ответчика назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют исследованным по делу доказательствам, в связи с чем суд апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не усматривает оснований для признания решения незаконным и его отмены либо изменения.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

13 марта 1992 г. между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).

В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 06 июля 1992 г. "О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств", вступившим в силу для Российской Федерации с 23 октября 1992 г., Экономический суд осуществляет толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.

В решении N 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 г. о толковании применения положений статьи 7 Соглашения указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.

Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.

Анализируя содержание части 1 статьи 7 Соглашения Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении N 01-1/1-09 от 28 сентября 2009 г., сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.

Анализ пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.

С учетом изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина "пенсия того же вида", полагает, что пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.

При этом Экономический Суд Содружества Независимых Государств отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.

Учитывая изложенное, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве - участнике Соглашения, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Армения пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет (часть 1).

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (часть 2).

С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3).

В период с 2015 г. по 2020 г. максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.

Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 25 июня 2019 г.).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.

В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.

Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, является:

сопоставление условий для назначения пенсии, назначенной Казарян М.А. в Республике Армении и страховой пенсии по старости, предусмотренной статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом требований статей 11, 12, 35 указанного Федерального закона;

установление того, какие документы имелись в находившемся в распоряжении пенсионного органа пенсионного дела, поступившего из Республики Армения; являлись ли они достаточными для назначения истцу страховой пенсии по старости, имелась ли необходимость в их проверке путем направления запросов в уполномоченные органы Республики Армения;

какие документы представлены Казарян М.А. в пенсионный орган в подтверждение свое права на назначение пенсии при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по возрасту в Республике Армения по закону Республики Армении от 22.12.2010 «О государственных пенсиях»(статья 9) фактически аналогичны условиям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"- по достижении лица 63 лет и наличие у него трудового стажа, не превышающего 25 лет, если у него не менее 10 календарных лет трудового стаж.

Исходя из приведенного выше правового регулирования, в соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 г. N 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Стороной ответчика оспаривается представленная истцом справка, на основании которой, в том числе, ему назначена пенсия по возрасту в Республики Армения – справка от 20.04.2018 о заработной плате для исчисления пенсии Казарян М.А. за период 1990- 1995 годы, вместе с тем из архивной справки от 27.04.2018, выданной объединенным трудовым архивом поселкового и сельских советов Доманевского района, Николаевской области, Республики Украина следует, что на основании данных расчетно – платежных ведомостей Казарян М.А. работал в совхозе им. Энгельса; в справке указаны выходы на работу за период 1990-1993.

При этом справка о заработной плате, выданная ОДО «Николаевская аграрная группа», которая ранее именовалась ОДО «Путевой», также включает себя периоды 1990-1992.

Однако пенсионным органом не выполнены обязанности по разъяснению Казарян М.А. вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо представить дополнительно для устранения расхождений периодов работы, заработной платы, а также исторической справки совхоза имени Энгельса.

Указание об уведомлении Казарян М.А. о предоставлении недостающих документов в решении об отказе в установлении пенсии от 01.09.2021 при отсутствии доказательств вручения ему копии решения, соответствующих разъяснений не являются бесспорным доказательством исполнения ответчиком своих обязанностей.

Между тем, стороной ответчика оспаривается период работы с 1990 по 1995 гг. и начисленная заработная плата, однако, оспариваемый период пенсионным органом составляет 5 лет - с 1990 по 1995 гг., в то время как согласно пенсионного дела, поступившего из Республики Армения, всего трудовой стаж Казарян М.А. в соответствии с которым ему назначена пенсия по возрасту, составляет 12 лет 2 мес. 15 дней, то есть Казарян М.А. имеет требуемую продолжительность страхового стажа, необходимую для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (шесть лет).

Доводы апелляционной жалобы о том, что в страховой стаж истца не подлежит включению период службы в армии являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и которым дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Из имеющихся в материалах дела документах – справке о военной службе Казарян М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и представленного на обозрение суда первой инстанции подлинника военного билета, выданного ДД.ММ.ГГГГ судом обоснованно установлен факт службы в армии по призыву в период с 10.11.1973 по 02.12.1975, а допущенная техническая ошибка в военном билете в неправильном указании даты рождения, не указания полной даты рождения истца в справке Министерства Обороны Республики Армении Мартунинского Военного Комиссариата не опровергает данного факта.

Таким образом, оснований для отказа истцу в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, в том числе минимального стажа, не имелось.

При этом также учтено, что Указанием от 18 января 1996 №1-1-У Министерства социальной защиты населения Российской Федерации «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств- бывших Республик Союза ССР не предусмотрена возможность отказа в назначении пенсии в случае приобретения права на пенсию и ее выплаты в ином государстве в отношении лиц, прибывших из государств -участников Соглашения от 13.03.1992, имеющим вид на жительство в Российской Федерации.

Ответом Единой социальной службы Армении от 07.09.2021 подтверждается, что Казарян М.А. назначенная пенсия по возрасту выплачивалась по 31.12.2020, включительно, право на получение пенсии на территории Республики Армении прекращено 1 августа 2021 года. Пенсионное дело и справка- аттестат выплаты пенсии направлено ответчику.

Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, иному толкованию законодательства, они аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, были предметом обсуждения суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Кузнецовой Светланы Ивановны – без удовлетворения.

Председательствующий И.В.Першина

Судьи И.С.Бычковская

Т.Ю.Полуэктова

Апелляционное определение изготовлено в мотивированной форме 7 сентября 2022 г.