Судья Гайнутдинова А.С. Дело № 33-835/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 5 июня 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Гринюк М.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 марта 2018 года, которым исковые требования Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл, действующего в интересах ФИО1, к администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет удовлетворены. С администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу ФИО1 взыскана задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года в размере 138936 рублей. В удовлетворении дополнительных исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года дополнительно в размере 9748 рублей 20 копеек отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район», в котором с учетом уточнения просил взыскать задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года в размере 148684 рублей 20 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что в связи с поступившим обращением истца Волжской межрайонной прокуратурой Республики Марий Эл проведена в администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» проверка исполнения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что перед замещавшим ранее муниципальную должность главы администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» и впоследствии ушедшим в отставку ФИО1 имеется задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года, размер которой согласно выданной администрацией муниципального образования «Волжский муниципальный район» справке составляет 138936 рублей. Однако в уточненном заявлении ФИО1 указывает, что поскольку принятое Собранием депутатов Волжского муниципального района 27 сентября 2017 года решение, в соответствии с которым размер доплаты к пенсии за выслугу лет на период с сентября 2017 года по декабрь 2018 года изменен и уменьшен до 2961 рубля, было опубликовано и вступило в силу 5 октября 2017 года, то за сентябрь 2017 года подлежит начислению пенсия в размере 12709 рублей 20 копеек, а не 2961 рубля.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить в части размера взысканной задолженности по выплате пенсии, увеличив сумму на 9748 рублей 20 копеек, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы. В обоснование жалобы истец, ссылаясь на положения статей 15, 24, 54 55 Конституции Российской Федерации, указывает, что принятое Собранием депутатов Волжского муниципального района 27 сентября 2017 года решение вступило в силу 5 октября 2017 года, в связи с чем за сентябрь 2017 года подлежит начислению 12709 рублей 20 копеек, а не 2961 рубль, то есть к взысканной судом сумме необходимо начислить дополнительно 9748 рублей 20 копеек.
В возражениях на апелляционную жалобу Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл, а также администрация муниципального образования «Волжский муниципальный район» просят оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, приводя доводы в поддержку решения суда.
Выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Назарова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что с 15 февраля 2001 года по 25 июля 2007 года ФИО1 замещал должность главы администрации Волжского муниципального района.
Распоряжением главы администрации Волжского муниципального района от 8 ноября 2012 года № <...> ФИО1 с 1 октября 2012 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 19746 рублей 30 копеек.
Руководствуясь положениями статей 11, 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из того, что у администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» имеется перед ФИО1 задолженность по выплате пенсии за период с 01 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года, суд первой инстанции исковые требования частично удовлетворил, взыскав 138936 рублей, и отказав в части взыскания суммы задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года в размере 9748 рублей 30 копеек.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года в размере 9748 рублей 20 копеек в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 24 октября 1996 года № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», по смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о равной защите государственной и частной форм собственности и о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 20-П).
27 сентября 2017 года Собранием депутатов Волжского муниципального района принято решение № 31-2, согласно которому приостановлено действие пунктов 7 и 8 Положения о порядке назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Волжский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Волжский муниципальный район» от 24 апреля 2013 года № 39-11 (в редакции решения от 21 декабря 2016 года), на период: сентябрь 2017 года – декабрь 2018 года, устанавливающих порядок исчисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Волжский муниципальный район». С учетом того, что финансирование доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Волжский муниципальный район» осуществляется только за счет средств бюджета муниципального образования «Волжский муниципальный район», в связи с отсутствием источника финансирования размер доплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Волжский муниципальный район», установлен в размере 2961 рубля.
В пункте 3 данного решения органа местного самоуправления указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Согласно статье 41 Устава муниципального образования «Волжский муниципальный район» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанность человека и гражданина вступают в силу после их обязательного официального опубликования в газете «Волжские Вести – Юл увер».
Решение Собрания депутатов Волжского муниципального района № 31-2 от 27 сентября 2017 года опубликовано в газете «Волжские Вести – Юл увер» 5 октября 2017 года. Следовательно, датой вступления данного решения в силу является 5 октября 2017 года.
Таким образом, вступившим в октябре 2017 года в силу решением Собрания депутатов Волжского муниципального района от 27 сентября 2017 года № 31-2 не могут быть ограничены права истца на получение пенсии в том размере, какой существовал ранее, до октября 2017 года. Иное приведет к нарушению прав ФИО1, ухудшению его правового положения.
Следовательно, при расчете истцу задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года следует исходить из размера пенсии 12709 рублей 20 копеек.
Учитывая изложенное, решение суда в части размера взысканной задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года подлежит изменению. С администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу ФИО1 подлежит взысканию задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере 148684 рублей 20 копеек.
В связи с тем, что судом первой инстанции было отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года дополнительно в размере 9748 рублей 20 копеек, решение суда в данной части подлежит отмене.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, с ответчика на основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 марта 2018 года изменить в части размера взысканной задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Взыскать с администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу ФИО1 задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 ноября 2016 года по 31 декабря 2017 года в размере 148684 рублей 20 копеек.
Решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 марта 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за сентябрь 2017 года в размере 9748 рублей 20 копеек отменить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
М.А. Гринюк