ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-836 от 06.04.2015 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

  Дело №33-836

 Судья: Федоров В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.

 судей Баранова В.В., Малининой О.Н.

 при секретаре Ивановой О.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании 6 апреля 2015 года гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области к ФИО1  о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени

 по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области на решение Котовского городского суда Тамбовской области от 22 октября 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Тамбовской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2011-2012 годы и пени в общей сумме 6 611 руб. 96 коп. В обоснование заявленных требований истцом указано, что согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на транспорт, ответчик имеет в собственности два автомобиля марки ГАЗ-2752 с государственными регистрационными номерами: *** и ***, с мощностью двигателей 98 л.с. и 123 л.с. соответственно, в связи с чем ответчику начислен транспортный налог за 2012 г. в размере 6 965 руб. 83 коп. и доначислен налог за 2011 г. в сумме 1 473 руб. по сроку уплаты 1 ноября 2013 г. В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление, но налог уплачен не был. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ ФИО1 были начислены пени на имеющуюся недоимку по транспортному налогу за период со 2 по 11 ноября 2013 г. в сумме 18 руб. 13 коп. Направленное ответчику требование № 17854 от 11 ноября 2013 г. об уплате суммы задолженности в добровольном порядке в полном объеме не исполнено, налог уплачен частично. Остаток задолженности за 2011 г. составляет 1 473 руб., за 2012 г. – 5 120 руб. 83 коп. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском после отмены 31 марта 2014 г. мировым судьей судебного участка № 2 г. Котовска Тамбовской области судебного приказа от 18 марта 2014 г. о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени.

 Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 22 октября 2014 г. исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области оставлены без удовлетворения.

 В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России № 4 по Тамбовской области просит данное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе приведены доводы аналогичные основаниям, указанным в исковом заявлении. Также автором жалобы указано, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, была исчислена налоговым органом на основании сведений, представленных органами УГИБДД, согласно которых ФИО1 в указанный налоговый период являлась собственником грузовых автомобилей ГАЗ-2752. Считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованным выводам о том, что в случае содержания в паспортах транспортных средств противоречивых сведений названные автомобили не относятся к категории «грузовых» и, что под категорию «легковой автомобиль» подходят транспортные средства массой менее 3,5 т. и с количеством посадочных мест менее восьми, а также, что налоговый орган обязан представить в суд доказательства фактического использования ФИО1 данных автомобилей в качестве грузовых. По мнению налогового органа, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым, либо грузовым. При определении категории транспортного средства в целях налогообложения следует исходить не только из его категории, но и типа (назначения) транспортного средства, указанных в карточке учета ГИБДД, паспорте и одобрении типа транспортного средства. Налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и категорию транспортного средства. При исчислении налога должна применяться налоговая ставка исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, предоставленными органами ГИБДД. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и в соответствии с п. 26 Положения, в ней отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Так «1» обозначает, что автомобиль является легковым, «2» - автобус, «3» - грузовой автомобиль, «7» - фургон, «9» - специальный транспорт. Модель ГАЗ-2752 расшифровывается как 2 - полная масса до 2 тонн, 7- грузовой автомобиль, фургон. При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что используемый ФИО1 автомобиль марки ГАЗ-2752 не относится к категории грузовых, т.к. в регистрационных документах имеются противоречия. Кроме того, возможность использования транспортных средств в определенных целях, как доказательство их принадлежности к легковому автотранспорту не имеет правового значения, поскольку в силу ст. 358 Налогового кодекса РФ не учитываются цели, для которых могут использоваться транспортные средства. Автор жалобы полагает, что отказ в удовлетворении исковых требований нарушает права и интересы государства в части взыскания налогов.

 Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, исходя из следующего.

 Судом установлено, что ФИО1 в период с 22 июня 2005 г. по 10 октября 2012 г. являлась собственником автомобиля марки ГАЗ-2752, государственный регистрационный знак <***>, с мощностью двигателя 98 л.с., а с 21 августа 2008 г. за ней зарегистрирован автомобиль марки ГАЗ-2752, государственный регистрационный знак <***>, с мощностью двигателя 123 л.с.

 Отказывая налоговому органу в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налогоплательщиком верно исчислен и уплачен транспортный налог за 2011-2012 годы с применением налоговой ставки с учетом отнесения спорных транспортных средств к легковым автомобилям.

 В силу ст. 356 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

 Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

 Исчисление и уплата транспортного налога в Тамбовской области производится в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Законом Тамбовской области от 28.11.2002 г. №69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями).

 Из п. 1 ст. 361 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

 Согласно ст. 6 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 г. № 69-З ставки транспортного налога составляют: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно в размере 10 руб. за 1 л.с., с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. в размере 25 руб. за 1 л.с.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно в размере 25 руб. за 1 л.с., свыше 100 до 150 л.с. в размере 40 руб. за 1 л.с.

 Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Порядок регистрации транспортного средства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

 В силу пункта 2 указанного нормативного акта все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются органах ГИБДД МВД РФ.

 Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» с 01.07.1993 г. введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час.

 Данным Постановлением установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

 Согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденном приказами МВД Российской Федерации № 496, Минпромэнерго Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 34 от 23.06.2005г. (зарегистрировано к Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2005 г. № 6842) по строке 4 паспорта транспортного средства указывается категория транспортного средства, которая соответствует Конвенции о дорожном движении, принятой на конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г.

 Типы транспортных средств, указанные в Одобрении типа транспортного средства (Постановления Госстандарта РФ от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов») адаптированы к понятиям, содержащимся в классификации, приведенной в Конвенции.

 Таким образом, при государственной регистрации транспортного средства органом МВД России с учетом всех технических показателей в совокупности определяется тип транспортного средства, или, другим словами, определяется цель эксплуатации автомобиля в дорожном движении, которой должен следовать собственник транспортного средства. В целях исчисления транспортного налога данные сведения необходимы при определении категории транспортного средства.

 Судом материалами дела установлено, что согласно строке 4 паспорта транспортного средства, автомобили ГАЗ-2752 (***) имеют категорию «B».

 Согласно указанной Конвенции к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

 Вместе с тем, в таблице, содержащейся в приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств, к категории «B» помимо указанных транспортных средств относятся механические транспортные средства, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль-дом); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн.

 Категория «B» означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

 Как следует из паспортов транспортных средств наименование (тип) транспортных средств ГАЗ-2752 (***) указаны как «фургон цельнометаллический» и «грузовой фургон цельнометаллический (7 мест)». Однако спорные транспортные средства могут использоваться как специальные фургоны, о чем свидетельствует указание в паспортах транспортных средств на наличие в фургонах менее восьми посадочных мест.

 Из представленных отделением ГИБДД ОМВД России по г. Котовску Тамбовской области карточек учета транспортных средств не усматривается, что спорные транспортные средства классифицируются как «грузовые», в них указано, что данные автомобили относится к категории "B" по типу транспортного средства «фургоны».

 В соответствии с Отраслевой нормалью ОН-25270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, первая цифра идентификационного номера (VIN) «2» означает «автобус», а вторая цифра «7» - тип автомобильного транспортного средства – «фургон».

 Из имеющихся в материалах дела паспортов транспортных средств спорных автомобилей следует, что данные транспортные средства имеют VIN, позволяющие их отнести к фургонам.

 Таким образом, применение данной Нормали не позволяет также однозначно определить тип транспортных средств ГАЗ-2752 (***), следовательно, и определить какую налоговую ставку применить при исчислении транспортного налога, а в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

 Следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен и уплачен транспортный налог за 2011-2012 годы исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.

 Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

 Нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, его выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене судебного акта, не выявлено.

 С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

 Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Котовского городского суда Тамбовской области от 22 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Тамбовской области - без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий:

 Судьи: