ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8360/2013 от 25.09.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Тупикина З.А. Дело №33-8360/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород 25 сентября 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Самарцевой В.В.

судей : Кручинина М.А. и Гущевой Н.В.

при секретаре судебного заседания П.А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. и возражения прокурора Дальне-Константиновского района, поданные на жалобу Главы администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д., на решение Дальне-Константиновского районного суда Нижегородской области от 17 июня 2013 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Дальне-Константиновского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации к ответчику Главе администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. с требованием обязать главу администрации Дальне-Константиновского муниципального района А.А.Д. исполнить требования ч.1 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции в Российской Федерации» направить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год представителю нанимателя (работодателя), с участием: А.А.Д., прокурора У.М.С.,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Дальне-Константиновского района Нижегородской области обратился в Дальне-Константиновский районный суд Нижегородской области с заявлением в интересах Российской Федерации к Главе администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. об обязании исполнить требования ч.1 ст.8 Федерального закона «О противодействии коррупции в Российской Федерации» направить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги( супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год представителю нанимателя (работодателя).

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой Дальне-Константиновского района проведена проверка по обращению главы местного самоуправления, председателя Земского собрания Дальне-Константиновского муниципального района Ш.С.Д.о не исполнении главой администрации Дальне-Константиновского района А.А.Д. законодательства, направленного на противодействие коррупции. В ходе проверки установлено, что главой администрации Дальне-Константиновского района А.А.Д. не исполнено требование вышеназванного законодательства, а именно он не направил сведения за 2011 года о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю) главе местного самоуправления Дальне-Константиновского муниципального района. Не направление сведений о доходах, доходах супруги об имуществе и обязательствах имущественного характера нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в единстве правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Заинтересованное лицо А.А.Д. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, предоставив письменные объяснения, в порядке ст.35 ГПК РФ из которых следует, что требования прокурора не признает, указывая, что сведения за 2011 год о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов семьи были поданы в уполномоченный орган в соответствии с требованиями действующего законодательства. Просил суд отказать в удовлетворении заявления прокурора Дальне-Константиновского района о признании незаконным бездействия по не предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Решением Дальне-Константиновского районного суда Нижегородской области от 17 июня 2013 года исковые требования прокурора Дальне-Константиновского района Нижегородской области удовлетворено в полном объеме.

В апелляционной жалобе Глава администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. просит отменить решение Дальне-Константиновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу Главы администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. прокурор Дальне-Константиновского района Нижегородской области просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней необоснованными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы А.А.Д. и доводы возражений прокурора Дальне-Константиновского района, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим мотивам.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.15 названного Федерального закона гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.13 Закона, устанавливающей ограничения, связанные с муниципальной службой, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, в частности, в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 8 той же нормы предусмотрено, что невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, Дальне-Константиновского районный суд правильно принял во внимании положения следующих норм закона.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции в Российской Федерации» лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) представителю нанимателя (работодателю).

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.14 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» указанные сведения подлежат предоставлению в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п.8 ст.11 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 года №99-ФЗ «О муниципальной службе в Нижегородской области» муниципальные служащие обязаны представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.

Согласно п.9 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» государственные гражданские служащие обязаны представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что государственные гражданские служащие сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю).

В соответствии со ст.2 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Из указанных положений Федерального закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что представитель нанимателя (работодатель) – это лицо, наделенное полномочиями по совершению от имени муниципального образования действий, связанных с приемом на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, то есть, данное лицо осуществляет те же действия, которые совершает работодатель в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.16 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.6 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контракт с Главой местной администрации заключается от имени муниципального образования главой муниципального образования.

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным Законом Нижегородской области от 03.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» должность Главы администрации района относится к высшей категории должностей муниципальной службы.

Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что Глава администрации муниципального района, назначаемый на должность Земским собранием района по контракту, является муниципальным служащим, соответственно, его работодателем в силу Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ является муниципальное представительный орган местного самоуправления, как в данном случае – Земское Собрание, представителем которого и является глава местного самоуправления муниципального района - председатель Земского Собрания.

Согласно Уставу Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области Глава администрации Дальне-Константиновского муниципального района осуществляет свои полномочия на основании контракта, заключенного по результатам проведенного Земским собранием района конкурса.

В соответствии с Решением Земского Собрания Дальне-Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ № №, контракта от ДД.ММ.ГГГГ, Главой администрации <адрес> является А.А.Д..

В связи с изложенным, для главы администрации Дальне-Константиновского района А.А.Д. работодателем является муниципальное образование – Дальне-Константиновский район, представителем нанимателя, от имени которого, выступает глава местного самоуправления Ш.С.Д.

Исходя из системного толкования перечисленных выше норм права следует, что Глава администрации Дальне-Константиновского района должен был представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера - представительному органу - Земскому Собранию Дальне-Константиновского района, от имени которого с ним был заключен контракт.

Доводы жалобы о том, что А.А.Д. представил сведения о своих доходах, доходах супруги в кадровую службу администрации Дальне-Константиновского муниципального района, а поэтому выполнил свои обязательства, является неубедительным.

Данный порядок по своей сути, распространяет свое действие на муниципальных служащих администрации Дальне-Константиновского района, но не на Главу администрации, поскольку он занимает особое правовое положение и на него распространяют свое действие положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в совокупности с другими правовыми нормами, системный анализ которых приведен выше.

Кроме того, Глава администрации района является органом исполнительной власти и в силу своего правового положения, обязан выполнять решения Земского Собрания, которые по отношению к нему имеют высшую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы А.А.Д.

Доводы апелляционной жалобы о том, что до А.А.Н. не доводились нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок предоставления сведений о доходах являются неубедительными, поскольку по условия контракта, заключенного с ним, А.А.Д., как глава местной администрации в своей деятельности должен руководствоваться интересами муниципального района и организовывать свою работу в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами российской федерации, законами области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, уставом муниципального образования, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

Следовательно, условия контракта с главой местной администрации возлагают на него обязанность не только знания федеральных нормативных правовых актов, но и их исполнение.

Поэтому даже в отсутствие нормативных правовых актов местного самоуправления, регламентирующих тот или иной вопрос, или как в данном случае порядок предоставления сведений о доходах, глава администрации должен знать и исполнять федеральное законодательство, в том числе и Федеральный закон от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Предоставление сведений о своих доходах, сведений о доходах супруги и сведений об имуществе и имущественных обязательствах своих и членов своей семьи, исключают коррупционную составляющую сокрытия сведений о доходах и имуществе.

Оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения, судебной коллегией не установлено.

Решение суда первой инстанции является правильным, законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дальне-Константиновского районного суда Нижегородской области от 17 июня 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Дальне-Константиновского муниципального района Нижегородской области А.А.Д. – без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий-

Судьи-