Судья Федорова Ю.Ю. Дело № 33-8371/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 16 августа 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Арбачаковой А.В., Колесниковой Л.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.,
с участием представителя истца Громадиной Г.В., представителя ответчика ООО «Либерал Вэльюз» ФИО1, представителя третьего лица Алтайской таможни- ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО3 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 5 мая 2017 года
по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Либерал Вэльюз», ФИО3 о прекращении трудового договора.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., судебная коллегия
установила:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд к ответчикам о прекращении действия трудового договора, заключенного в соответствии с приказом *** от ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и ООО «Либерал Вэльюз». В обоснование заявленных требований указал, что ФИО3 проходил государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> отдела таможенного досмотра Горнякского таможенного поста Алтайской таможни, откуда в соответствии с приказом ***-к от ДД.ММ.ГГ уволен с государственной гражданской службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГ.
Согласно должностному регламенту ФИО3 в его должностные обязанности входило: осуществление контроля за помещением товаров в зону таможенного контроля, в том числе, на склад временного хранения, их хранением, в том числе за соблюдением сроков их хранения и выдачей (п. 1.12), обеспечение сбора и обобщение сведений, полученных в результате проведения таможенного досмотра (таможенного осмотра) товаров и транспортных средств международной перевозки (п. 11.13), проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств в соответствии с поручением на досмотр, составление актов таможенного досмотра (осмотра) согласно порядку, установленному правовыми актами ФТС России, СТУ, Алтайской таможни (п. 11.17), регистрация документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, выдача подтверждения о регистрации документов (п. 11.21), осуществление контроля за помещением, порядком хранения и выдачей товаров со складов временного хранения (п. 11.22), осуществление осмотра территорий и помещений складов временного хранения и прочих мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю (п. 11.23), осуществление контроля за деятельностью складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенного поста (п. 11.24), осуществление контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля (п. 11.25), осуществление контроля за соблюдением сроков представления владельцами складов временного хранения отчетности, установленной правовыми актами, достоверностью сведений, указанных в ней (п. 11.26), осуществление приема и регистрации отчетности по установленной форме, представляемой владельцами складов временного хранения (п. 11.27) и т.д.
ДД.ММ.ГГ ООО «Либерал Вэльюз» с ФИО3 заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО3 принят на должность <данные изъяты> бессрочно. В его должностные обязанности по месту работы включены: надзор и контроль за организацией размещения в зоне таможенного контроля автотранспортных средств и товаров, находящихся под таможенным контролем. Кроме того, согласно ч.2 ст.23 ТК ТС владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Статьей 26 ТК ТС регламентированы обязанности владельца склада временного хранения, к которым отнесены: соблюдение условий и выполнение требований, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; обеспечение сохранности товаров, находящихся на складе временного хранения; ведение учета хранимых товаров и представление в таможенные органы отчетности о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; недопущение посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; выполнение требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме этого, в силу требования части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень должностей государственной службы, подпадающих по действие вышеуказанных норм закона, установлен Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. Согласно пп. «а» п. 2 Указа, руководителям федеральных государственных органов до ДД.ММ.ГГ необходимо утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГ*** «О перечне должностей федеральной государственной службы в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги\супруга) и несовершеннолетних детей» должность главного государственного таможенного инспектора включена в указанный Перечень. Учитывая изложенное, при заключении трудового договора с ФИО3 на работодателя возлагается обязанность, предусмотренная ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 3 статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по уведомлению о заключении трудового договора представителя работодателя государственного служащего по последнему месту его службы. Как показала проверка, 19.05.2016 ООО «Либерал Вэльюз» в Алтайскую таможню направлено уведомление о заключении трудового договора с ФИО3 ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Алтайской таможни, по итогам которого ФИО3 было отказано в даче согласия на замещение должности <данные изъяты> ООО «Либерал Вэльюз». Согласно ч. 3.1 ст. 17 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные нормы закреплены в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона). Поскольку деятельность ФИО3 в Алтайской таможне была напрямую связана с проведением контрольных мероприятий в отношении участников внешнеэкономической деятельности - складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности Горнякского таможенного поста, то при заключении трудового договора бывшим государственным служащим с организацией, в отношении которой им ранее осуществлялся контроль, значение имеет не столько совпадение должностных обязанностей по прежнему и новому месту работы, сколько осуществление в период прохождения государственной службы кандидатом контрольных функций в отношении организации в целом, что является коррупционным фактором. При таких обстоятельствах ФИО3 не вправе осуществлять трудовую деятельность после увольнения с таможенного органа в ООО «Либерал Вэльюз» в должности <данные изъяты>, а заключенный между ними трудовой договор должен быть прекращен.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 05.05.2017 исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации удовлетворены.
Прекращено действие трудового договора, заключенного в соответствии с приказом *** от ДД.ММ.ГГ между ФИО3 и Обществом с ограниченной ответственностью «Либерал Вэльюз».
В апелляционной жалобе ответчик ФИО3 просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Указывает, что, принимая решение, суд руководствовался апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01.03.2017 по делу по иску ФИО3 к Алтайской таможне об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.
При этом, при разрешении настоящего спора суд первой инстанции не привел мотивов, по которым усмотрел конфликт интересов, не приведено таких мотивов и в решении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Полагает необоснованными выводы суда о заключении с ООО «Либерал Вэльюз» трудового договора с нарушением ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.1 ст.64.1 ТК РФ и прекращении его действия.
В возражениях прокурор и Алтайская таможня просили решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика ФИО3- без удовлетворения, полагая изложенные в ней доводы необоснованными.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Либерал Вэльюз» ФИО1 доводы жалобы поддержал, представитель Барнаульского транспортного прокурора Громадина Г.В. и Алтайской таможни ФИО2 просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителей ответчика, истца и третьего лица, изучив материалы дела, проверив законность решения в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании п.1 и п.3 ст.9 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
Положениями п.2 ст.16 указанного Закона определено, что исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конфликт интересов- ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее- орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее- комиссия по урегулированию конфликтов интересов).
В силу ч.3.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Таможенного кодекса Таможенного союза владелец склада временного хранения- юридическое лицо государства- члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с ст.26 Таможенного кодекса Таможенного союза владелец склада временного хранения обязан: 1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при временном хранении товаров; 2) обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе временного хранения; 3) вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза; 4) не допускать посторонних лиц, не являющихся работниками склада временного хранения и не обладающих полномочиями в отношении товаров, к хранящимся товарам без разрешения таможенных органов; 5) выполнять требования таможенных органов, в отношении доступа должностных лиц таможенных органов к хранящимся товарам; 6) в случае прекращения функционирования склада временного хранения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, известить лиц, поместивших товары на склад временного хранения о таком решении; 7) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случаях, предусмотренных статьей 172 настоящего Кодекса; 8) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев складов временного хранения, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев складов временного хранения, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Согласно ч.4 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.09.2015 № 1936 «О перечне должностей федеральной государственной службы в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги/супруга) и несовершеннолетних детей» должность главного государственного таможенного инспектора включена в указанный Перечень.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка, установил следующие обстоятельства: ФИО3 в таможенных органах проходил службу в Алтайской таможне с ДД.ММ.ГГ в отделе таможенного досмотра Горнякского таможенного поста в должности <данные изъяты>, а затем <данные изъяты>. В связи с организационно-штатными мероприятиями он был уволен со службы в таможенных органах ДД.ММ.ГГ и вновь принят на службу в таможенные органы ДД.ММ.ГГ на должность <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГ он был уволен со службы в таможенных органах в соответствии с п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
ДД.ММ.ГГ ООО «Либерал Вэльюз» с ФИО3 заключен трудовой договор, в соответствии с которым ФИО3 принят на должность <данные изъяты> бессрочно.
Согласно уведомлению ООО «Либерал Вэльюз», ФИО3 в настоящее время работает в должности <данные изъяты>, находящегося в зоне деятельности Горнякского таможенного поста (далее - СВХ ООО «Либерал Вэльюз»). В его должностные обязанности входит организация и контроль за размещением на складе временного хранения автотранспортных средств и товаров, находящихся под таможенным контролем.
ДД.ММ.ГГ состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Алтайской таможни, по итогам которого ФИО3 было отказано в даче согласия на замещение должности начальника <данные изъяты> ООО «Либерал Вэльюз». На заседании комиссии был изучен должностной регламент ФИО3 в период пребывания его в должности <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ), а также результаты его служебной деятельности. Комиссией установлено, что применение форм таможенного контроля (таможенный досмотр, таможенный осмотр, наблюдение) осуществлялось ФИО3 преимущественно на СВХ ООО «Либерал-Вэльюз», расположенном в селе Веселоярск. При этом в работе ФИО3 систематически допускались нарушения при исполнении должностных обязанностей. Выявленные в действиях ФИО3 нарушения способствовали проведению ненадлежащего таможенного контроля. Так как должностные обязанности ФИО3 по ранее замещаемой должности <данные изъяты> схожи с должностными обязанностями по должности <данные изъяты> СВХ ООО «Либерал-Вэльюз», на заседании комиссия таможни пришла к выводу, что замещение ФИО3 этой должности нарушает требования статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Алтайской таможни от ДД.ММ.ГГ об отказе в замещении на условиях трудового договора должности начальника склада временного хранения в ООО «Либерал-Вэльюз» было оспорено ФИО3 в судебном порядке.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01.03.2017 решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30.11.2016 об удовлетворении заявленных ФИО3 требований отменено. В удовлетворении требований ФИО3 отказано в полном объеме.
Установив фактические обстоятельства, исследовав и дав надлежащую оценку представленным доказательствам, в том числе материалам служебных проверок, проанализировав установленные должностным регламентом <данные изъяты> должностные обязанности ФИО3 в период его работы в отделе таможенного досмотра Горнякского таможенного поста, а также должностные обязанности по месту работы ФИО3 в ООО «Либерал Вэльюз» в должности <данные изъяты>, учитывая, что применение форм таможенного контроля (таможенный досмотр, таможенный осмотр, наблюдение) ФИО3, замещавшим должность <данные изъяты>, осуществлялось преимущественно на складах временного хранения ООО «Либерал-Вэльюз», расположенном в селе Веселоярск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в течение двух лет после увольнения с государственной службы ФИО3 имел право работать в организации, куда он трудоустроился, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, куда за получением согласия на трудоустройство в ООО «Либерал-Вэльюз» он не обращался.
Учитывая изложенное, решение суда о признании трудового договора от ДД.ММ.ГГ между ООО «Либерал-Вэльюз» и ФИО3 заключенным с нарушением требований ст.12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.1 ст.64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и прекращении его действия по основанию п.11 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, соответствует фактическим обстоятельствам, основано на правильном применении норм материального права.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, соответствуют установленным обстоятельствам и подтверждаются доказательствами, получившими надлежащую оценку, а нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения, не установлено, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 5 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО3- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
Л.В. Колесникова