ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-8373/2018
город Уфа 25 апреля 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Турумтаевой Г.Я. и
ФИО1
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уфимского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках приаэродромной территории по апелляционной жалобе ООО «УралАгро» на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Уфимский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УралАгро» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на земельных участках приаэродромной территории.
Требования мотивированы тем, что Уфимской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в отношении ООО «УралАгро», которое осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур в границах приаэродромной территории аэродрома "Уфа", в ходе которой выявлены нарушения воздушного законодательства. ООО «УралАгро» является юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрированного дата Межрайонной ИФНС России №... по адрес за основным государственным регистрационным номером .... ООО «УралАгро» согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от дата№... арендует у ОАО «Зубово» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м на основании договора аренды от дата, от дата№..., арендует у ООО «Управляющая компания индустриального парка» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м на основании договора аренды от дата; от дата№... является субарендатором земельного участка у ОАО «Зубово» с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, договор аренды ОАО «Зубово» с Администрацией Зубовского с/с адрес Республики Башкортостан; от дата№... арендует у ООО «Управляющая компания индустриального парка» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м на основании договора аренды от дата. В письменном ответе Администрации MP адрес Республики Башкортостан от дата№..., содержатся сведения о зерновых сельскохозяйственных культурах, посеянных ООО «УралАгро» на земельных участка расположенных в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа», в том числе: земельный участок с кадастровым номером ... использован под посев озимой и яровой пшеницы, пары, озимого рыжика, ячменя; земельный участок с кадастровым номером ... использован под посев горчицы и озимого рыжика; земельный участок с кадастровым номером ... использован под посев ячменя, озимого рыжика, пары, озимой пшеницы; земельный участок с кадастровым номером ... использован под посев озимой пшеницы.
Указанные земельные участки находятся на следующем расстоянии от аэропорта «Уфа», в том числе: земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии 300 метров от торца взлетно-посадочной полосы №...; земельный участок с кадастровым номером ... примыкает к периметровому ограждению аэропорта; земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии ... км от торца взлетно-посадочной полосы №...; земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии 2 км. Следовательно, указанные сельскохозяйственные культуры засеяны в приаэродромной территории в пределах 15-ти километрового радиуса от контрольной точки аэродрома.
Культивирование агрокультур и производство сельскохозяйственных работ значительно осложняет орнитологическую обстановку на аэродроме, особенно в периоды весенней посевной, созревания и осенней уборки сельскохозяйственных культур в сезон массовой миграции птиц, что многократно повышает вероятность столкновения воздушных судов с птицами и создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, жизни и здоровью людей в зоне взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в аэропорту «Уфа». Выращивание зерновых сельскохозяйственных культур в полосах воздушных подходов, а также в радиусе 15-ти километровой зоны от контрольной точки аэродрома «Уфа» создает условия для массового скопления птиц в зоне взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в аэропорту «Уфа» и противоречит действующему законодательству. Выращивание некоторых сельскохозяйственных культур в непосредственной близости к границам проекции полос воздушных подходов является условием для привлечения и массового скопления птиц, что создает угрозу безопасности полетов воздушных судов и обеспечения сохранности жизни людей. На основании информации ФГБОУ ВО Министерства сельского хозяйства РФ «Башкирский аграрный университет» и отчета о проведении эколого-орнитологического обследования района аэродрома, наиболее привлекательной пищей для различных птиц являются: ячмень, овес, яровая пшеница, подсолнечник, кукуруза, всходы многолетних трав. Таким образом, выращивание вышеуказанных сельскохозяйственных культур в непосредственной близости к проекции полос воздушных подходов, а также в радиусе 15-ти километровой зоны от контрольной точки аэродрома «Уфа» создает условия для привлечения и массового скопления птиц, что заведомо создает угрозу безопасности полетов воздушных судов и наступления нежелательных последствий. Уфимской транспортной прокуратурой по итогам ранее проведенной проверки дата объявлялось предостережение руководству ООО «УралАгро» о недопустимости нарушения воздушного законодательства, вместе с тем должным образом ООО «УралАгро» предостережение прокурора не исполнено. ООО «УралАрго» в 2016 и 2017 годах осуществило, а в 2018 году планирует вновь осуществить посев сельскохозяйственных культур привлекающих скопление птиц, в непосредственной близости от аэропорта «Уфа». Представленный АО «Международный Аэропорт «Уфа» анализ за период 2015-2017 г.г. показал, что ежегодно в среднем в аэропорту «Уфа» происходит 7-8 столкновений воздушных судов с птицами. В настоящее время в аэропорту «Уфа» Приволжским МТУ Росавиации на основании приказа от дата№...-П проводится расследование авиационного события по факту столкновения дата воздушного судна Аэробус-320 авиакомпании «Аэрофлот» с птицей при взлете в аэропорту «Уфа», в результате которого были повреждены лопатки вентилятора правого двигателя самолета.
На основании изложенного истец просил запретить ООО «УралАгро» осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках, расположенных в приаэродромной территории, с кадастровыми номерами: ....
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования Уфимского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках приаэродромной территории удовлетворить.
Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «УралАгро» осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках, расположенных в приаэродромной территории аэродрома «Уфа», с кадастровыми номерами: ....
В апелляционной жалобе ООО «УралАгро» ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе удовлетворении исковых требований, указывая на нарушения норм материального и процессуального права. В обосновании жалобы указывает, что каких-либо объектов, принадлежащих ООО «УралАгро», способных угрожать безопасности полетов вблизи аэродрома - Уфа нет, а именно: ферм, скотобойни, мусорных свалок. Считают, что оснований для запрещения ответчику осуществлять посев сельскохозяйственных зерновых культур не имеется, поскольку заявителем не доказан факт причинения вреда кому-либо деятельностью ООО «УралАгро», а также не доказано, что деятельность ответчика создает опасность причинения вреда в будущем.
Все участники судебного процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «УралАгро» - ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, объяснения заместителя Уфимского транспортного прокурора Приволжской территориальной прокуратуры Морозова А.С., представителей АО «Международный аэропорт Уфа» - ФИО3, ФИО4 о законности решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, в том числе таких объектов как аэродромы и аэропорты, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее либо создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, материальный ущерб (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона). Одними из задач обеспечения транспортной безопасности являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2 ст. 2 Федерального закона).
В силу ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии со статьей 15 Воздушного кодекса РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, приаэродромная территория это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Согласно статьи 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:
первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;
3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;
4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;
пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;
шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;
7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: а) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; б) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта; в) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган) при установлении соответствующей приаэродромной территории; г) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны; д) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов; е) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц: ж) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, выделение следующих подзон осуществляется: д) шестая подзона - по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
В соответствии с п.2.3.3 Приказа Минпромторга РФ от 30.12.2009 N 1215 "Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации», запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома мест выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Уфимской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, в ходе которой выявлены нарушения воздушного законодательства ООО «УралАгро», которое осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа» на земельных участках с кадастровыми номерами ....
Сведения об указанных земельных участках внесены в государственный кадастр. ООО «УралАгро» согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости: от дата№... арендует у ОАО «Зубово» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м. на основании договора аренды от дата.; от дата. №... арендует у ООО «Управляющая компания индустриального парка» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м на основании договора аренды от дата.; от дата№... является субарендатором земельного участка у ОАО «Зубово» с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, договор аренды ОАО «Зубово» с Администрацией Зубовского с/с адрес Республики Башкортостан от дата№...; арендует у ООО «Управляющая компания индустриального парка Нижегородский» земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ...,76 кв.м на основании договора аренды от дата.
Согласно ответу администрации MP адрес от дата исх. №... на запрос Уфимской транспортной прокуратуры, содержащему сведения о плане севооборота сельскохозяйственных культур в дата на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе: земельные участки с кадастровыми номерами ......, расположенные в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа», использованы ООО «УралАгро» под посев озимой пшеницы, яровой пшеницы, пары, озимый рыжик, ячмень, озимый рыжик, горчица, ячмень. На 2018 адрес с ограниченной ответственностью «УралАгро» планируется посев на земельных участках: ... - ячмень, горчица, озимый рыжик, ... - озимый рыжик, ... - озимый рыжик, ... -яровая пшеница.
Согласно письму администрации MP адрес Республики Башкортостан №б/н от дата администрация MP адрес Республики Башкортостан согласовывает структуру посевных площадей на 2018 год по земельным участкам с кадастровыми номерами .... На земельном участке с кадастровым номером ... - озимый рыжик; на части земельного участка с кадастровым номером ... - пары; на части земельного участка с кадастровым номером ... - горчица; на земельном участке с кадастровым номером ... - озимый рыжик, на земельном участке с кадастровым номером ...
Как следует из публичной кадастровой карты и кадастровых паспортов на земельные участки, и не оспаривается ответчиком, земельные участки расположены: земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии 300 метров от торца взлетно-посадочной полосы №...; земельный участок с кадастровым номером ... примыкает к периметровому ограждению аэропорта; земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии 2,8 км от торца взлетно-посадочной полосы №...; земельный участок с кадастровым номером ... на расстоянии 2 км.
Как следует из ответа ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» исх. №... от дата на обращение вх. №... от дата, посевы сельскохозяйственных культур обеспечивают птицам обильную и стабильную кормовую базу, в связи с чем очень часто их посещают многие виды птиц, прежде всего зерноядные. Наиболее привлекательны в пищевом отношении для птиц посевы пшеницы, проса, овса, ячменя, кукурузы и бобовых культур. На свежевспаханном поле ловят насекомых, подбирают их личинок и куколок, а также червей и прочих безпозвоночных грачи, галки, вороны, сороки, чайки, скворцы, белые трясогузки. Грызуны, которые выбрасываются на поверхность при переворачивании пласта земли, привлекают хищных птиц - канюка, луней, пустельгу, кобчика и др. На посевах сельскохозяйственных культур поселяются те виды птиц, чьи природные местообитания сходны с агробиоценозами. Распаханные земли больше всего напоминают птицам пойменные и суходольные луга, поэтому в первую очередь на распаханных угодьях поселяются обитатели лугов. Однако посевы часто посещают и лесные птицы, которые также находят здесь хорошие кормовые условия. На посевах зерновых культур, таких как ячмень, овес, яровая пшеница чаще кормятся воробьи, голуби, грачи, перепела, куропатки. Часто вылетают подкормиться на поля подсолнечника тетерева, гуси, журавли. На посевах подсолнечника и кукурузы обычно кормятся грачи, скворцы, голуби, воробьи. Всходами многолетних и однолетних трав могут питаться гуси.
Как следует из отчета проведения эколого-орнитологического обследования района аэродрома 2015 – 2016 г.г., выполненного ООО «Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий», неправильный выбор посева сельскохозяйственных растений приводит к привлечению массы птиц отряда воробьинообразные. Чтобы избежать «нашествие» птиц на территорию аэропорта и прилежащих к нему земель, следует, во-первых, правильно выбрать вид сельскохозяйственного растения; во-вторых место посадки. Например, вместо подсолнечника или пшеницы, можно сеять кукурузу или свеклу; но кукурузу предпочтительнее, так как на свекловичных полях могут охотиться на грызунов хищные птицы, а на кукурузе им это делать не под силу (л.д. 37 Отчета). В отчете даны рекомендации по снижению птицеопасности, в том числе провести конкурс на разработку проекта по минимизированию нахождения птиц путем засева земель определенными видами сельскохозяйственных культур, снижающих возможность их присутствия. Цель мероприятия - сделать территорию не привлекательной для птиц (л.д.79 об. Отчета).
Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции в качестве специалиста ФИО5, проводивший экоголо-орнитологическое обследование и составивший вышеприведенный отчет ООО «Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий», доводы изложенные в отчете поддержал.
Согласно представленному АО «Международный Аэропорт «Уфа» анализу, за период 2015-2017 г.г. ежегодно в среднем в аэропорту «Уфа» происходит 7-8 столкновений воздушных судов с птицами.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Исходя из положений пункта 1 статьи 87 и пункта 1 статьи 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли транспорта, занятые федеральным транспортом, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ являются федеральной собственностью.
Специфика рассматриваемой категории земель состоит в том, что в их состав могут включаться охранные санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель (пункт 3 статьи 87 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Пунктом 58 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Указанные положения содержатся также в распоряжении Правительства РФ от 19 марта 2013 года N 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения".
Таким образом, для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на землях воздушного транспорта устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории. В пределах указанных зон допускается хозяйственная деятельность, не противоречащая требованиям эксплуатации воздушного транспорта.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами ... входят в зоны с особыми условиями использования территории аэропорта «Уфа», используются ответчиком ООО «УралАгро», для выращивания в том числе и зерновых сельскохозяйственных культур, что влечет ухудшение орнитологической обстановки на приаэродромной территории и создает непосредственную угрозу безопасности полетов воздушных судов, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Уфимского транспортного прокурора.
При этом судом принято во внимание наличие у ответчика возможности использовать арендуемые земельные участки для выращивания иных видов сельскохозяйственных культур.
Приведенные выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, положениям закона, являются правильными.
Доводы в жалобе о том, что представленное эколого-орнитологическое обследования не содержат однозначного вывода о том, что именно земельные участки ООО «УралАгро», а не иных пользователей являются источником массового скопления птиц и как следствие источником неблагоприятной орнитологической обстановки, осуществляемая деятельность не ухудшает орнитологическую обстановку на приаэродромной территории и не создает непосредственную угрозу безопасности полетов воздушных судов, несостоятельны.
В соответствии с эколого-орнитологического обследования района аэродрома 2015 – 2016 г.г., выполненного ООО «Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий» установлено, что выращивание ООО «УралАгро»зерновых сельскохозяйственных культур ведет к скоплению птиц на приаэродромной территории, является опасным фактором, непосредственным образом, влияющим на безопасность полетов воздушных судов, в связи с чем выводы суда о необходимости запрещения ответчику продолжать осуществление данной деятельности на земельных участках правомерны и обоснованы. Запрет по выращиванию зерновых культур на приаэродромной территории установлен федеральным законодательством, носит императивный характер, и направлен на то, чтобы исключить любую возможность отрицательного влияния на безопасность полетов и возникновения угрозы жизни множества людей, а скопление птиц создает реальную возможность наступления необратимых последствий в виде авиакатастроф с многочисленными человеческими жертвами.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
о п р е д е л и л а :
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «УралАгро» - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.Я. Турумтаева
ФИО1
Справка: судья Моисеева Г.Л.