Судья Кропотова Н.Л. Дело 33-8380/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе
председательствующего судьи Абрамовой Н.Н.
судей Пискуновой В.А., Маньковой Е.Н.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
24 декабря 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 01 июля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» привести в состояние, пригодное для оказания услуг по уличному освещению объект электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 «Филинский мост» путем восстановления линии электропередач (опор и кабеля) на «участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 500 по ПК Зкм+000 (слева при движении от р.п. Лесные Поляны в сторону путепровода, расположенного в районе ул. 1-й Яковлевской г. Ярославля) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области включить в программу «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области на 2015-2016 г.г.» финансирование мероприятий по строительству уличного наружного освещения на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2 км -+ 250 ПК 2км + 500 и обеспечить организацию надлежащего уличного освещения путем размещения светильников на опорах ЛЭП на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 500 по ПК 3 км +000 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» оборудовать уличное наружное освещение на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 250 по ПК 2 км + 500 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.12.2017г.
Заслушав доклад судьи областного суда Пискуновой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском к ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба», Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, Филиалу ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» об обязании оборудовать уличное освещение, обеспечить финансирование мероприятий.
Истец просил обязать Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» привести в состояние, пригодное для оказания услуг по уличному освещению объект электросетевого хозяйства ВЛ 0,4 «Филинский мост» путем восстановления линии электропередач (опор и кабеля) на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 500 по ПК 3км + 000 (слева при движении от р.п. Лесные Поляны в сторону путепровода, расположенного в районе ул. 1-й Яковлевской г. Ярославля) в течение 6 месяцев е момента вступления решения суда в законную силу;
обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области включить в программу «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области на 2015-2016 г.г.» финансирование мероприятий по строительству уличного наружного освещения на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2 км + 250 по ПК 2км + 500 и обеспечить организацию надлежащего уличного освещения путем размещения светильников на опорах ЛЭП на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 500 по ПК 3 км + 000 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» оборудовать уличное наружно, освещение на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 250 по ПК 2 км + 500 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.12.2017 г..
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 19.09.2013 г. №1262-п путепровод через железнодорожные пути у станции Филино был принят в собственность Ярославской области. Обьект электросетевого хозяйства наружного освещения с ПК 2км + 500 по ПК 3 км + 000 «Северо-восточной окружной дороги» находится в собственности Филиала ОАО «МРСК Центра - «Ярэнерго», как объект «Филинский мост». Данная организация является сетевой компанией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
12.11.2014 г. в ходе выездной проверки установлено, что на участке Северо-восточной окружной дороги г.Ярославля в границах Ярославского района в нарушении требований п. 4.6.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствуют опоры ЛЭП, обеспечивающие уличное наружное освещение, доля функционирующих светильников справа и слева от дорожного полотна составляет менее 95 % в нарушение п. 4.6.3 ГОСТ Р 50507-03.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в части не согласно ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба».
В апелляционной жалобе просят решение суда отменить в части возложения на ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» обязанности оборудовать уличное наружное освещение на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 250 по ПК 2 км + 500 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.12.2017 г. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» не считает себя надлежащим ответчиком по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.2 ст.327-1 ГПК РФ лишь в обжалуемой части, в пределах доводов жалобы, выслушав представителя ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная службы» по доверенности ФИО1, поддержавшую жалобу, представителя Департамента транспорта Ярославской области по доверенности ФИО2, прокурора Соболевского М.Г., возражавших против жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворения иска к ГКУ Ярославской области «Ярославская дорожная служба» подлежит отмене ввиду следующего.
Возлагая обязанность на ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» по оборудованию уличного наружного освещения на вышеуказанном участке автодороги, суд первой инстанции исходил из наличия компетенции данного ответчика, определенной Ведомственной целевой программой «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области», Уставом ГКУ ЯР «Ярославская областная дорожная служба».
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, полагает его ошибочным, не соответствующим обстоятельствам, установленным по данному делу.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ обязанность по надлежащему содержанию осветительных приборов и обеспечению электроснабжения на участке дороги с ПК 2км + 500 по ПК-000 Северо-Восточной окружной дороги возложена на Филиал ОАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» как собственника данного объекта.
В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Постановлением Администрации Ярославской области от 23.12.2002 г. №219 утверждено Положение о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент), которое предусматривает, в том числе, следующие положения:
Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим разработку и реализацию на территории области государственной политики в области дорожного хозяйства, направленной на обеспечение социально-экономического развития Ярославской области (п.1);
Департамент осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п.2.1.3). Перечень функций, которые реализует Департамент в сфере осуществления дорожной деятельности и регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также обеспечения безопасности дорожного движения на них изложен в п.2.2.3 данного Положения.
Во исполнение предоставленных ему полномочий Департамент реализует следующие функции: в области проведения единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории области: разрабатывает предложения в проект бюджета области в части финансирования программ и мероприятий дорожного хозяйства области, вносит предложения по корректировке объемов финансирования в течение финансового года, разрабатывает предложения по нормативам финансовых затрат и правила расчета размера ассигнований областного бюджета на проведение капитального ремонта, ремонта, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; в установленном порядке в пределах своей компетенции разрабатывает порядки финансирования мероприятий в сфере дорожного хозяйства, осуществляет контроль за использованием выделенных средств (п.2.2.1).
В соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 г. №337-П «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области» и Постановления Правительства Ярославской области от 26.11.2010 г. №865-п функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них переданы Государственному казенному учреждению «Ярославская областная дорожная служба».
В соответствии с Уставом ГКУ ЯО «Ярдорслужба» к основным видам деятельности организации относится: выполнение функции государственного заказчика работ по проектированию, строительству, капремонту, ремонту, содержанию вышеуказанных дорог; разработка аукционной (конкурсной) документации для проведения торгов на право заключения государственных контрактов на выполнение соответствующих работ; определение начальных цен для проведения указанных аукционов (конкурсов); направление представителей для участия в аукционах (конкурсах) на право заключения госконтрактов; заключение по результатам проведенных торгов государственных контрактов на выполнение проектных и работ по строительству, ремонту дорог и т.п., осуществление технического надзора за выполнением дорожно-строительных работ подрядными организациями.
В соответствии с Ведомственной целевой программой «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, утвержденной Приказом Департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 24.01.2014 г. №5 (далее – ВЦП), реализует ВЦП и управляет процессами ее реализации ответственный исполнитель – Департамент дорожного хозяйства Ярославской области; ГКО ЯО «Ярдорслужба» выступает государственным заказчиком объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в рамках ВЦП. Функции ГКО ЯО «Ярдорслужба» по ВЦП соответствуют функциям данной организации, изложенным в Уставе. Денежные средства, выделяемые из областного бюджета на реализацию мероприятий ВЦП, направляются Департаменту. Департамент несет ответственность за своевременность и точность выполнения мероприятий ВЦП, рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Анализируя вышеуказанные положения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что функции выступать государственным заказчиком при размещении заказов в целях реализации полномочий и функций в установленной сфере деятельности переданы ГКУ ЯО «Ярдорслужба». Однако, ГКУ ЯО «Ярдорслужба» осуществляет свою деятельность по ведомственной целевой программе, в пределах лимитов бюджетов средств, выделанных главным распорядителем – Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области. Основным видом деятельности ГКУ ЯО «Ярдорслужба» является заключение государственных контрактов на аукционе (конкурсе) с подрядными организациями по строительству, капитальному ремонту, ремонту и т.п. вышеуказанных дорог, самостоятельно данная организация ремонтными и строительными работами не занимается, необходимым штатом сотрудников и техникой для строительных и ремонтных работ не обладает.
Из представленных доказательств следует, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, на который возложены функции собственника по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, в том числе функции по включению в ВЦП финансирование мероприятий по надлежащему строительству, ремонту, содержанию дорог и сооружений на них.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает решение суда в части удовлетворения иска к ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске к данному ответчику и изменению с изложением абзаца третьего резолютивной части решения в новой редакции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 01 июля 2015 года в части удовлетворения исковых требований к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» отменить.
Принять в указанной части новое решение.
В иске к ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» отказать.
Вышеуказанное решение суда изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области организовать и оборудовать уличное наружное освещение на участке автодороги «Северо-восточная окружная дорога» с ПК 2км + 250 по ПК 2км + 500, с ПК 2км + 500 по ПК 3км + 000 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.12.2017 г.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи