Судья Лунёв А.В. Дело № 33-8385/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 20 августа 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Изоткиной И.В.
судей: Олейниковой В.В., Блошенко М.В.
при секретаре Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Саланг» о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной,
по апелляционному представлению помощника прокурора Котельниковского района Волгоградской области Веревкиной О.А.
на решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 09 июня 2014 года, которым в иске прокурору Котельниковского района Волгоградской области – отказано.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области – Стрельникову В.В., поддержавшую доводы жалобы, представителей ООО «Саланг» - ФИО1, ФИО2, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Саланг» о признании деятельности по организации розничного рынка незаконной.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки антитеррористической защищённости ООО «Саланг» установлено осуществление им деятельности по организации розничного рынка без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, поскольку распоряжением администрации Котельниковского района № <...> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие разрешения № <...> выданного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Саланг» для организации универсального розничного рынка.
Поскольку деятельность ООО «Саланг» по предоставлению торговых мест субъектам предпринимательской деятельности для ведения ими деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), что является одним из основных признаков осуществления деятельности по организации розничного рынка, осуществляется ответчиком без разрешения органа местного самоуправления – администрации Котельниковского муниципального района, при отсутствии антитеррористического паспорта безопасности рынка, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей, просил признать незаконной деятельность ООО «Саланг» по размещению торговых мест (организацию розничного рынка) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, и возложить на ООО «Саланг» обязанность прекратить деятельность по размещению торговых мест (организацию розничного рынка).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Котельниковского района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неверное определение обстоятельств имеющих значение по делу, просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Указанный Закон также закрепляет порядок создания розничных рынков, определяет порядок предоставления торговых мест на рынках.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Федерального закона розничный рынок – это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 3 Закона о розничных рынках торговым местом является место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным управляющей рынком компанией и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок.
В силу пунктом 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Разрешение на право организации розничного рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (статья 5 Закона).
Согласно статье 13 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271 - ФЗ рынок, в том числе помещения административно-хозяйственного назначения и места общего пользования, должен содержаться в надлежащем санитарном и техническом состоянии. На рынке должны обеспечиваться своевременные уборка и мероприятия по его благоустройству. Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров.
В силу статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271 - ФЗ в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией организуются охрана рынка, участие в поддержании общественного порядка на рынке, обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка, устанавливается режим работы рынка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ООО «Саланг» является юридическим лицом, осуществляющим в соответствии с Уставом Общества следующие виды деятельности: торгово-закупочную деятельность, посредническую деятельность, транспортные услуги, работы и услуги, связанные с организацией деятельности торгового рынка. Местонахождение юридического лица: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области № <...> с ООО «Саланг» заключён договор № <...> аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером № <...>, расположенным по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для размещения универсального рынка ООО «Саланг».
Согласно кадастровому паспорту указанного выше земельного участка, его использование разрешено для размещения универсального рынка ООО «Саланг».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Котельниковского городского поселения № <...> изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенным по адресу: <адрес>, с вида разрешенного использования «для размещения универсального рынка ООО «Саланг» на условно-разрешенный – «для размещения павильонов многоцелевого назначения».
ООО «Саланг» заключило договоры аренды помещений, находящихся в его собственности и расположенных по адресу: <адрес> с индивидуальными предпринимателями.
Между ООО «Саланг» и Котельниковским муниципальным районом Волгоградской области в лице Администрации Котельниковского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к договору аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, земельный участок, с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принят в пользование на условиях аренды для размещения павильонов многоцелевого назначения.
В связи с чем, ООО «Саланг» обратилось в администрацию Котельниковского муниципального района об исключении универсального розничного рынка ООО «Саланг» из реестра розничных рынков по Волгоградской области ввиду изменения разрешённого использования земельного участка на основании постановления администрации Котельниковского городского поселения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № <...> администрация Котельниковского муниципального района прекратила действие разрешения с регистрационным номером 4, выданного ДД.ММ.ГГГГ ООО «Саланг» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для организации универсального розничного рынка по адресу: <адрес>, о чём орган местного самоуправления уведомил Общество.
ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальными предпринимателями заключены дополнительные соглашения, уточняющий вид осуществляемой ими деятельности: торговой, для оказания бытовых услуг.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Саланг» заключило договоры аренды помещений, находящихся в его собственности и расположенных по адресу: <адрес>, для осуществления торговой деятельности с индивидуальными предпринимателями: ФИО3 (№ <...>), ФИО4 (№ <...>), ФИО5 (№ <...>), ФИО6 (№ <...>).
По результатам проверки межведомственной комиссии состояния антитеррористической защищённости ООО «Саланг», уровень защищённости объекта признан неудовлетворительным. Из акта проверки состояния антитеррористической защищенности ООО «Саланг» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, предоставленный ответчику по договору аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ огорожен бетонными плитами, высотой 1,7 м, дополнительных элементов, препятствующих проникновению на территорию рынка не имеется. С южной стороны ограждение имеет 2 ворот для проезда автотранспорта и с западной стороны ограждение имеет ворота для прохода покупателей и с северной – калитка. Ворота и калитка металлические, закрываются на навесные замки. Паспорт безопасности разработан, но подлежит обязательному пересмотру. Инструкция действий при теракте разработана. Установлен громкоговоритель для объявлений на территории рынка. Освещение на территории удовлетворительное. Имеется система видеонаблюдения – установлено 2 видеокамеры. Объект оборудован противопожарной сигнализацией частично. Имеется противопожарный щит. Охрана объекта и территории осуществляется в ночное время 1 сторожем.
Указанные обстоятельства также подтверждаются доказательствами, исследованными судом первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора Котельниковского района Волгоградской области, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик ООО «Саланг» является арендодателем принадлежащих ему на праве собственности и размещенных на арендованном земельном участке помещений, а доказательств организации Обществом розничного рынка, осуществлении деятельности по предоставлению торговых мест субъектам предпринимательской деятельности для ведения ими деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), для которой требуется соответствующее разрешение органа местного самоуправления, прокурором в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, соответствующими требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем).
Согласно представленным приходным кассовым ордерам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели вносили плату за аренду помещений ООО «Саланг».
При таких данных, факт пользования ООО «Саланг» земельным участком на условиях аренды для размещения павильонов многоцелевого назначения, в том числе торговых павильонов, не опровергнут.
В подтверждение доводов о фактическом осуществлении ответчиком деятельности по организации розничного рынка истцом представлен приказ директора № <...> по ООО «Саланг» от ДД.ММ.ГГГГ об увеличении арендной платы за предоставленные помещения с ДД.ММ.ГГГГ, основанием для издания которого послужило увеличение затрат на коммунальные услуги и прочих затрат, в соответствии с которым Обществом предоставляются в аренду павильоны, магазины, закрытые навесы, вагоны, склады, киоски, контейнеры для хранения товара, места под палатки.
Вместе с тем, прокурором не доказано фактическое исполнение данного приказа, не представлены квитанции о внесении предпринимателями и гражданами платы за закрытые навесы, вагоны, склады, киоски, места под палатки, в материалах дела имеются только приходные кассовые ордера об оплате аренды за помещения – павильоны в соответствии с договорами аренды помещений, находящихся в собственности ООО «Саланг».
В силу положений пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, на ООО «Саланг» возложена обязанность нести бремя содержания арендованного имущества в силу закона и заключенного договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи заключение ООО «Саланг» с МУП «Управляющая компания» договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, а также установленные в акте проверки состояния антитеррористической защищенности ООО «Саланг» № <...> от ДД.ММ.ГГГГ сведения об охране территории, установке ограждений по периметру земельного участка направлено на исполнение хозяйствующим субъектом на исполнение возложенной на него законом и договором обяхзанности по содержанию арендованного имущества и не могут безусловно свидетельствовать об осуществлении ООО «Саланг» деятельности по организации розничного рынка в понимании пункта 2 статьи 3 Федерального закона о розничных рынках.
При таких данных, суд пришел к правильному выводу о том, что передача ответчиком ООО «Саланг» в аренду помещений (павильонов), находящихся в собственности, а не торговых мест не свидетельствует об осуществлении им деятельности по организации розничного рынка и указанная деятельность не подпадает под действие норм Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271 - ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
Иные доводы, изложенные в апелляционном представлении, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся к неправильному толкованию норм закона, поэтому представление не может быть удовлетворено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 09 июня 2014 года – оставить без изменения, апелляционное представление помощника прокурора Котельниковского района Волгоградской области Веревкиной О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: <.......>
Судьи: <.......>
<.......>
<.......>