ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8385/2015 от 26.05.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№...

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа ...

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Пономаревой Л.Х.,

судей Демяненко О.В.,

Куловой Г.Р.,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,

при секретаре Валетдиновой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Т.З.Р. на решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ..., которым постановлено:

исковые требования Белебеевского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации к Главе Администрации муниципального района Белебеевский район <...> лицо: Филиал по г.Белебей и Белебеевскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан об обязании по согласованию с ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан, определить на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются, удовлетворить.

Обязать Главу Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, по согласованию с Филиалом по г.Белебей и Белебеевскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан, определить на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Белебеевский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением к Главе Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, Главе Администрации городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан об обязании, по согласованию с ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан, определить на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они отбываются, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлены следующие нарушения: на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан до настоящего времени не определены места для отбывания осужденными исправительных работ; на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан постоянно проживают одиннадцать граждан, которым в соответствии с решением суда назначено наказание в виде исправительных работ. Считает, что отсутствие в городском поселении Приютовский поссовет муниципальный район Белебеевский район Республики Башкортостан мест для отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, определенных в установленном порядке органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, нарушают интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного наказания и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.

В суде первой инстанции прокурор В.С.Г. от исковых требований к Приютовскому поссовету муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан отказался.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Т.З.Р. просит отменить решение суда, так как вопрос определения мест отбывания наказания в виде исправительных работ не является вопросом местного значения муниципального района, в связи с чем, Администрация не может обязывать предприятия и организации резервировать рабочие места, так как это будет вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий и в трудовые правоотношения организаций, что противоречит нормам трудового законодательства.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Белебеевской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой установлены следующие нарушения:

- на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан до настоящего времени не определены места для отбывания осужденными исправительных работ;

- на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан постоянно проживают одиннадцать граждан, которым в соответствии с решением суда назначено наказание в виде исправительных работ.

Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, уголовное, уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации.

В силу с части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

На основании части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

По смыслу частей 1-3 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что Российской Федерацией переданы органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Федеральным законодателем определены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществлено федеральными законами путем прямого указания в статьях 49 и 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьях 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Понятия «муниципальный район» и «городской округ» даны в статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В указанной статье прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено

Следовательно, федеральный закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно пришел к выводу, что места отбывания на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан наказания в виде исправительных работ должны определяться Администрацией муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

В пункте 3 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Как следует из пункта «б» статьи 43 указанного Федерального закона, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальный правовой акт - это в том числе решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Исходя из пункта 5 части 4 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 392 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определено, что вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие в городском поселении Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район РБ мест для отбывания наказания в виде исправительных работ и объектов, на которых они отбываются, определенных в установленном порядке органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, нарушают интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного наказания и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.

Возложение на Главу Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан в соответствии с частью 1 статьи 49, части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 25, частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации обязанности определить места для отбывания исправительных работ, а также объекты, на которых они будут отбываться, отвечает интересам Российской Федерации на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, предоставляет федеральной службе исполнения наказаний возможность надлежащим образом исполнять свои полномочия, отвечает целям уголовного наказания и задачам уголовно-исполнительного законодательства, а также защищает права, свободы и законные интересы осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказаний.

Удовлетворяя исковые требования, суд, установив факт неисполнения ответчиком возложенных на него обязательств, обоснованно удовлетворил требования прокурора и обязал Главу Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, по согласованию с Филиалом по г.Белебей и Белебеевскому району ФКУ УИИ ГУФСИН России по Республике Башкортостан определить на территории городского поселения Приютовский поссовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан места для отбывания осужденными исправительных работ и объекты, на которых они будут отбываться в необходимом количестве, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы жалобы, что у органов местного самоуправления, к числу которых относится муниципальный район Белебеевский район Республики Башкортостан, отсутствует установленная законом обязанность выполнять переданные федеральными законом отдельные государственные полномочия - определять осужденным места наказания в виде исправительных работ, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Иные доводы жалобы выводов решения суда не опровергают, а направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Т.З.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Х. Пономарева

Судьи О.В. Демяненко

Г.Р. Кулова

Справка: судья ...