ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8389/18 от 27.09.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Мельникова Е.М.

Судья-докладчик Иванова О.Н. по делу № 33-8389/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Скубиевой И.В.,

судей Алсыковой Т.Д. и Ивановой О.Н.,

при секретаре Андреевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимов С.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Анисимов А.С., Анисимова М.С., Анисимовой А.В. к министерству по молодежной политике Иркутской области, администрации муниципального образования города Братска, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска о признании незаконным исключение семьи из числа участников целевой программы «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», возложении обязанности включить семью в число участников вышеуказанной целевой программы

по апелляционной жалобе истцов на решение Братского городского суда Иркутской области от 20 июня 2018 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований истцы указали, что 31.05.2011 их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 30.11.2012 истцами в администрацию г.Братска поданы документы для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 г.г. Документы приняты, семья включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». По состоянию на 01.09.2013 номер в очереди был 519, в 2014 году – 457, в 2015 – 439, в 2016 году – 261, в 2017 – 204. 09.01.2018 они получили от администрации г.Братска уведомление о том, что их семья исключена из списка участников Программы на основании того, что возраст каждого из супругов на день принятия органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении в список не должно превышать 35 лет. Считают, что указанное распоряжение не соответствует нормам законодательства. Их семья на момент первоначального включения в программу полностью соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в программе, подлежащей реализации в 2011 – 2015 годы. Считают, что достижение возраста 35 лет не может являться основанием для исключения из очереди на получение социальной льготы, в противном случае был бы нарушен один из наиболее значимых принципов гражданско – правовой стабильности правового положения субъектов права, то есть ясности относительно наличия прав и обязанностей в конкретном правоотношении, а также гарантии приобретенных прав и законных ожиданий. Обращают внимание суда, что их семья состояла в числе участников Программы 5 лет, зная, что государство не исполнит взятые на себя обязательства, они обратились бы за получением ипотеки и на данный момент имели бы жилье необходимой площади.

Истцы просили суд признать незаконным исключение семьи из числа участников целевой программы «Жилище» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», возложить обязанность включить семью в число участников вышеуказанной целевой программы.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 20 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывают, что судом не дана надлежащая оценка тому факту, что условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, а также тому обстоятельству, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы в связи с достижением предельного возраста не предусмотрена.

Кроме того, апеллянты считают, что государство, включая молодую семью в качестве участника подпрограммы, и признавая ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определённое публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от обязательства, указанная позиция неоднократно находила своё подтверждение в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав доклад по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 30.11.2012 истцы обратились в администрацию муниципального образования города Братска с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью в составе: супруга Анисимов С.В., (дата изъята) года рождения, супруги Анисимовой А.В., (дата изъята) года рождения, ребенка Анисимов А.С., дата рождения (дата изъята).

Документы, представленные истцами для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, рассмотрены и приняты ответчиком администрацией муниципального образования г.Братска. Порядковый номер очередности по состоянию на 30.11.2012 составлял 584.

Кроме того, 14.08.2017 истцы обратились с заявлением о внесении изменений в состав молодой семьи – участницы Подпрограммы, в связи с рождением ребенка Анисимова М.С., дата рождения (дата изъята).

Далее, министерство по молодежной политике Иркутской области в соответствии с Порядком формирования списков молодых семей, утвержденным приказом от 01.09.2016 № 15-мпр, сформировало и утвердило 23.11.2017 список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году.

В соответствии с п.19 Порядка в список претендентов семья истцов не включена, в связи с достижением Анисимовым С.В. возраста 36 лет и на основании этого была исключена из числа участников Программы.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствуясь Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (пунктами 3, 4, 6, 17, 23, 24) исходил из того, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, в связи с чем, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы при отсутствии у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе, в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, направлено на недопущение нецелевого использования бюджетных средств.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в качестве одного из обязательных условий для участия молодой семьи в подпрограмме предусмотрено наличие определенного возраста - не более 35 лет для каждого из супругов или родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Поскольку (дата изъята), то есть до утверждения министерством по молодежной политике Иркутской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты (23.11.2017), истцу Анисимову С.В. исполнилось 36 лет, суд приходит к выводу о том, что в силу п. 6 Правил в редакции постановления Правительства РФ от 06.10.2011 № 825 семья истцов утратила право на участие в подпрограмме.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к верному выводу о том, что по состоянию на 23.11.2017 (дата утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году), семья истцов не подлежала включению в данный Список, так как не отвечала требованиям пп. "а" п. 6 Правил.

Довод апелляционной жалобы о том, что на момент первоначального утверждения списков и постановки на учет Анисимову С.В. не исполнилось 35 лет, следовательно, за ним сохраняется право остаться участником программы, был предметом разбирательства в суде первой инстанции.

Суд верно указал, что факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к иной оценке обстоятельств дела и представленных доказательств, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, каждому доводу в решении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы суд первой инстанции не принял, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении таких мотивов.

Доводы жалобы не опровергают выводов суда по существу спора, не содержат указаний на новые обстоятельства и не ставят под сомнение обоснованность постановленного решения, поэтому не могут являться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального права коллегией не установлено, обжалуемое решение постановлено с соблюдением положений ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении".

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Братского городского суда Иркутской области от 20 июня 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.В. Скубиева

Судьи Т.Д. Алсыкова

О.Н. Иванова