ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8399/12 от 26.07.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело № 33-8399/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2012 года. г. Уфа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.,

судей Милютина В.Н.,

ФИО1,

с участием прокурора Ильясова Т.Х.

при секретаре Мамаюсуповой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» ФИО2 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 31 мая 2012 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» о признании незаконным бездействия, выразившегося в недооснащении имуществом и средствами защиты нештатных аварийно-спасательных формирований, возложении обязанности по доукомплектованию нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации средствами защиты удовлетворить;

признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож», выразившееся в недооснащении имуществом, средствами защиты нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации;

обязать Открытое акционерное общество «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» доукомплектовать нештатные аварийно-спасательные формирования, работников организации средствами защиты: противогазы ГП-5 (7) - ... штук, костюм Л-1 - ... штука, аптечки индивидуальные АИ-2 - ... штук, индивидуальные противохимические пакеты - ... штуки, индивидуальные перевязочные пакеты - ... штуки, дополнительные патроны к фильтрующим противогазам ДПГ-3 - ... штук, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Милютина В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор ... обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нефтекамское производственное объединение - искусственных кож» о признании незаконным бездействия, выразившегося в недоснащении имуществом и средствами защиты нештатные аварийно-спасательные формирования, возложении обязанности по доукомплектованию данных нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации средствами защиты.

В обоснование исковых требований было указано, что в ходе проведенной прокуратурой ... проверки исполнения организациями города законодательства о гражданской обороне, противодействии терроризму было установлено, что ответчик не уделяет должного внимания гражданской обороне, антитеррористической защищенности предприятия, не принимает достаточных мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, по системному и комплексному использованию социально-экономических, социальных и иных мер противодействия терроризму. Так, было установлено, что необеспечены имуществом, средствами связи согласно норм оснащения нештатные аварийно – спасательные формирования из числа работников предприятия и выявлены факты недоукомплектования до установленного норматива средствами индивидуальной защиты работников организации. Поэтому прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика по оснащению имуществом, средствами защиты нештатные аварийно-спасательных формирования, работников организации и обязать ответчика доукомплектовать средствами защиты нештатные аварийно-спасательные формирования, работников организации: противогазами ГП-5 (7) - ... шт., костюмами Л-1 - ... шт., аптечками индивидуальными АИ-2 - ... шт., индивидуальными противохимическими пакетами - ... шт., индивидуальными перевязочными пакетами - ... шт., дополнительными патронами ДПГ-3 -... шт.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» ФИО2 просит об отмене решения, указывая на его незаконность, по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к удовлетворению исковых требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» ФИО2, поддержавшую жалобу, прокурора Ильясова Т.Х. полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Признавая незаконным бездействие ответчика в недооснащении нештатных аварийно – спасательных формирований, работников организации имуществом средствами защиты и возлагая на ответчика обязанность по доукмплектованию нештатных аварийно – спасательных формирований, работников организации, суд исходил из того, что ответчик недоукомплектован средствами индивидуальной защиты, в количестве указанном в исковом заявлении, что подтверждается письмом начальника Управления гражданской защиты городского округа ... от ... года.

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Согласно пункта 2 статьи 9 и пункта 4 статьи 18 приведенного Федерального закона организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Согласно п. 4 и п.17 Приказа МЧС РФ от 23.12.20005 г. № 999 (ред. от 22.08.20011) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Нештатные аварийно – спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно – спасательных формирований. Оснащение нештатных аварийно – спасательных формирований осуществляется в соответствие с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно – спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

В соответствии с п.3 и п.4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21 декабря 2005 года №993, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" накопление средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) организаций.

Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Как следует из п.6, п.8 названного Положения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пункте 6 настоящего Положения для работников организаций - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что ответчик обязан создать аварийно – спасательное формирование из числа своих работников и оснастить их за счет собственных средств специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в случае если он является организацией имеющей потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время

Кроме того ответчик за счет собственных средств обязан осуществить накопление СИЗ в запасах (резервах) по обеспечению проведения мероприятий ГО для своих работников - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций, в случае если он расположен на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Как следует же из материалов дела доказательств того, что ответчик является организацией имеющей потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, которое обязано в силу данных обстоятельств организовать из числа своих работников нештатные аварийно – спасательные формирования и оснастить их СИЗ не имеется, следовательно вывод суда о признании незаконным бездействия ответчика в недооснащении имуществом, средствами защиты нештатных аварийно – спасательных формирований и возложении на ответчика обязанности по доукомплектованию данных формирований средствами индивидуальной защиты является преждевременным.

Из представленной суду справки исх. №... от ... года МБУ «Управление гражданской защиты городского округа ...» видно, что городской округ ... Республики Башкортостан относится к третьей группе территорий по гражданской обороне, следовательно ответчик, расположенный на территории данного городского округа за счет собственных средств обязан осуществить накопление СИЗ в запасах (резервах) по обеспечению проведения мероприятий ГО для своих работников - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Из имеющихся в деле и представленных в обоснование исковых требований письма №... от ... года МБУ «Управление гражданской защиты городского округа ...» и справки от ... года помощника прокурора видно, что по обеспеченности имуществом гражданской обороны ОАО «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» (далее ОАО Искож) средств индивидуальной защиты недостает: противогазов ГП-5.7 из положенных ... шт. - ... шт., костюмов Л-1 из положенных ... шт. - ... шт., дополнительных патронов ДПГ-3 из положенных ... шт. - ... шт., аптечек индивидуальных АИ-2из положенных ... шт. - ... шт., индивидуальных противохимических пакетов из положенных ... шт. - ... шт., индивидуальных перевязочных пакетов из положенных ... шт. - ... шт. (л.д....).

Ответчиком же в подтверждение своих возражений относительно исковых требований, представлены договор №... от ... года, акт выполненных работ №... от ... года, план распределения и выдачи имущества гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан населению незанятому в производственной сфере, организациям, предприятиям и учреждениям ГО ... на ... года год, распоряжение Администрации ГО ...№...р от ... года, заявка руководителя ОАО «Искож» от ... года.

Из данных доказательств ответчика следует, что во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан №... от ... года «О создании запасов имущества гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан» имущество гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан, предназначенное выдаче населению, незанятому в производственной сфере, организациям, предприятиям городского округа ... - противогазы ГП-5.7. ... шт., дополнительные патроны ... шт., индивидуальные противохимические пакеты ... шт., согласно плану распределения и выдачи запасов зарезервировано за ОАО «Искож».

В ... года ответчик обращался в Правительство Республики Башкортостан с просьбой о распределении из резерва Правительства противогазов ... шт., дополнительных патронов ... шт., индивидуальных перевязочных пакетов 400 шт. и другого имущества и гарантировал только оплату за хранение и обслуживание СИЗ (л.д....).

В соответствии с п. 1.1 Положения создании и содержании запасов имущества гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ... года N 255 «О создании и содержании запасов имущества гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан» и п.2 данного Постановления запасы создаются для обеспечения защиты работников республиканских органов исполнительной власти, бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающего населения, проживающих на территории Республики Башкортостан.

Как следует из пунктов 4, 15, 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от ... года№..., номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.

Из приведенных положений Приказа МЧС России следует, что ответчик обязан иметь определенную с учетом методических рекомендаций разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации номенклатуру и объем запасов СИЗ исходя из общей численности своих работников и осуществить накопление этих средств в запасах (резервах) по обеспечению проведения мероприятий ГО.

Представленные же в подтверждение доводов искового заявления письмо №... от ... года МБУ «Управление гражданской защиты городского округа ...» и справка от ... года помощника прокурора, при наличии приведенных выше доказательств ответчика о резервировании и передаче ответчику средств индивидуальной защиты номенклатуры Правительства Республики Башкортостан, обеспечить количество которых является в соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона №28-ФЗ от ... года расходным обязательством бюджета Республики Башкортостан, не свидетельствуют о недостаточности количества средств индивидуальной защиты, указанных в исковом заявлении, именно номенклатуры ответчика, поэтому вывод суда о признании бездействия ответчика в недооснащении СИЗ работников организации незаконным и возложении на ответчика обязанности по доукомплектованию работников СИЗ, является так же преждевременным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене на основании п.2 ч.1 ст.330 ГПК РФ, а исковые требования исходя из того, что причин невозможности представления доказательств обязанности ответчика по оснащению своих работников СИЗ не имеется, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь п.2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от ... года отменить и принять по делу новое решение:

в удовлетворении исковых требований прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Нефтекамское производственное объединение искусственных кож» о признании незаконным бездействия, выразившегося в недооснащении имуществом и средствами защиты нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации, о возложении обязанности по доукомплектованию нештатных аварийно-спасательных формирований, работников организации средствами защиты отказать.

Председательствующий Ю.Ю. Троценко

Судьи В.Н. Милютин

ФИО1

Справка: судья Рахматуллина З.М.