ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-83/2016 от 26.01.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Мучкинов М.Н. Дело № 33-83/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 января 2016 г. г. Элиста

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Васляева В.С. и Кутлановой Л.М.,

при секретаре Алексеевой А.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джимбиева В.В., действующего в своих интересах и в интересах <Данные изъяты> ФИО1, и Джимбиевой Е.Б. к администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Шараева Н.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Джимбиев В.В., действующий в своих интересах и в интересах <Данные изъяты> ФИО1, и Джимбиева Е.Б. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Джимбиев В.В. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <Данные изъяты>. Управлением городского хозяйства и административно-технического контроля администрации г. Элисты ему неоднократно направляются предписания о необходимости уборки и благоустройства прилегающей территории к его домовладению. Последнее предписание получено им 15 июля 2015 года. 26 августа 2015 года он обратился в администрацию г. Элисты с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенного в <Данные изъяты> для благоустройства прилегающей территории. 10 сентября 2015 года администрация г. Элисты направила письменный отказ, указав, что ст. 39.33 Земельного кодекса РФ не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка для благоустройства прилегающей территории. Считает отказ не соответствующим ст. 39.33 Земельного кодекса РФ и принятому во исполнение п.п. 6 п. 1 данной статьи Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Просил признать незаконным отказ администрации г. Элисты в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенного в <Данные изъяты>, для благоустройства прилегающей территории и обязать администрацию г. Элисты утвердить схему расположения земельного участка.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2015 года административное исковое заявление Джимбиева В.В., действующего в своих интересах и в интересах <Данные изъяты> ФИО1, и Джимбиевой Е.Б. к администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворено частично. Признан незаконным отказ, изложенный в письме администрации г. Элисты № Д-9716/01-44 от 10 сентября 2015 года, в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <Данные изъяты>. На администрацию г. Элисты возложена обязанность устранить допущенное нарушение норм земельного законодательства РФ путем рассмотрения заявления Джимбиева В.В. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <Данные изъяты> для благоустройства прилегающей территории. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Элисты Шараев Н.В. просит решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2015 года отменить. Указывает, что в соответствии со ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, пунктом 13 этой статьи решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка служит основанием для проведения кадастровых работ, в том числе подготовки межевого плана земельного участка. Из пояснений ответчика и его представителя следовало, что испрашиваемый земельный участок планировалось использовать в целях благоустройства прилегающей территории. В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В Республике Калмыкия нормативный правовой акт о порядке и условиях размещения видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов субъектом не принят. Таким образом, без указанного порядка невозможно решить вопрос размещения объектов благоустройства прилегающей территории. Кроме того, в случае с прилегающей территорией к земельному участку необходимо применять иной порядок, нежели порядок, предусмотренный ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Джимбиев В.В. и представитель административного истца Доногруппов Н.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.

Представитель администрации г. Элисты Шараев Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Удовлетворяя требования административных истцов о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд исходил из того, что отказ в удовлетворении заявления Джимбиева В.В. от 26 августа 2015 года, изложенный в письме администрации г. Элисты №Д-9716/01-44 от 10 сентября 2015 года, не основан на нормах действующего законодательства.

С указанными выводами суда согласиться нельзя.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Джимбиев В.В. 26 августа 2015 года обратился в администрацию г. Элисты с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью <Данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <Данные изъяты>, для благоустройства прилегающей территории.

Согласно протоколу судебного заседания, в суде первой инстанции Джимбиев В.В. пояснил, что на прилегающей территории в его домовладению по ул. <Данные изъяты> не производится выкос сорных трав и находится бытовой мусор. Ему неоднократно вручаются предписания Управления городского хозяйства и административно-технического контроля администрации г. Элисты. Поскольку территория, которая подлежит уборке, не обозначена, ему приходилось выкашивать траву и убирать мусор на большом участке (л.д. 32).

Отказывая Джимбиеву В.В. в утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресному ориентиру, администрация г. Элисты ссылается на то, что ст. 39.33 Земельного кодекса РФ определены случаи, при которых использование земельных участков осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления, благоустройство прилегающей территории к таким случаям не относится. Кроме того, в перечне установленных видов разрешенного использования земельных участков такой вид как «благоустройство территории» отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей с 1 марта 2015 года, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов нормативным правовым актом Республики Калмыкия не установлен.

В развитие положений п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». В пункте 4 указанного перечня к таким объектам отнесены элементы благоустройства территории.

Таким образом, законом не предусмотрено использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута в целях благоустройства иным образом, чем размещение элементов благоустройства территории.

В этой связи, благоустройство территории, не связанное с размещением элементов благоустройства, не требует утверждения схемы расположения земельного участка.

В силу пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из заявления Джимбиева В.В. в администрацию г. Элисты от 26 августа 2015 года, он просит утвердить схему земельного участка для благоустройства прилегающей территории, не указывая при этом на цели размещения на участке каких-либо элементов благоустройства территории.

При таких обстоятельствах, администрация г. Элисты обоснованно отказала Джимбиеву В.В. в утверждении схемы расположения земельного участка по указанному адресному ориентиру, сославшись на то, что такой вид как «благоустройство территории» в перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, отсутствует.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа администрации г. Элисты основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 ноября 2015 г. отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Джимбиева В.В., действующего в своих интересах и в интересах <Данные изъяты> ФИО1, и Джимбиевой Е.Б. к администрации г. Элисты о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отказать.

Апелляционную жалобу представителя администрации г. Элисты Шараева Н.В. – удовлетворить.

Председательствующий Лиджеева Л.Л.

Судьи Васляев В.С.

Кутланова Л.М.