ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-84 от 06.02.2013 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Алеховиков В.А. Дело № 33-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2013 года     г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.,

судей – Ялбаковой Э.В., Черткова С.Н.,

при секретаре – Каршенинниковой Е.Е.,

с участием прокурора – Кулеевой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» ФИО3 на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 января 2013 года, которым

требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворены.

Признано незаконным с момента принятия решение районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» №29-4 от 28.12.2012 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район».

Возложена обязанность на районный Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не позднее 04.02.2013 устранить нарушения требований Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Алтай №14-РЗ от 05.05.2011 «О муниципальных выборах в Республике Алтай».

Указано об опубликовании сообщения о принятом решении в газете «Чуйские зори».

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 28.12.2012 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район», опубликовании сообщения о принятом решении суда в газете «Чуйские зори».

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района на предмет соответствия требованиям федерального законодательства проверено решение районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» от 28.12.2012 №29-4 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район». В ходе проверки установлено, что глава администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО1 досрочно прекратил свои полномочия 02.10.2012 (решение внеочередной 26 сессии Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» второго созыва №26-2 от 02.10.2012). Решением районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» от 28.12.2012 №29-4 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район» выборы главы МО «Кош-Агачский район» назначены на сентябрь 2013 года. Данное решение не соответствует требованиям Устава муниципального образования «Кош-Агачский район», Федеральному закону №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закону Республики Алтай №14-РЗ от 05.05.2011 «О муниципальных выборах в Республике Алтай», поскольку в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Согласно п.8 ст.10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.2002, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п.7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. На территории МО «Кош-Агачский район» районная муниципальная избирательная комиссия не сформирована. Исходя из п.9 вышеуказанной статьи если соответствующая избирательная комиссия отсутствует, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии. Основанием к обращению в суд явилось нарушение конституционных прав жителей Кош-Агачского района избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поскольку представительный орган муниципального образования в установленные сроки не принял решение о назначении выборов главы Кош-Агачского района.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в части возложения на районный Совет депутатов МО «Кош-Агачский район» устранить нарушения действующего законодательства не позднее 04.02.2013 года не согласился председатель районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» ФИО3, в апелляционной жалобе просит решение суда в указанной части отменить. В обоснование жалобы указал, что требование об обязании районный Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не позднее 04.02.2013 года устранить нарушения требований Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Алтай №14-РЗ от 05.05.2011 «О муниципальных выборах в Республике Алтай» в заявлении прокурора не содержалось, поэтому суд в нарушение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ вышел за пределы требований. Указанное обстоятельство на обсуждение судом не выносилось в нарушение ст. 56 ГПК РФ. На момент вынесения решения, районный Совет депутатов МО «Кош-Агачский район» имеет возможность самостоятельно устранить нарушения требований федерального законодательства. Дела о назначении выборов отнесены к подсудности верховных судов республик, областных, краевых и равных им судов, поэтому судом принято решение с нарушением правил подсудности.

Прокурор в возражениях на апелляционную жалобу с требованиями заявителя не согласился, указал, что в апелляционной жалобе заинтересованное лицо необоснованно указало о выходе суда за рамки заявленных требований. Заинтересованным лицом не принята во внимание ст. 261 ГПК РФ. Право выйти за рамки заявленных требований также предоставлено ст. 246 ГПК РФ. Доводы жалобы о возможности у Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» самостоятельно устранить нарушения законодательства не указывают на незаконность принятого судом решения, и не могут быть приняты во внимание. Доводы жалобы о нарушении при рассмотрении дела правил подсудности не соответствуют действительности.

Проверив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица ФИО4, поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Кулееву Л.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п.2 ч.1 ст.37 Устава Муниципального образования «Кош-Агачский район» (далее – Устава) решением районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» №26-2 от 02.10.2012 досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования «Кош-Агачский район» ФИО1 в связи с отставкой по собственному желанию, на основании ч.3 ст.37 Устава решением районного Совета депутатов №26-3 от 02.10.2012 временно исполняющим обязанности главы муниципального образования «Кош-Агачский район» назначен ФИО2

Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» №29-4 от 28.12.2012 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район» выборы главы района назначены на сентябрь 2013 года.

Указанное решение опубликовано 16.01.2013 в газете «Чуйские зори». Данное обстоятельство в силу п.19 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 является началом избирательной кампании.

Суд первой инстанции, признав решение районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» №29-4 от 28.12.2012 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район» незаконным, как противоречащее требованиям п.4 ст.10 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 и п.1 ст.6 Закона Республики Алтай №14-РЗ от 05.05.2011, возложил на районный Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» не позднее 04.02.2013 устранить нарушения требований законодательства.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. Решение суда подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным частью второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Из указанного следует, что при вынесении решения на суд возложена обязанность установить срок для выполнения соответствующим органом действий по восстановлению в полном объеме нарушенных избирательных прав или права на участие в референдуме.

Ввиду изложенного, доводы апелляционной жалобы о нарушении судом требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ и выходе за пределы заявленного требования, не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные.

Решение суда в обжалуемой части отвечает требованиям пункта 1 статьи 196 ГПК РФ и п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в нем приведены нормы законодательства и обстоятельства, которыми суд руководствовался при определении срока для устранения нарушений, оснований не согласиться с которыми у апелляционной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности апелляционная коллегия находит несостоятельными.

Так, в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" верховные суды республик рассматривают в первой инстанции дела об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Исходя из содержания данного Закона, к подсудности верховных судов республик отнесены дела по заявлениям и жалобам о назначении даты проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Прокурор, обращаясь в районный суд, просил признать незаконным и отменить оспариваемое решение районного Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район» №29-4 от 28.12.2012 «О назначении даты выборов Главы муниципального образования «Кош-Агачский район», как не соответствующее федеральному законодательству, т. е., по существу, обжаловал действия органов местного самоуправления. Данное требование было рассмотрено районным судом в соответствии с установленными ст. 24 ГПК РФ правилами подсудности.

Довод апелляционной жалобы о возможности у заинтересованного лица самостоятельно устранить нарушения требований федерального законодательства не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает суд от обязанности при вынесении решения руководствоваться требованиями ст. 206 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий - И.В. Солопова

Судьи - Э.В. Ялбакова, С.Н. Чертков

Копия верна: судья