ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8404/14 от 06.05.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Фойгель К.М. Дело № 33-8404/14 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е    «06» мая 2014 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего: Агибаловой В.О.

 судей: Пегушина В.Г., Диденко И.А.

 по докладу судьи: Пегушина В.Г.

 при секретаре: Иванове П.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодара, по доверенности < Ф.И.О. >5, на решение Советского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2014 года.

 Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

 установила:

 < Ф.И.О. >1 обратилась в суд с исковым заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП ФСГРКК») по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной. Указала, что кадастровая стоимость земельных участков была определена на дату <...> и составила: для земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> рублей; для земельного участка с кадастровым номером <...> — <...> рублей, а для земельного участка с кадастровым номером <...> — <...> 400 рублей. Не согласившись с указанными размерами кадастровой стоимости земельных участков, она обратилась в специализированную организацию ООО «<...>» для определения рыночной стоимости земельных участков. Из полученных отчетов, итоговая величина рыночной стоимости, на период <...> года, определена: земельного участка с кадастровым номером <...> – <...> рубля; земельного участка с кадастровым номером <...> — <...> рубля, земельного участка с кадастровым номером <...> — <...> рубля. Считая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно выше его рыночной стоимости и существенно нарушает её права и законные интересы, устанавливает необоснованно завышенные налоговые обременения на земельный участок, она просила суд установить кадастровую стоимость земельных участков по их рыночной стоимости и обязать ФГБУ «ФКП ФСГРКК» по Краснодарскому краю в течение 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

 Обжалуемым решением Советского районного суда г. Краснодара от 27.02.2014 года, требования полностью удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодара, по доверенности < Ф.И.О. >5, просит решение райсуда отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку нарушены требования законодательства о подведомственности данного спора.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя < Ф.И.О. >1, по доверенности < Ф.И.О. >6, считающую решение райсуда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

 Из материалов дела следует, что < Ф.И.О. >1 обратилась в суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости трех земельных участков по их рыночной стоимости:

 - с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для эксплуатации ГАЗС, равной его рыночной стоимости в размере – <...> рубля;

 - с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для эксплуатации ГАЗС, равной его рыночной стоимости в размере – <...> рубля;

 - с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование — для эксплуатации автогазозаправочной станции № 5, равной его рыночной стоимости в размере – <...> рубля.

 Все три вышеуказанных земельных участка принадлежат на праве собственности < Ф.И.О. >1:

 - земельный участок с кадастровым номером <...>, на основании договора купли-продажи со строением от <...> и свидетельства о госрегистрации права собственности серии <...> от <...> года;

 - земельный участок с кадастровым номером <...>, на основании договора купли-продажи со строением от <...> и свидетельства о госрегистрации права собственности серии <...> от <...> года;

 - земельный участок с кадастровым номером <...>, на основании договора купли-продажи со строением от <...> и свидетельства о госрегистрации права собственности серии <...> от <...> года.

 В соответствии с п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...> № 316, в 2011 году на территории Краснодарского края была организована и проведена работа по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

 Согласно данным кадастровых паспортов кадастровая стоимость земельных участков на период <...> составляет:

 - с кадастровым номером <...> – <...> рублей;

 - с кадастровым номером <...> – <...> рублей;

 - с кадастровым номером <...> – <...> рублей.

 Считая, что указанная кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость указанных земельных участков, < Ф.И.О. >1 обратилась в общество с ограниченной ответственностью «Южная оценочная компания «Эксперт»» для определения их рыночной стоимости.

 Получив отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков < Ф.И.О. >1 обратилась в суд с настоящими требованиями.

 Определяя вопрос о подведомственности данного спора, судебная коллегия исходит из следующего.

 Согласно ч.1 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.

 Из системного толкования указанной нормы ее нельзя толковать буквально как относящую к компетенции арбитражного суда любые споры, связанные с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости, если результаты оспаривает любое физическое лицо (гражданин).

 Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, при условии, что федеральный закон, устанавливающий подведомственность спора арбитражному суду, соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Если норма федерального закона, устанавливающая процессуальную норму, в том числе, о подведомственности спора, не соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применению подлежит норма АПК Российской Федерации как системообразующего закона.

 Согласно ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то есть фундаментальным условием для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда является связанность спорных отношений с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

 Норма п.1 ст. 24.19 Закона № 135, не наделяет гражданина правом на обращение с иском в арбитражный суд ввиду того, что данная категория споров не отнесена к специальной подведомственности арбитражного суда, а истец не осуществляет предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Заявленным иском истец не оспаривает результат определения кадастровой стоимости, а просит изменить ранее законно установленную кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость.

 При определении подведомственности дела необходимо учитывать не только формальное наличие права на обращение в арбитражный суд, но и основные принципы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

 Перечень дел специальной подведомственности дел арбитражным судам носит закрытый характер (ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Категория споров об оспаривании результатов кадастровой оценки как категория дел специальной подведомственности (независимо от субъектного состава) в ст. 33 АПК Российской Федерации не указана.

 Таким образом, к указанному иску не могут быть применены нормы ч.1 ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности», в том числе, устанавливающие правила подведомственности.

 Рассматривая вопрос о подсудности возникшего спора, судебная коллегия приходит к следующему.

 Статьей 47 Конституции РФ предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

 Согласно ч. 2 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд передает дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении дела выяснится, что оно принято к производству с нарушением правил подсудности.

 В силу ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

 Исключительная подсудность установлена для исков о любых правах на недвижимое имущество (земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания, строения и т.д.), в том числе о праве владения и пользования им, о разделе недвижимого имущества, находящегося в долевой или совместной собственности, и выделе из него доли, о праве пользования недвижимым имуществом (включая определение порядка пользования им), не связанным с правом собственности на него (например, о правах, возникших из договоров найма жилого помещения, аренды и т.п.).

 При таких обстоятельствах, иски о любых правах на недвижимое имущество на основании ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны рассматриваться в суде по месту нахождения этого имущества.

 Как установлено судебной коллегией два спорных земельных участка находятся по адресам: <...> и <...>, но данные адреса не относятся к территориальной подсудности Советского районного суда <...>.

 Установление кадастровой стоимости земельного участка необходимо истице для уменьшения налоговых платежей, а получателем этих платежей является администрации г. Краснодара и МО г-к Геленджик, то есть затронуты права и интересы именно этих муниципальных образований.

 Данный спор рассматривается в порядке искового производства.

 Кроме того, в г-к Геленджик расположен отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, в ведении которого находится спорный земельный участок, а при определении территориальной подсудности дел необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц органа, а не из места расположения органа.

 Согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции пункта 1 части 4 статьи 330 ГПК РФ.

 При наличии указанных нарушений суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.

 Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении судом первой инстанции требований подсудности при принятии заявления в отношении двух земельных участков расположенных по адресу: <...>, ул. <...> 28 и в <...>, поэтому решение Советского районного суда г. Краснодара от <...> подлежит отмене в этой части, а материалы данного дела необходимо направить на рассмотрение по подсудности в Прикубанский районный суд г. Краснодара и в Геленджикский городской суд Краснодарского края.

 Одновременно судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований < Ф.И.О. >1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости, определенной в предусмотренном законом порядке на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, то есть на 01.01.2011года.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что < Ф.И.О. >1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование — для эксплуатации ГАЗС, на основании договора купли-продажи земельного участка со строением от <...> года, акта приема-передачи земельного участка со строением от <...> года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АМ <...> от <...> года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> сделана запись о регистрации № <...>, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> от <...> года.

 Кадастровая стоимость этого земельного участка была определена на дату <...> года, на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» и составила - <...> рублей.

 В соответствии со ст. 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1).

 Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, Федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

 < Ф.И.О. >1, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, по смыслу п. 1 ст. 338 НК РФ, является налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка.

 При этом в силу положений ч. 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

 Определение понятия «кадастровая стоимость» дается в Федеральном стандарте оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденном Приказом Минэкономразвития России № 508 от 22.10.2010 года, и, в частности, под нею понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».

 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в 2011 году Департаментом имущественных отношений Краснодарского края были организованы и проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.

 Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...> <...> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края» и с <...> внесены в государственный реестр недвижимости.

 Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» определено, что государственная кадастровая оценка земель городских сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

 Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

 В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 Таким образом, указанные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

 Следовательно, права истицы, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, и такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

 Рыночная стоимость устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1 ст. 66 ЗК РФ).

 Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

 В соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 508 от 22.10.2010 года, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

 В силу ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость и должна содержаться в отчете.

 В ходе судебного разбирательства, <...> года, по ходатайству представителя истца была назначена оценочная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «<...>».

 В соответствии с заключением экспертов <...> от <...> года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, по состоянию на <...> года, составляет – <...> рублей.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Советского районного суда г. Краснодара от <...> подлежит отмене в части неправильного определения подсудности рассматриваемого спора, а материалы из дела необходимо направить на рассмотрение по подсудности в Прикубанский районный суд г. Краснодара и в Геленджикский городской суд Краснодарского края. В остальном, что касается установления кадастровой стоимости равной рыночной, для земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: г<...>, решение райсуда следует оставить без изменения.

 Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, по доверенности < Ф.И.О. >5, - удовлетворить частично.

 Решение Советского районного суда г. Краснодара от 27 февраля 2014 года отменить в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, расположенных по адресу: Краснодарский край <...> и <...>.

 Передать: - материалы из гражданского дела по иску < Ф.И.О. >1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край <...>, площадью <...> кв.м., кадастровый номер <...>, в размере равном его рыночной стоимости, по подсудности на рассмотрение в Геленджиксий городской суд Краснодарского края; - материалы из гражданского дела по иску < Ф.И.О. >1 к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка расположенного по адресу: <...> кадастровый номер <...>, в размере равном его рыночной стоимости, по подсудности на рассмотрение в Прикубанский районный суд <...>.

 В остальной части решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: