ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8405/202310АВГУ от 10.08.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Орлова А.Ю.

Дело № 33-8405/2023 10 августа 2023 г.

Номер дела в суде первой инстанции 2-1596/2023

УИД: 59RS0005-01-2023-000195-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Ивановой Е.В. при секретаре Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 11 мая 2023 года

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя ответчика ПАО «Пермэнергосбыт» ФИО2, возражавшей против отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Пермская энергосбытовая компания» в котором просил возложить на ПАО «Пермэнергосбыт» в лице Мотовилихинского отделения обязанность произвести перерасчет платы за потребленную им электроэнергию по адресу: г. Пермь, ул. **** за период с октября 2022 года по день вынесения решения включительно по тарифу, установленному для домов, оборудованных стационарными электрическими плитами, который рассчитан с применением понижающего коэффициента 0,7; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование иска указал, что с октября 2022 года ПАО «Пермэнергосбыт» начисляет плату за услугу электроснабжения (плату за электрическую энергию), без учета тарифов, установленных для домов, оборудованных электрической плитой, без учета понижающего коэффициента, установленного положением п. 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», предусматривающее применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию на основании такого критерия как наличие у абонента стационарной электроплиты для пищеприготовления и (или) электроотопительной установкой. Дом в соответствии с техническим паспортом является негазифицированным, ему не предоставляется такая услуга, как газоснабжение, установлена электрическая плита, для приготовления пищи он пользуется электрической плитой. Действиями ответчика нанесен моральный вред, который полежит компенсации согласно Закону РФ «О защите прав потребителей», величину морального вреда он оценивает в 50000 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель на удовлетворении требований настаивали.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене постановленного судом решения, удовлетворении исковых требований. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащую оценку. Настаивает на том, что пользуется электрической плитой с момента приобретения жилого дома, газовая плита не установлена, проектом газоснабжение не было предусмотрено, в связи с чем с учетом приведенных конкретных обстоятельств дела, истец должен нести расходы по оплате электроэнергии в соответствии с нормами законодательства, предусматривающими понижающий коэффициент. Действиями ответчика причинен моральный вред.

В возражении на жалобе представитель ПАО «Пермэнеросбыт» полагает изложенные в жалобе доводы не влекущими отмену решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика полагала решение суда не подлежащим отмене или изменению.

Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, ФИО1 с 29 мая 2018 года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 49).

Из технического паспорта на жилой дом по адресу: ****, представленного в материалы дела, не следует, что указанный жилой дом оборудован электрической плитой.

С ФИО1 заключен договор электроснабжения для бытовых нужд №** по точке учета, расположенной по упомянутому адресу, открыт лицевой счет **.

25 мая 2022 года ПАО «Пермэнергосбыт» в адрес ФИО3 направлено уведомление об изменении тарифа электроснабжения по лицевому счету **, из которого следует, что ПАО «Пермэнергосбыт» уведомило ФИО3 о том, что согласно приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 14 октября 2021 года №1111/21 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 19 июня 2018 года №834/18, а также постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2021 года №30-э «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Пермскому краю на 2022 год» с 01 января 2022 года изменен порядок дифференциации тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в границах городских населенных пунктов, а также групп потребителей, приравненных к ним. Изменение порядка дифференциации указанных тарифов заключается в выделении следующих тарифных групп: население, проживающее в городских населенных пунктах; население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками; население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками; население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами и оборудованных стационарными электроотопительными установками. Со ссылкой на п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) по электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, ПАО «Пермэнергосбыт» просило в срок до 31 августа 2022 года направить в адрес ПАО «Пермэнергосбыт» копию технического паспорта (технического плана) на жилое помещение по адресу: ****, и подтверждающую наличие стационарно установленной электроплиты и (или) электроотопительной установки. В случае непредставления указанных документов с 01 сентября 2022 года произойдет смена тарифа на услуги электроснабжения по лицевому счету ** на тариф «Население, проживающее в городских населенных пунктах» (л.д. 25).

Поскольку указанные в уведомлении документы не были представлены ФИО1, в октябре 2022 года ПАО «Пермэнергосбыт» произведена смена тарифа по лицевому счету ** на тариф «Население, проживающее в городских населенных пунктах».

В январе2023 года ФИО3 обратился в ПАО «Пермэнергосбыт» с претензией (заявлением) о перерасчете стоимости поставленной электроэнергии с октября 2022 года по январь 2023 года по тарифу, установленному для домов, оборудованных стационарными электрическими плитами, который рассчитан с применением понижающего коэффициента 0,7, установленного постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (л.д. 5, 27).

Письмом от 19 января 2023 года №ПЭС-620-1813 в ответ на претензию истца ПАО «Пермэнергосбыт» сообщило о направлении 25 мая 2022 года в адрес потребителя уведомления об изменении тарифа электроснабжения, а также указало, что в связи с непредставлением документов, указанных в уведомлении, в октябре 2022 года произведена смена тарифа на «Население, проживающее в городских населенных пунктах». Для дальнейшего рассмотрения обращения необходимо представить правоустанавливающие документы на все имеющиеся жилые строения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером ** и технические паспорта (план) на данные объекты. В техническом паспорте (плане) на жилой дом должно быть подтверждение использования в установленном порядке стационарной электроплиты и (или) электроотопительной установки (л.д. 28).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями ст.ст.540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года №1178, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что истцом не соблюден установленный порядок оборудования жилого дома стационарной электроплитой для пищеприготовления, а ее самостоятельная установка не является основанием для применения понижающего коэффициента, предусмотренного п. 71 Основ ценообразования, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ПАО «Пермэнергосбыт» обязанности по перерасчету платы за потребленную электрическую энергию за период с октября 2022 года по день вынесения решения включительно по тарифу, установленному для домов, оборудованных стационарными электрическими плитами, рассчитанный с применением понижающего коэффициента 0,7, не имеется.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование их отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с требованиями указанного Федерального закона основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.9 Инструкции техническое описание здания выполняется по его основным конструктивным элементам: фундаменты, стены и перегородки, перекрытия, кровли (крыши), полы, проемы, отделка, внутреннее сантехническое и электротехническое оборудование, прочие элементы.

Из указанных положений следует, что правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом является оборудование жилых помещений, в данном случае жилого дома, в установленном порядке электрической плитой и (или) электроотопительной установкой и при применении тарифов на электрическую энергию необходимо руководствоваться техническим паспортом, содержащим техническую и иную информацию о жилом помещении, связанную с обеспечением соответствия такого помещения установленным требованиям.

Как следует из материалов дела, в техническом паспорте на дом, составленном по состоянию на 28 марта 2008 г., сведения о наличии электроплиты отсутствуют (л.д. 51-54).

Сведения об изменении в технический паспорт в связи с установкой электроплиты материалы дела не содержат.

Само по себе отсутствие газоснабжения в жилом помещении и самостоятельная установка электрической плиты не является основанием для применение понижающего коэффициента, поскольку оборудование помещения электрической плитой должно подтверждаться техническим паспортом жилого помещения.

Принимая во внимание отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в предусмотренном законом порядке, выполнение технических условий, с учетом представленной схемы электроснабжения, предусматривающей наличие электроплиты, представленный технический паспорт, не содержащий информацию об оборудовании жилого помещения электроплитой, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для применения понижающего коэффициента.

Применение понижающего коэффициента при начислении истцу платы за электроэнергию за период до внесения изменений в п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 выводов суда не опровергает, поскольку действующее нормативное регулирование с 1 сентября 2022 г. прямо указывает на необходимость подтверждения оборудования жилого помещения электрической плитой сведениями технического паспорта, в отсутствие которого ответчиком было правомерно отказано в удовлетворении заявления истца.

В отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за электроэнергию, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении связанных требований истца о взыскании компенсации морального вреда и штрафа, поскольку не установил нарушения прав истца как потребителя.

Иные доводы к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит, другими лицами, участвующими в деле решение суда не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия, в силу положений ст.327.1 ГПК РФ не дает оценку другим выводам суда.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи