ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-840/2014 от 27.01.2014 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Кузнецов В.П. Дело № 33-840/2014

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«27» января 2014 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе: председательствующего судьи Жиляевой О.И.,

судей: Варламовой Н.В., Алешиной Е.Э.,

с участием прокурора Горбатько И.А.,

при секретаре : ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Варламовой Н.В. гражданское дело по иску прокурора г. Донецка Ростовской области в интересах Короченцевой Т.П., Короченцева В.И. к Управлению социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области об обязании выдать удостоверение и предоставить меры социальной поддержки по апелляционной жалобе УСЗН г. Донецка РО на решение Донецкого городского суда Ростовской области от 06 ноября 2013 г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Донецка Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Короченцевой Т.П. и Короченцева В.И. к Управлению социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области об обязании выдать удо­стоверение и предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» с момента обра­щения Короченцевых в УСЗН г. Донецка Ростовской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что сын истцов - Короченцев А.В., 1987 года рождения, проходил военную службу по призыву в войсковой части № 3753, расположенной в г.Нефтекумске Ставропольского края. 19 июня 2007 года сержант Короченцев А.В., командир отделения войсковой части 3753, умер от огнестрельного пулевого сквозного ранения головы. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

Управлением социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области Короченцевой Т.П. и Короченцеву В.И. отказано в выдаче удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, и в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии со ст.21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (далее ФЗ "О ветеранах").

Полагая указанный отказ ответчика неправомерным, прокурор настаивал на удовлетворении предъявленного им в интересах Короченцевых иска.

В судебном заседании Короченцева Т.П. и Короченцев В.И. заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика иск не признала.

Решением Донецкого городского суда Ростовской области от 06 ноября 2013 г. суд обязал Управление социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области выдать Короченцеву В.И. и Короченцевой Т.П. удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 № 519 «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий», и предоставить льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» с мая 2012 года.

С постановленным по делу судебным решением ответчик не согласился и обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе Управление социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и приводит в обоснование апелляционной жалобы доводы, аналогичные доводам, изложенным в возражениях на иск. При этом, ответчик указал, что истцы являются получателями ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Главным командованием внутренних войск МВД России произведены все социальные выплаты семье умершего военнослужащего. Управлением Пенсионного фонда по городу Донецку назначены пенсии родителям ФИО1 по случаю потери кормильца. По мнению ответчика, истцы не имеют права на пользование мерами социальной поддержки в соответствии с требованиями Федерального закона «О ветеранах».

В заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебного извещения ответчику (л.д.118) и подписями истцов на извещении (л.д.119), не явились.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда законным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене обжалуемого решения в апелляционном порядке.

Разрешая спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Суд первой инстанции руководствовался положениями Закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ и исходил из того, что юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.

Судом установлено, что сын истцов - ФИО1, ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в период прохождения действительной военной службы по призыву в войсковой части № ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, 19 июня 2007 года погиб при исполнении обязанностей военной службы.

Поскольку факт гибели сына истцов при исполнении им обязанностей военной службы установлен, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у К-вых права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 ФЗ РФ "О ветеранах".

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находя его правильным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия находит несостоятельными, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах"(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.06.2009 N 135-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.

В силу пункта 3 данной статьи 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Указанные меры социальной поддержки предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

Пункт 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сын истцов - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу по призыву в войсковой части № ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА расположенной в г.Нефтекумск Ставропольского края. 19 июня 2007 года сержант ФИО1, командир отделения войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, умер от огнестрельного пулевого сквозного ранения головы.

Согласно извещению командира войсковой части ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 23.06.2007 г. № ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА смерть сержанта ФИО1 связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д.15), а также в извещении Военного комиссариата города Донецка Ростовской области № ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 22.08.2007 года указано, что смерть ФИО1 связана с исполнением обязанностей военной службы (л.д. 16). Данное обстоятельство подтверждено также приговором Буденовского гарнизонного военного суда от 23.09.2008 года (л.д.51-64).

Разрешая спор и руководствуясь приведенными выше нормами закона, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что п. 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.

При этом суд правильно указал, что юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы (ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. N 52_ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.).

Учитывая, что факт гибели сына истцов при исполнении им обязанностей военной службы ответчиком не оспаривался, суд пришел к верному выводу о наличии у истцов права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".

С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно удовлетворил предъявленные прокурором в интересах ФИО2 и ФИО3 исковые требования и возложил на Управление социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области обязанность по выдаче истцам удо­стоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".

Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. При разрешении дела судом не допущено неправильного толкования действующего законодательства и каких-либо нарушений в применении норм материального права. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных в ст. 330 ГПК РФ, основаны на ином толковании законодательства и иной оценке доказательств и обстоятельств, которые являются юридически значимыми при рассмотрении заявленных прокурором в интересах К-вых требований, и не опровергают выводы суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Донецкого городского суда Ростовской области от 06 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения г. Донецка Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи