ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-840/2015 от 06.02.2015 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Бабикова И.Н. Дело № 33-840/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Малахова В.А.

судей Задворновой Т.Д., Драчева Д.А.

при секретаре Павлиновой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Задворновой Т.Д.

06 февраля 2015 года

дело по представлению прокурора города Ярославля на определение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 26 декабря 2014 года, которым постановлено:

«Отказать в принятии заявления прокурора города Ярославля, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к мэрии г.Ярославля о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения г.Ярославля.»

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г.Ярославля, указав на то, что в нарушение требований п.2 ст.42 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» мэрией г.Ярославля не утверждена схема водоснабжения и водоотведения. Бездействие мэрии г.Ярославля нарушает права жителей города на охрану здоровья, улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Прокурор просит признать бездействие мэрии незаконным, возложить на мэрию города обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения города Ярославля.

Судьей постановлено вышеуказанное определение, с которым не согласен прокурор города Ярославля.

В представлении ставится вопрос об отмене определения судьи и принятии искового заявления к производству Кировского районного суда г.Ярославля. Доводы представления сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов представления, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав прокурора Галину Н.Э., поддержавшую доводы представления, судебная коллегия считает, что определение судьи подлежит отмене по следующим основания.

Отказывая в принятии искового заявления, судья исходил из того, что непроведение инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, отсутствие схемы водоснабжения и водоотведения города Ярославля сами по себе на права неопределенного круга лиц на улучшение качества жизни, бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение не влияют; оспариваемое прокурором бездействие мэрии г.Ярославля очевидно не затрагивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, следовательно, у прокурора отсутствуют полномочия на обращение в суд с данным иском.

С указанными выводами судьи судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указал, что бездействие мэрии г.Ярославля нарушает права жителей города на охрану здоровья, улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «"О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» следует, что целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

Таким образом, непринятие данных мер субъектами, к полномочиям которых это отнесено автоматически затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

Кроме того, как верно указано в представлении прокурора, от исполнения органами местного самоуправления обязанности по утверждению схем водоснабжения и водоотведения зависит реализация положений ряда нормативных актов, в частности, ч. 2 ст. 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п.9.9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

По изложенным основаниям определение судьи подлежит отмене, исковое заявление прокурора города Ярославля должно быть направлено в тот же суд со стадии принятия.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Кировского районного суда г.Ярославля от 26 декабря 2014 года отменить.

Исковое заявление прокурора города Ярославля направить в тот же суд со стадии принятия.

Председательствующий

Судьи