Судья Сухарева С.А. Дело №33-8417/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2013 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бредихиной С.Г., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Шадриной Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда города Алтайского края от 02 августа 2013 года по делу
по иску ФИО1 к администрации города Бийска Алтайского края о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий, признании незаконными действий (бездействия) по не включению и исключению из списков граждан на получение жилья, возложении обязанности включить в список граждан на получение жилья за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к администрации г. Бийска, указав на то, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ принимал участие в боевых действиях в составе <данные изъяты>
Согласно положениям ФЗ «О ветеранах» он относится к категории граждан-ветеранов боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
С ДД.ММ.ГГ он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 3 человека в администрации г.Бийска. При обращении в администрацию г.Бийска с заявлением о постановке на учет он приложил копию удостоверения участника боевых действий от ДД.ММ.ГГ ***, однако данное удостоверение не было принято, поскольку не соответствовало установленному образцу.
ДД.ММ.ГГ он получил удостоверение установленного образца и представил его ответчику. После чего ежегодно проходил регистрацию в администрации г. Бийска, ему сообщалось, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на общих основаниях и в льготной очереди как участник боевых действий.
В 2013 ему стало известно, что он не состоит в льготной очереди как участник боевых действий, поскольку обратился с заявлением о постановке его в льготную очередь ДД.ММ.ГГ, тогда как в это время он находился в командировке в составе <данные изъяты>
Считает, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у него наступило с ДД.ММ.ГГ, когда он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 02 августа 2013 года исковые требования истца ФИО1 удовлетворены частично и постановлено.
Признать за ФИО1 право на меры социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствие с Федеральным законом от 12 октября 1995 года «О ветеранах».
Признать незаконными бездействие Администрации города Бийска по не включению ФИО1 в очередь на получение жилья, предусмотренной для ветеранов боевых действий и приравненных к ним категорий лиц.
Обязать Администрацию г. Бийска включить ФИО1 в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГ, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, с ДД.ММ.ГГ
В апелляционной жалобе на судебное постановление администрация города Бийска просит решение суда отменить и принять решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
В качестве доводов незаконности решения суда указывает на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам делам.
Излагая обстоятельства постановки истца ДД.ММ.ГГ на учет для получения жилья, автор жалобы указывает, что удостоверение ветерана боевых действий установленного образца истцом получено ДД.ММ.ГГ, с данным обстоятельством законодатель связывает основания возникновения у ФИО1 права состоять в льготной очереди.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований истца, суд только на основании показаний свидетеля Ф.И.О. приходит к выводу о доказанности предоставления истцом ответчику копии удостоверения в декабре 2004 года.
Невозможность обращения истца с заявлением о постановке на льготную очередь ДД.ММ.ГГ в виду нахождения истца в командировке при наличии в приложении к заявлению выписки из домовой книги квартиры <адрес> от 12.01.2006 свидетельствует о том, что с таким заявлением истец мог обратиться не ранее выдачи <данные изъяты> выписки из домовой книги, но не свидетельствует об обращении истца с заявлением о постановке на льготную очередь в декабре 2004 года.
В связи с вступлением с 01.03.2005 нового Жилищного кодекса Российской Федерации у истца, вставшего на очередь на получение жилья на общих основаниях с 01.01.2005 отсутствуют законные основания для реализации права на получение мер социальной поддержки в соответствии с ранее действовавшей редакцией ст. 16 ФЗ «О ветеранах».
Принимая решение об обязании администрацию г.Бийска включить ФИО1 в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета с 17.12.2004, суд вышел за рамки исковых требований, что является существенным нарушением норм процессуального права.
В письменных возражениях истец ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, указав, что доказательством того, что он состоял на льготной очереди являются справки администрации г.Бийска, выдаваемые ему до 2007, в которых помимо номера очереди на общих основаниях, указан номер льготной очереди.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения исковых требований ФИО1 подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении обстоятельствам и неправильным применением норм материального права. (п.п.3,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 27.11.2002 №158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ), о том, что с 01.01.2004 в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако, согласно с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" реализация мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992.
В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий.Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 01.03.2005, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон).Согласно ст.5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Положениями ст.6 Вводного закона установлено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи. Как предусмотрено п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Алтайском крае осуществляется в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 06.10.2006 №407 «Об утверждении положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае». Судом установлено, что решением Железнодорожного районного суда города Барнаула от 03.11.2004, вступившим в законную силу 16.11.2004 установлен факт участия ФИО1 в боевых действиях в Чеченской Республике в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ Главным управлением внутренних дел Новосибирской области истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об удостоверении ветерана боевых действий» образца. ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в администрацию г.Бийска с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГ *** истец признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список очередников на общих основаниях.С заявлением о переводе в льготную очередь на получение жилья в связи с получением удостоверения участника боевых действий ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГ, иных письменных доказательств суду не представлено. Решение о постановке истца на учет как лица, имеющего право на предоставление жилой площади в первоочередном порядке до внесения изменения в действующее законодательство, отсутствует. Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что дата получения истцом удостоверения, подтверждающего право на льготы как участника боевых действий, не зависела от его воли, удостоверение ФИО1 выдано до 01.01.2005, до этого времени он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.16 ФЗ «О ветеранах».Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, который основан на ошибочном толковании норм материального права. С учетом анализа норм действующего законодательства право на получение в первоочередном порядке жилья ветеранами боевых действий поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах»; обращения в компетентные органы до 01.01.2005 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах» с предоставлением документа, подтверждающего данное право.То обстоятельство, что истец состоял в очереди на получение жилья на общих основаниях, само по себе не предоставляет истцу право после получения удостоверения ветерана боевых действий претендовать на изменение основания постановки на учет на получение жилья.Указание в справках ответчика от 19.01.2006 и 19.01.2007 номера в списках очередников среди участников Великой Отечественной войны на 01.08.2005 при отсутствии доказательств надлежащего обращения ФИО1 до 01.01.2005 с заявлением о постановке на очередь на получение жилья, как участника боевых действий, и решения о его постановке на учет на получение жилья в первоочередном порядке, не порождает у истца права претендовать на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Данные справки как раз подтверждают, что истец обратился с заявлением об изменения основания постановки на учет именно 01.08.2005, поскольку с этой датой ответчик связывает его очередность.Более того, представитель ответчика ФИО2 в суде пояснила, что в 2006-2007 справки с указанием номера льготной очереди выдавались истцу в связи с существованием неофициального списка льготников, поскольку жилищное законодательство менялось. Неофициальные списки граждан, вставших на льготную очередь после 01.03.2005, ведутся и в настоящее время, поскольку законодательство может измениться. Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что само по себе несение службы истцом в период с <данные изъяты>, о чем указывает истец, не исключает возможности обращения 01.08.2005 ФИО1 с заявлением о постановке на льготную очередь, при том, что подпись на заявлении истцом не оспорена. Из пояснений свидетеля Ф.И.О., с которым истец получал удостоверение в декабре 2004 года, не следует, что ФИО1 обращался в декабре 2004 года в администрацию г.Бийска с заявлением о переводе его в «льготную» очередь, при том, что реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан носит заявительный характер. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований истца.На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегияОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бийского городского суда города Алтайского края от 02 августа 2013 года отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 и принять в этой части новое решение.
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации города Бийска Алтайского края.
Апелляционную жалобу ответчика администрации города Бийска Алтайского края удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: