судья Черниговская И.А. дело № 33-842/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ставрополь 30 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Бостанова Ш.А. и Горкуна В.Н.,
при секретаре Фатневой Т.Е.,
с участием:
истца Саврай А.А.,
представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Дубининой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Саврай А.А., поданную на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года по гражданскому делу по иску Саврай … к администрации города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании пострадавшим и включении в список пострадавших от чрезвычайной ситуации природного характера,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А.,
УСТАНОВИЛА:
Саврай А.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера, связанной с интенсивными дождями и наводнением, произошедшем на территории города Светлограда 26.05.2017 года, жилой дом, в котором он проживает совместно со своей семьёй, расположенный по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул. …, оказался в зоне подтопления. В результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус у него было утрачено имущество первой необходимости. Администрацией муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края было направлено уведомление об отказе во включении его домовладения в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года.
Просил: включить в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года, домовладение расположенное по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул. … признать его - Саврай А.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории города Светлограда Петровского района Ставропольского края; признать за ним - Саврай А.А. право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, как лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А., в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей - как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства Ставропольского края; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А., в список лиц на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей - как лицо, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края; признать за ним - Саврай А.А., право на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично, утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, как лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его Саврай А.А., в список лиц на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в размере 50 000 рублей - как лицам, частично утратившему имуществу первой необходимости из резервного фонда Правительства Ставропольского края; возложить на администрацию города Светлоград Петровского района Ставропольского края и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края обязанность включить его - Саврай А.А., в список лиц на получение единовременной материальной (финансовой) помощи в размере 50 000 рублей - как лицам, частично утратившему имуществу первой необходимости резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, решение суда обратить к немедленному исполнению.
24 октября 2017 года решением Петровского районного суда Ставропольского края в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Саврай А.А., повторяя доводы искового заявления, просит решение суда отменить и удовлетворить иск в полном объеме. Утверждает, что не включение его домовладения в границы зоны подтопления является пробелом в работе администрации муниципального образования. Судом не дана надлежащая оценка показаниям свидетелей и другим доказательствам, свидетельствующим о том, что он пострадал в результате паводка. О факте не включения его в списки пострадавших, стало известно истцу только в сентябре 2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что Саврай А.А. с 19.12.2014 года зарегистрирован по месту жительства, по адресу: город Светлоград, ул. …
Истец не является собственником указанных жилого помещения и земельного участка.
Жилой дом площадью 162,7 кв.м. с кадастровым номером 26:08:040501:79 и земельный участок из земель насланных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 1198 кв.м. с кадастровым номером 26:08:040501:5, расположенные по адресу: Ставропольский край, Петровский район, город Светлоград, ул. …», на праве собственности принадлежат Савченко В.М.
На основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации", Постановления администрации Петровского муниципального района от 23 мая 2017 года №336 "О введении режима чрезвычайной ситуации функционирования Петровского районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и Постановления главы города Светлограда Петровского района Ставропольского края от 26 мая 2017 года №343 «О введении режима чрезвычайной ситуации функционирования нештатных аварийно-спасательных формирований коммунально-технических служб муниципального образования город Светлоград Петровского района Ставропольского края» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок в период времени с 23 мая 2017 года по 26 мая 2017 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно Постановления администрации города Светлограда Петровского района Ставропольского края от 27 мая 2017 года №344, с учетом внесенных в него изменений постановлением №359 от 31.05.2017 года, постановлением № 391 от 07.06.2017 года, постановлением №468 от 26.06.2017 года в результате чрезвычайной ситуации была подтоплена паводковыми водами часть жилых домов, расположенных на территории города Светлограда Петровского района Ставропольского края.
Домовладение истца, расположенное по улице …» города Светлограда, в котором проживает истец, в указанный список не включено, как и все домовладения на улице … города Светлограда.
02.10.2017 года Саврай А.А. обратился в администрацию города Светлограда Петровского района Ставропольского края с заявлением о включении его домовладения в зону подтопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной резким подъёмом воды в русле реки Калаус до катастрофического уровня 26.05.2017 года, а его в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Согласно сообщения администрации города Светлограда от 06.10.2017 года №01/1970 Саврай А.А. отказано во включении домовладения по адресу: город Светлоград, … в границы зоны подтопления паводковыми водами в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории города Светлограда 26.05.2017 года, поскольку по пришествию длительного времени, утрачены следы, свидетельствующие о том, что домовладение находилось в зоне подтопления.
Согласно приложения к распоряжению администрации города Светлограда, состав рабочих групп для проведения подворового обхода домовладений, расположенных на затепленной паводковыми водами территорий города Светлограда Петровского района Ставропольского края, на улицу … города Светлограда не направлялся.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение границ зоны затопления (подтопления) в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления. Правовой акт органа местного самоуправления об установлении границ затопления (подтопления) истцом не оспорен. Кроме того, доказательств того, что подтопление жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: город Светлоград, ул. …», было вызвано чрезвычайной ситуацией, не представлено, как не представлено и достоверных доказательств подтверждающих обращение Саврай А.А. о включении его домовладения в зону подтопления, которое последовало лишь спустя более 04 месяцев с момента возникновения чрезвычайной ситуации, когда утрачены следы, свидетельствующие о том, что домовладение находилось в зоне подтопления.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, формируются на основании заявлений пострадавших граждан; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации; актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим может быть признано за гражданами, которые в момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, квартирах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, что должно быть подтверждено соответствующими актами обследования.
Наличие права на получение единовременной материальной помощи поставлено в зависимость от проживания в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, а в рассматриваемом случае судом установлено, что жилой дом, в котором проживает истец не вошел в границы зоны подтопления, при этом достаточных доказательств обратного истцом не предоставлено.
Определение границ зоны затопления (подтопления) в силу действующего законодательства относится к полномочиям органа местного самоуправления. Правовой акт, принятый администрацией города Светлограда Петровского района Ставропольского края в пределах своей компетенции является действующим, жилой дом, в котором проживает истец указанным постановлением в границы зоны затопления (подтопления) не включен.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции истца, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил все необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных материалах дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петровского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: