ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8445 от 21.08.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шпирнов А.В.

Докладчик: Ларионова С.Г. Дело № 33-8445

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.

судей Ларионовой С.Г., Кандаковой Л.Ю,

при секретаре Гилевой К.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2018 года по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к администрации Беловского городского округа о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились иском к Администрации Беловского городского округа и, с учетом уточнений, просят обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам в черте муниципального образования «Беловский городской округ» взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств программы «Содействия гражданам в приобретении (строительстве) жилья взыамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» (программа ГУРШ).

Требования мотивируют тем, что решением Беловского городского суда от 03.12.2001 года дело № 2-3264/2001 были удовлетворены требования К-вых, к Ликвидационной комиссии АООТ шахта «Пионерка». Судом постановлено обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» включить ФИО1, ФИО2 с несовершеннолетними детьми в дополнительны список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья и обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» приобрести для ФИО1, ФИО2 с несовершеннолетними детьми благоустроенное помещение с жилой площадью не менее 36 кв.м в черте города Белово.

13.11.2002 года № К-П-649 они получили ответ от Администрации Беловского городского округа, что решение Беловского городского суда в части включения их «Сводный список сносимого жилья, ставшего в результате ведения горных пород непригодным» исполнено, однако финансовых средств на покупку жилья пока нет, и Администрация Беловского городского округа ждет поступления государственного финансирования.

Решая вопрос о ликвидации шахты организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Тот факт, что жилье стало непригодным в связи с влиянием горных пород судом установлено.

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 03.05.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО5.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2018 года постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 об обязании администрации Беловского городского округа предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, в пределах муниципального образования «Беловский городской округ» взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств программы «Содействия гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» полностью отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 решение просят отменить, указывая, что судом не обоснованно не принято во внимание и не дана надлежащая оценка вступившему в законную силу решению Беловского городского суда от 03.12.2001 года, которым истцы включены в дополнительный список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья, а также они наделены правом на получение благоустроенного помещения с жилой площадью не менее 36 кв. м в черте города Белово, которое не было исполнено до сих пор. Суд необоснованно ссылается на действующее законодательство, несмотря на то, что спорные отношения возникли в период действия прежнего закона, на основании которого и вынесено решение суда от 03.12.2001 года.

Относительно апелляционной жалобы представителем Администрации Беловского городского округа ФИО6 принесены возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Беловского городского округа Гордеева А.П. и представителя третьего лица ФИО5, - ФИО8, полагавших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", которым под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (статья 1).

В силу статьи 5 названного закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 2, 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, которым предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (п. п. "б" пункта 8).

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428.

В соответствии с Правилами межбюджетные трансферты направляются, в частности, на финансирование реализации таких мероприятий, как снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (пункт 5); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, которое осуществляется в форме предоставления социальных выплат (пункт 8).

Пунктом 11 Правил установлены условия предоставления социальной выплаты, согласно которым гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, а также все совершеннолетние члены его семьи принимают обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной им социальной выплаты (абзацы третий и четвертый).

В соответствии с Правилами орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации; размер социальной выплаты рассчитывается по норме общей площади жилого помещения в зависимости от состава семьи. Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты (пункты 10, 12, абзац второй пункта 13).

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и направлена на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, путем передачи права на занимаемое помещение органу местного самоуправления взамен предоставления социальной выплаты.

Материалами дела установлено, что решением Беловского городского суда Кемеровской области от 03.12.2001 года постановлено обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» включить ФИО1, ФИО2 с несовершеннолетними детьми в дополнительный список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения. Обязать Ликвидационную комиссию АООТ шахта «Пионерка» приобрести для ФИО1, ФИО2 с несовершеннолетними детьми благоустроенное жилое помещение с жилой площадью не менее 36 кв.м., в черте города Белово.

Данное решение по настоящее время не исполнено.

ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> с 26.10.2005 года.

Спорная же квартира по адресу: <адрес> с 17.02.2010 года передана на условиях договора социального найма ФИО11, которая 05.07.2011 года приватизировала квартиру и. впоследствии, продала ФИО5 В указанный период в спорной квартире никто из истцов не проживал.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что совокупность условий, необходимых для предоставления социальной выплаты, отсутствует, в связи с чем оснований для предоставления государственной поддержки в виде содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по указанным критериям не имеется.

С данным выводом судебная коллегия согласна, находит его законным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует и сторонами не оспорено, что истцы с 26.10.2005 года обеспечены жилым помещением, принадлежащим им на праве собственности, в то время как спорная квартира по адресу: <адрес> с 17.02.2010 года находилась в пользовании, а впоследствии и в собственности ФИО11 до момента продажи ее третьему лицу ФИО5

При этом судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений ранее действовавшего законодательства, на основании которого было вынесено решение Беловского городского суда от 03.12.2001 года, которым истцы включены в дополнительный список лиц, имеющих право на предоставление благоустроенного жилья, поскольку настоящие исковые требования заявлены именно на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428, которым предусмотрены указанные выше условия, совокупность которых в рамках заявленных требований не установлена.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и фактически сводятся к обжалованию факта неисполнения ранее вступившего в законную силу решения Беловского городского суда от 03.12.2001 года, в связи с этим не могут быть приняты судебной коллегией при оценке законности обжалуемого решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий: Емельянов А.Ф.

Судьи: Ларионова С.Г.

Кандакова Л.Ю.