ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-844/2015 от 23.06.2015 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Шулуу Л.К. дело № 33-844/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 23 июня 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Баутдинова М.Т.,

судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В.,

при секретаре Чульдуме Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску К. к Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва о взыскании задолженности по ежемесячному денежному поощрению, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи по апелляционной жалобе представителя ответчика С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2015 года,

УСТАНОВИЛА:

К. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Госкомлес РТ), указав, что Указом Главы Республики Тыва от 28 ноября 2014 года уволен с должности ** Госкомлеса РТ, относящейся к высшей группе должностей государственной гражданской службы Республики Тыва категории «руководители». 8 декабря 2014 года ему выплачены заработная плата за ноябрь 2014 года и денежная компенсация за неиспользованные отпуска в 2013, 2014 гг. в общей сумме ** руб. ** коп. Вместе с тем окончательный расчет произведен без учета сумм ежемесячного денежного поощрения, полагавшихся выплате в 2014 году (разница составляет ** руб. ** коп.), а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (разница составляет ** руб. ** коп.). До октября 2012 года указанные выплаты к денежному содержанию производились за счет средств федерального бюджета, что было признано Федеральным агентством лесного хозяйства необоснованным, поскольку выплаты установлены нормативно-правовым актом Республики Тыва. На запросы Госкомлеса РТ об источнике финансирования спорных выплат Министерство финансов Республики Тыва (далее – Минфин Республики Тыва) дало противоречивые разъяснения, поэтому приказом Госкомлеса РТ от 4 апреля 2014 года осуществление выплат приостановлено. Обращение к ответчику о добровольном погашении задолженности результата не дало. С учетом уточнения исковых требований просил восстановить срок обращения в суд в части взыскания ежемесячного денежного поощрения за период с апреля по ноябрь 2014 года с Госкомлеса РТ; определить источник финансирования выплат разницы по ежемесячному денежному поощрению, доплаты единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (в размере трех окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами); обязать Госкомлес РТ выплатить истцу разницу по ежемесячному денежному поощрению за 2014 год, доплате единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи по день его увольнения в общей сумме ** руб. ** коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Минфин Республики Тыва и Администрация Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва (далее – Администрация).

Определением суда первой инстанции от 13 апреля 2015 года производство по делу в части требований об определении источника финансирования спорных выплат прекращено в связи с отказом истца от указанных требований.

Решением суда исковые требования К. в оставшейся части удовлетворены: с Госкомлеса РТ в пользу К. взыскано ** руб. ** коп. в счет ежемесячного денежного поощрения, а также ** руб. ** коп. в счет доплаты единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску.

В апелляционной жалобе представитель по доверенности ответчика С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку дело рассмотрено без надлежащего извещения и в отсутствие представителя Минфина Республики Тыва, с изменением исковых требований в части отказа от требования об определении источников финансирования спорных выплат представители ответчика и третьих лиц не ознакомлены. В решении суда не приведен довод ответчика, согласно которому К., будучи ** Госкомлеса РТ, лично издал приказы о приостановлении соответствующих выплат в январе 2013 года и в апреле 2014 года, в том числе, и в отношении себя. Кроме того, судом первой инстанции необоснованно признано незаконным Положение об оплате труда и оказании материальной помощи, действующее в Госкомлесе РТ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (части 1, 2, 4).

В пунктах 5, 6 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ указано, что к дополнительным выплатам отнесены ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом частью 6 приведенной статьи также предусмотрено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Статьей 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что в фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа входит единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В силу части 3 статьи 18 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" при предоставлении государственному гражданскому служащему Республики Тыва ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Статьями 1 (пункты 7, 8, 9 части 4) и 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее – Закон Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1) также установлено, что в состав денежного содержания лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Тыва, включается ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь. Размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по государственным органам дифференцированно относительно оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами указами Председателя Правительства Республики Тыва.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, гражданским служащим выплачиваются единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере трех окладов денежного вознаграждения, содержания с учетом ежемесячного денежного поощрения с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В соответствии со статьей 8 указанного закона принят Указ Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138 "О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее – Указ Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138), где дифференцированно установлены размеры ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва, в частности, по должностям гражданской службы высшей группы – в размере 2 окладов денежного содержания по соответствующим должностям. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Указа, осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующий год на обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Тыва (подпункт «а» пункта 1, пункт 2).

Статьей 83 Лесного Кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, указанных в пункте 1 этой статьи, при этом средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 23.07.2009 N 361 утверждено Положение о Госкомлесе РТ, согласно которому указанный орган является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, в том числе, переданные Российской Федерацией.

Положением об оплате труда и оказании материальной помощи государственных гражданских служащих Республики Тыва аппарата управления и обслуживающего персонала Госкомлеса РТ, утвержденного ** Госкомлеса РТ К. 14 января 2014 года (далее – Положение об оплате), предусмотрено, что оплата труда лицам, замещающим должности государственных гражданских служащих аппарата данного органа производится в виде денежного содержания, в состав которого включено ежемесячное денежное поощрение согласно Указу Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138 в размере оклада денежного содержания (пункты 1, 1.7 главы 1). При предоставлении гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с его личным заявлением один раз в год производится единовременная выплата в размере одного месячного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки (пункт 1.7 главы 1), а также выплачивается материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки (пункт 1.8 главы 1).

Согласно разделу 3 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного Указом Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 204, должность руководителя (председателя) государственного комитета Республики Тыва относится к категории «руководители» и высшей группе должностей.

Из материалов дела усматривается, что К. до 28 ноября 2014 года замещал должность государственной гражданской службы Республики Тыва – ** Госкомлеса РТ. Ему было установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, месячного оклада за классный чин, ежемесячной надбавки за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, районного коэффициента, премии, ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада денежного содержания, единовременной выплаты один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания согласно Положению об оплате труда, других выплат, предусмотренных законодательством.

11 мая 2012 года приказом ** Госкомлеса РТ К.** установлены дифференцированно с 1 апреля 2012 года размеры ежемесячного денежного поощрения служащих Госкомлеса РТ, в том числе, ** – в размере 2 окладов денежного содержания (пункт 1.1).

Приказом ** Госкомлеса РТ К. от 28 января 2013 года № ** приостановлена выплата ежемесячного денежного поощрения служащим Госкомлеса РТ с января 2013 года.

Приказом и.о. председателя Госкомлеса РТ П. от 24 декабря 2013 года № ** предписано выплатить государственным гражданским служащим Госкомлеса РТ ежемесячные денежные поощрения за 2013 год.

4 апреля 2014 года приказом ** Госкомлеса РТ К.** прекращено исполнение Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138, Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 в части статьи 9, предусматривающей выплату единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а также приказа Госкомлеса РТ от 11 мая 2012 года № ** о размере ежемесячного денежного поощрения служащих указанного органа.

Судебной коллегией установлено, что Указом Главы Республики Тыва от 28 ноября 2014 года № 273 К. освобожден от должности ** Госкомлеса РТ, с ним на основании распоряжения Главы Республики Тыва от 2 декабря 2014 года № ** произведен окончательный расчет и выплачена денежная компенсация за неиспользованные ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 135 календарных дней.

С 1 декабря 2014 года Указом Главы Республики Тыва исполняющим обязанности ** Госкомлеса РТ назначен Б.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования К., суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, статей 1 и 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 и Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138 К., замещая должность ** Госкомлеса РТ, имел право на получение ежемесячного денежного поощрения в размере двух окладов. Установление в Положении об оплате труда единого размера этого поощрения (в размере одного оклада) всем группам должностей и отсутствие соответствующих дополнений к служебному контракту с истцом в связи с изданием Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 02.05.2012 N 138 также противоречит вышеприведенным нормам республиканского законодательства и этому Указу.

С этими выводами следует согласиться, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.

К. с апреля по ноябрь 2014 года за отработанное им время ежемесячное денежное поощрение Госкомлесом РТ выплачено не в полном объеме (в размере одного оклада ежемесячно) ввиду отсутствия финансирования из федерального и республиканского бюджета. Разница невыплаченных сумм согласно расчету ответчика (л.д. 74) составила ** руб. ** коп.

Доводы ответчика о том, что источник финансирования спорных выплат до настоящего времени не определен, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку ответчик не является участником межбюджетных отношений.

При таких обстоятельствах исковые требования К. в части взыскания ежемесячного денежного поощрения в сумме ** руб. ** коп. удовлетворены правомерно.

Из статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 76 (части 3, 5 и 6), 118, 125, 126 и 127 следует, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды самостоятельно решают, какие нормы подлежат применению в конкретном деле (абзац третий пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 21.04.2003 N 6-П).

Исходя из положений частей 1, 3 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из искового заявления К. следует, что заявляя требования о взыскании с ответчика ** руб. ** коп. в счет единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, истец фактически не согласен с размером денежной компенсации за неиспользованные ежегодного оплачиваемого отпуска (135 календарных дней), расчет которой произведен без учета ежемесячного денежного поощрения в сумме двух окладов.

Согласно части 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Поскольку ответчиком представлен расчет суммы, составляющей разницу денежной компенсации за неиспользованные ежегодного оплачиваемого отпуска (л.д. 73) в размере ** руб. ** коп., с которым согласился истец, то иск К. в части взыскания с ответчика указанной суммы также подлежал удовлетворению. Указание в резолютивной части решения на взыскание этой суммы как доплаты единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что К., будучи ** Госкомлеса РТ, сам издал приказы о приостановлении соответствующих выплат в январе 2013 года и в апреле 2014 года, в том числе, и в отношении себя, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Согласно статье 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" разъяснено, что правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть первая статьи 273, статья 274 ТК РФ).

Статьей 251 ТК РФ предусмотрено, что особенности регулирования труда - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Особенности регулирования труда руководителя организации установлены главой 43 ТК РФ.

Из писем Федерального агентства лесного хозяйства от 7 декабря 2012 года и Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу от 30 ноября 2012 года (л.д. 29, 30), объяснений истца К. и представителя ответчика С. следует, что отмена выплаты ежемесячного денежного поощрения, ее выплата не в полном объеме связаны с неопределенностью в вопросе о том, за счет средств какого бюджета – федерального или республиканского – должно осуществляться финансирование указанной доплаты к денежному содержанию. Согласно пояснениям истца принятие им как ** Госкомлеса РТ решений о приостановлении выплаты ежемесячного денежного поощрения было связано именно с неясностью источника финансирования и недопустимостью нецелевого использования денежных средств.

Наличие у истца правового статуса руководителя не лишает его прав как гражданского служащего (работника), в том числе, права на оплату труда и другие выплаты (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Несостоятельны доводы апелляционной жалобы о неизвещении судом первой инстанции и рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц – Минфина Республики Тыва и Администрации, поскольку истец отказался от исковых требований об определении источника финансирования спорных выплат, состоявшееся по делу решение не нарушает прав указанных третьих лиц.

Доводы ответчика о неознакомлении с изменением исковых требований К. необоснованны, поскольку истец в ходе процесса основание или предмет иска не изменял, в судебном заседании, состоявшемся 13 апреля 2015 года, отказался от иска в части требований об определении источника финансирования спорных выплат, в судебном заседании представитель ответчика С. присутствовал, против прекращения производства по делу в части не возражал. Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения решения суда.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 июня 2015 года.

Председательствующий

Судьи