Дело № 33-8458/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 28 октября 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Порохового С.П., Дорожко С.И,
при секретаре: Носаль М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Хабаровска в интересах Игнатова Р. Г. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и о предоставлении жилого помещения,
с апелляционной жалобой Министерства ЖКХ Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2016г.,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения Игнатова Р.Г., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
И.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах Игнатова Р.Г. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о включении в список лиц, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края, и о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в черте г. Хабаровска.
В обоснование исковых требований указано, что Игнатов Р.Г. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Главы сельского поселения п. Сукпай муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 09.06.2006 г. № Игнатов Р.Г. поставлен на учет на получение жилой площади во внеочередном порядке, очередь №, однако документы, подтверждающие его постановку на учет, в Министерство ЖКХ Хабаровского края не были переданы. При обращении Игнатова Р.Г. в Министерство ЖКХ с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда края, ему было отказано. Игнатов Р.Г. с 2003 г. по настоящее время проживает на территории Хабаровского края.
Решением Центрального районного от 29 июня 2016г. иск прокурора удовлетворен: на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность включить Игнатова Р.Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений и возложена обязанность предоставить Игнатову Р.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО5 просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что с заявлением о включении в список ФИО6 обратился в министерство по достижении им возраста 23 лет. Обстоятельств, препятствующих ФИО6 своевременно обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на такой учет, а также оснований для восстановления пропущенного срока - не имеется. Кроме того в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания ФИО6 на территории Хабаровского края.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Аналогичные нормы содержатся в ст. 2 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае».
Согласно ст. 4 Закона Хабаровского края № 253 от 10.12.2012г. формирование списка, осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений лиц, указанных в ч. 1 ст. 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края» (в ред. постановления Губернатора Хабаровского края № 67 от 14.08.2013г.) Министерство ЖКХ Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае» решение об отказе во включении в список принимается в случае непредставления одного или нескольких документов, определенных частью 2 данной статьи.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Из материалов дела следует и установлено судом, что родителями ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, являются ФИО2., ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении № от 12.11.2002 г.
Согласно справки о рождении ФИО6 от 06.10.2011 г., сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 был заключен брак. После заключения брака присвоены фамилии: мужу ФИО4, жене - ФИО1.
Согласно справке с места жительства № от 30.05.2003г. ФИО1 вместе с детьми ФИО6 и ФИО3 постоянного места жительства не имела, временно проживала по <адрес>.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 03.09.2003 г. ФИО1 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которые переданы на попечение органу опеки и попечительства администрации района имени Лазо Хабаровского края.
Согласно направления на помещение несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних от 23.10.2002 г. - ФИО6 был помещен в социальный приют для несовершеннолетних с. Могилевка и по состоянию на 03.06.2003 г. проживал там, находясь на полном государственном обеспечении.
Распоряжением главы района имени Лазо № от 19.08.2003 г. несовершеннолетний ФИО6 определен в детский дом.
Как следует из распоряжения И.о. главы района имени Лазо № от 09.09.2004 г. ФИО6 направлен в специальную (коррекционную) школу-интернат №.
Согласно распоряжения главы сельского поселения «Поселок Сукпай» муниципального района имени Лазо Хабаровского края № от 09.06.2006 г. ФИО6 поставлен на учет на получение жилой площади во внеочередном порядке, очередь №.
Приказом о зачислении № от 01.09.2006 г. ФИО6 был зачислен и обучался в КГОУ НПО <данные изъяты> по профессии «<данные изъяты>». Отчислен приказом о выпуске № от 30.06.2008 г. в связи с окончанием срока обучения и сдачей государственного квалификационного экзамена.
На срок с 20.03.2007г. по 30.06.2008г. ФИО6 был зарегистрирован по месту пребывания по <адрес>, а на срок с 22.09.2008г. по 01.08.2009г. - по <адрес>, что подтверждено свидетельствами о регистрации по месту пребывания № от 20.03.2007г., № от 23.09.2008г.
В 2010 г. ФИО6 окончил муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение <данные изъяты>.
По информации Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Хабаровску от 18.05.2016 г. следует, что ФИО6 с декабря 2015 г. проживает по <адрес>, при этом согласно копии паспорта, представленной в материалы дела, ФИО6 регистрации не имеет.
Согласно сведений Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 04.05.2015 г. № - за ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, прав собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано, что также подтверждается справкой КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 10.05.2016 г. №.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края № от 19.01.2016 г. ФИО6 отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь ст.ст. 7, 39, 40 Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006г. № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края», Законом Хабаровского края от 10.12.2012 г. № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что ФИО6 имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен, на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением не состоял, имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями указанного Закона, в установленном законом порядке не был поставлен на учет в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства края в связи с невыполнением должностными лицами органа исполнительной власти субъекта РФ возложенных на них обязанностей по контролю за обеспечением предоставления их социальных гарантий.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.
Своевременная постановка ФИО6 на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения зависела как от уполномоченных должностных лиц органов опеки и попечительства, которые в силу закона обязаны были надлежащим образом выполнять свои обязанности по защите прав ФИО6 в тот период времени, когда он был несовершеннолетним, вследствие чего ФИО6, несмотря на постановку его главой сельского поселения «Поселок Сукпай» в 2006 г. на учет на получение жилой площади во внеочередном порядке, своевременно не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Факт достижения истцом 23-летнего возраста не препятствует Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного жилищного фонда края, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами законодательства свидетельствуют о наличии оснований для возложения обязанности на министерство ЖКХ Хабаровского края включить ФИО6 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда и предоставить жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда в виде отдельной квартиры по норме общей площади 18 кв.м. в пределах г.Хабаровска Хабаровского края.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с достижением 23 лет ФИО6 утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, поэтому не подлежит обеспечению жилым помещением на основании Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, судебная коллегия отклоняет, поскольку п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 данного Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Функции опеки и попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, в том числе защита их жилищных прав, ранее исполняли органы местного самоуправления.
Нарушение муниципальными и государственными органами установленного порядка и своевременной постановки на учет лица, оставшегося без попечения родителей, не является основанием для отказа в предоставлении социальных гарантий, и не может быть поставлено в вину лицу, обратившемуся за предоставлением жилого помещения.
Определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих факт проживания ФИО6 на территории Хабаровского края, судебная коллегия отклоняет, как опровергающийся совокупностью исследованных доказательств.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 июня 2016г. – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: Ю.В. Моргунов
Судьи: С.П. Пороховой
С.И. Дорожко