ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8461/17 от 29.11.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-8461/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 ноября 2017 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Анненковой К.К.,

судей Васякина А.Н., Трифоновой О.М.,

при секретаре Зубковой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному учреждению управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области о признании незаконным отказа в постановке на персонифицированный учет педагогического работника, пользующегося правом на получение денежной компенсации по оплате жилых помещений, отопления, освещения, возложении обязанности поставить на персонифицированный учет,

по апелляционным жалобам Министерства образования Оренбургской области, муниципального учреждения управления образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 07 сентября 2017 года,

установила:

ФИО1 обратилась с вышеназванным иском к ответчикам, ссылаясь в обоснование требований на то, что работает педагогом в МБОУ Ташлинская СОШ села Ташла Ташлинского района Оренбургской области, проживает в сельском населенном пункте в жилом помещении по адресу (адрес) договору коммерческого найма от 1 января 2017 года, следовательно имеет право в соответствии со статьей 47 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьей 3 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой жилого помещения, отопления и освещения. Для постановки на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, ею по месту работы руководителю школы подано заявление со всеми необходимыми документами, которое своевременно направлено в Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области. О принятии соответствующего решения она не уведомлена до настоящего времени, в июне 2017 года из устного разговора с представителем ответчика ей стало известно об отказе в постановке на персонифицированный учет и в выплате компенсации, поскольку она не является собственником занимаемого жилого помещения и не несет расходы на оплату отопления и освещения, которые статьей 154 ЖК РФ возложены на собственника и нанимателя жилого помещения.

Полагала нарушенным свое право педагога в сельской местности на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

Просила суд признать за ней право на получение компенсации понесенных ею расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения, расположенного в (адрес)

Признать незаконными действия муниципального учреждения Управление образования администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области по отказу в постановке на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Возложить на муниципальное учреждение Управление образования администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области обязанность поставить её на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 07 сентября 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал за ФИО1 право, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения; признал незаконным приказ МУ УО администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области № 292 от 11 августа 2017 года об отказе в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, и возложил на МУ УО администрации МО Ташлинский район обязанность поставить ФИО1 на такой персонифицированный учет.

В апелляционных жалобах Министерство образования Оренбургской области (третье лицо) и МУ Управление образования администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области просят отменить решение суда (первый апеллянт в части возложения обязанности на ответчика поставить истца на персонифицированный учет), ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоблюдение истцом порядка компенсации расходов, установленного постановлением Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 года № 178-п.

В суд апелляционной инстанции стороны, представитель третьего лица Министерства образования Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела в апелляционном порядке.

Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктами «е» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования и жилищное законодательство.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций –законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года соответственно).

Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьи пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании»в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.

Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Федеральным законодателем предоставлено право субъекту Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных выше мер социальной поддержки педагогических работников.

Законом Оренбургской области от 29.12.2007 года (в редакции от 28.12. 2016 года) № 1834/378-!V-ОЗ «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» установлено право педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно статье 2 названного Закона размер расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельской местности не менее 10 лет, определяется из следующих условий: тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения; размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником; объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке; объема потребляемых услуг электроснабжения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.

Во исполнение статьи 3 Закона постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 года № 178-п утвержден порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет.

В соответствии с п.3 Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.4 Порядка выплата компенсации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству образования Оренбургской области по разделу «Социальная политика».

Персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования.(п.5)

Для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации:

а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации;

б) копию паспорта;

в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи;

г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации:

д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;

е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации.

Ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте, несет педагогический работник.(п.6)

Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования, а последний в течение 10 дней со дня получения списков рассматривает поступившие документы и принимает решение о постановке либо об отказе в постановке педагогического работника на персонифицированный учет.

Из пункта 10 подпункта «а» Порядка следует, что основанием для отказа в постановке на персонифицированный учет является представление педагогическим работником документов, указанных в пункте 6 Порядка, не в полном объеме и (или) содержащих недостоверную информацию.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 работает учителем в МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа» с 2015 года, работает и проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма в (адрес), т.е. в сельской местности, в связи с чем, как верно указал суд в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», истец относится к категории педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

С выводами суда в части признания за ФИО1 права в качестве педагогического работника на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилого помещения, отопления и освещения при таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным согласиться.

Вместе с тем наличие права на получение социальных гарантий не освобождает педагогического работника от необходимости соблюдения механизма реализации такого права, установленного нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает ошибочным суждение в решении о соблюдении ФИО1 порядка постановки на персонифицированный учет, а доводы апелляционных жалоб в этой части заслуживающими внимания коллегии.

Из сопроводительного письма, направленного директором МБОУ Ташлинская СОШ 01.08.2017 года в адрес Управления образования администрации Ташлинского района, следует, что к списку педагогических работников, подавших заявление и документы для постановки на персонифицированный учет, прилагается заявление ФИО1 на 1 л., копия паспорта, договор найма жилого помещения на 2-х листах, справка о реквизитах, что очевидно свидетельствует о неполном пакете документов, представленных истцом работодателю в нарушение п.6 Порядка и опровергает вывод суда о том, что истцом были представлены руководителю школы, а последним переданы в МУ УО все предусмотренные порядком документы.

Приказом МУ Управление образования администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области № 292 от 11.08.2017 года( с учетом изменений в приказ приказом № 348 от 01.09.2017 года) ФИО1 отказано в постановке на персонифицированный учет в связи с отсутствием в представленных документах справки о составе семьи: справки государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации.

Истцом в суд первой инстанции и в суд апелляционной инстанции не были представлены документы, отсутствие которых послужило основанием для отказа в постановке на персонифицированный учет.

При таких обстоятельствах приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 292 от 11 августа 2017 года в полной мере отвечает требованиям п.6 и п.10 Порядка компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 года № 178-п, а у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания его незаконным и для возложения обязанности на ответчика поставить без рассмотрения необходимого пакета документов ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Судом допущено неправильное применение требований материального закона и дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем решение в указанной выше части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в части признания незаконным приказа МУ УО Ташлинский район № 292 от 11 августа 2017 года и возложении обязанности поставить на персонифицированный учет.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Ташлинского районного суда Оренбургской области в части признания незаконным приказа муниципального учреждения Управление образование администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области № 292 от 11 августа 2017 года об отказе в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, возложения обязанности на МУ УО администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области поставить ФИО1 на персонифицированный учет отменить и новым решением в удовлетворении иска ФИО1 в этой части отказать.

В остальной части решение этого же суда оставить без изменения.

Председательствующий судья:

Судьи: