ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8461/2013 от 04.09.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Ковалева Т.В.

33-8461/2013 А-63

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2013 года

г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Пашковского Д.И.,

судей: Зинченко И.Н., Тихоновой Т.В.,

при секретаре Назарове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пашковского Д.И.,

материалы гражданского дела по заявлению ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты>, представляющего интересы несовершеннолетнего ФИО1 <данные изъяты>, о признании незаконным отказа УФМС по Красноярскому краю в выдачи миграционных карт, регистрации по месту пребывания, в принятии заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке,

по апелляционной жалобе представителя УФМС России по Красноярскому краю – ФИО2,

на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 07 июня 2013 года, которым постановлено:

«Признать действия органов УФМС России по Красноярскому краю в части отказа в постановки ФИО1 <данные изъяты> и ФИО1 <данные изъяты> на миграционный учету, в их регистрации по месту пребывания, в принятии заявлений о приеме их в гражданство РФ в упрощенном порядке – незаконными.

Обязать УФМС России по Красноярскому краю поставить ФИО1 <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> на учет по месту пребывания: с<данные изъяты>

Обязать УФМС по Красноярскому краю принять заявления ФИО1 <данные изъяты> о принятии ФИО1 <данные изъяты> и ФИО1 <данные изъяты> в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Заслушав докладчика, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мамедов Элкун P.O., <данные изъяты> ФИО4, представляющий интересы несовершеннолетнего Мамедова Эйнура Р. <данные изъяты>., обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФМС России по Красноярскому краю в выдаче миграционных карт, регистрации по месту пребывания, в принятии заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Требования мотивированны тем, что родной дядя ФИО6 и ФИО6 – ФИО4 15.01.2013г. обратился с заявлением о выдаче детям миграционных карт для их постановки на миграционный учет и подачи заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, но ему было отказано со ссылкой на необходимость получения миграционных карт в органах пограничного контроля при пересечении границы, а также на необходимость получения паспортов граждан Республики Азербайджана.

Оформив опеку над детьми, ФИО4 лично обращался 15, 20 и 22 февраля 2013г. с заявлением о выдаче миграционных карт и уведомлениями о постановки детей на миграционный учет по месту пребывания в его доме, так как дети постоянно (Элкун с 1996г., Эйнур с рождения) проживают в его доме в <данные изъяты>

Однако, в выдаче миграционных карт и принятии уведомлений о постановке на миграционный учет отказано, а так же было отказано было и в удовлетворении ходатайства Отдела образования администрации Уярского района Красноярского края и МБОУ «Новопятницкая средняя общеобразовательная школа», где дети обучаются, с аналогичным заявлением. Отказ в принятии уведомлений по постановки на учет препятствовал своевременному обращению опекуна с заявлением о принятии детей в гражданство РФ в упрощенном порядке, в том числе в отношении Элкуна, 25.02.1995г.р., заканчивающего среднюю школу, что препятствовало к его допуску к выпускным экзаменам.

Полагая, что действия УФМС России по Красноярскому краю, в том числе его отделений, выраженные в отказе выдачи миграционных карт, регистрации по месту жительства, в принятии заявлений о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, являются незаконными, просили обязать УФМС России по Красноярскому краю осуществить регистрацию детей по месту их пребывания в доме их родного дяди ФИО4, обязать принять заявления опекуна о приеме детей в гражданство РФ в упрощенном прядке, в том числе в отношении ФИО1 <данные изъяты><данные изъяты> по состоянию на 22.02.2013г.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С данным решением не согласился представитель УФМС России по Красноярскому краю по доверенности ФИО2, обжаловав его.

В своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ФИО6, ФИО4 по доверенности ФИО7, представителя УФМС России по Красноярскому краю по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.

В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства».

В соответствии с п. 1, 4, 6 ч. 1 ст. 2 ФЗ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – миграционный учет) – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) – фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Согласно ч. 2 ст. 7 указанного ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

В силу ч. 2 ст. 8 ФЗ № 109-ФЗ основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации.

Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 8), а именно постановлением Правительства РФ от 15.01.2007г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», из которого следует, что в действия по миграционному учету иностранных граждан (лиц без гражданства) представляет собой регистрацию и снятие с регистрации иностранных лиц по месту жительства и постановку на учет по месту пребывание и снятие с учета.

Исходя из ст. 20 ФЗ № 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 1).

Постановке на учет по месту пребывания подлежат постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин (ч. 2).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации (ч. 3).

Исходя из п. 21, п. 22 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии) от принимающей стороны или направленное почтой.

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Федеральной миграционной службы, прилагает копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего РФ иностранного гражданина – и копию его миграционной карты (п. 28 Порядка).

В силу ч. 1 ст. 5 данного ФЗ иностранные граждане пользуются в РФ правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами РФ. Исходя из ч. 2 ст. 5 данного закона разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен только в случаях прямо предусмотренных настоящим законом.

На основании п. в ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, ребенок, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002г. № 1325 (далее - Положение № 1325) заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

В силу пункта 8 Положения № 1325 заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой.

Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю (пункт 9 Положения № 1325).

Пунктом 17 Положения № 1325 установлено, что ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, принимаются в гражданство Российской Федерации на основании ч. 6 ст. 14 Федерального закона № 62-ФЗ по заявлениям указанных в настоящем пункте лиц.

Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации (приложение N 3), в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

Согласно пункта 20 Положения № 1325 вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, представляются: свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей либо единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания), либо документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица за пределами Российской Федерации; свидетельство об установлении опеки или попечительства.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов гражданского дела, ФИО1 <данные изъяты> уроженец Республики Азербайджан, с 1996 года, а ФИО1 <данные изъяты> уроженец г.Красноярска, – с рождения проживают в доме родного дяди ФИО4 по адресу <данные изъяты> обучаются в МБОУ «Новопятницкая средняя образовательная школа».

Родителями ФИО6 и ФИО6 являются граждане Республики Азербайджан. В связи с их отсутствием на территории РФ ФИО4 назначен Постановлениями администрации Уярского района № 70-П и № 71-П от 31.01.2013г. попечителем (опекуном) несовершеннолетних Мамедова Элкуна и Мамедова Эйнура сроком на один месяц (предварительное попечительство (опека).

Впоследствии Постановлением № 386-П от 15.04.2013 опека ФИО4 над ФИО1 Эйнуром продлена на один месяц, а Постановлением № 484-П от 16.05.2013г. еще на один месяц.

15.01.2013г. ФИО4, как принимающая сторона, обратился в Уярское отделение УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о постановки детей на миграционный учет по месту пребывания, в чем ему было отказано, поскольку у детей отсутствовала миграционная карта, за ее получение рекомендовано обратиться в УФМС России по Красноярскому краю.

15.01.2013г., ФИО4 обратился в УФМС России по Красноярскому краю, но 22.01.2013г. ему было отказано в выдаче миграционных карт, со ссылкой на необходимость их получения в органах иммиграционного контроля при пересечении границы, а также указано на необходимость получения на детей национального паспорта.

22.02.2013г. после оформления попечительства (опекунства) ФИО4 обратился в Уярское отделение УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о приеме детей в гражданство в упрощенном порядке, подав одновременно уведомление о прибытии, однако в принятии документов было отказано в связи с отсутствием миграционных карт и национальных паспортов (ответ от 28.02.2013г.).

22.02.2013 почтовым отделением «Почта России» было отказано в принятии и направлении указанных заявлений почтой.

Принятое почтовым отделением 25.02.2013г. заявление в отношении Мамедова Эйнура возвращено должностными лицами Уярского отделения УФМС России по Красноярскому краю на почтовое отделение с указанием на необходимость приложения к заявлению миграционной карты и национального паспорта.

В том же порядке было возвращено и повторное заявление Мамедова Элкуна, направленное почтой 15.03.2013г.

Из представленных документов, в том числе из справки МВД ОП Кедабекского района Республики Азербайджан от 20.02.2013г., следует, что ФИО1 Элкун и Эйнур национальные паспорта не выдавались.

ФИО6, 02.03.1999г.р., родился в г.Красноярске и постоянно приживает на территории Российской Федерации.

Удовлетворяя требования Мамедовых суд исходил из того, что действия УФМС России по Красноярскому краю, в том числе его территориального органа, в отказе в постановке на миграционный учет и принятии заявлений о приме в гражданство РФ в упрощенном порядке со ссылкой на отсутствие миграционной карты и национального паспорта в отношении заявителей являются незаконными, так как требования УФМС о предоставлении указанных документов, для заявителей являются заведомо не исполнимыми и в данном случае, необоснованными. Суд в соответствии с обстоятельствами дела обязал УФМС поставить заявителей на учет по месту пребывания, а также принять документы для рассмотрения вопроса о приеме заявителей в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы строятся на переоценке правильных выводов суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В связи с указанным, Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно удовлетворил заявленные требований, надлежащим образом применив нормы материального права, ссылки на которые содержатся в решении, и, не допустил процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного по делу решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 07 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: