Судья Валюшина А.Р. Дело № 33-846/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Коуровой В.Е., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16.04.2015 гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 24.12.2014, которым постановлено:
«В заявленных требованиях ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента развития городского хозяйства от 31.10.2014 года № у-72.6-740/р в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 603 кв.м, местоположением <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, обязании принять решение об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка отказать.».
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения заявителя ФИО1 - ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана ФИО3, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Курганский городской суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указывала, что 23.10.2014 обратилась в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, ориентировочной площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана 31.10.2014 уведомил ее об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду того, что при обследовании участка было установлено наличие на нем строений и ограждений, собственник которых не установлен, поэтому сформировать участок не представляется возможным. Отказ основан на разделе II, подуслуга 5, п. 16, п.п. 10 Административного регламента «Предоставление земельных участков для строительства», а именно нахождение испрашиваемого земельного участка и собственности или владении пользовании третьих лиц. Выражая несогласие с отказом в предоставлении муниципальной услуги, полагала, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана был вправе принять одно из двух положительных решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Отказ в предоставлении в аренду земельного участка мотивирован тем, что на данном земельном участке имеются строения и ограждения, собственник которых не установлен, поэтому сформировать (то есть провести межевание и осуществить государственный кадастровый учет) участка не представляется возможным. При этом основанием отказа послужил вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в собственности или владении, пользовании третьих лиц. Поскольку она обратилась за предоставлением земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), полагала, что нахождение на испрашиваемом земельном участке строений и ограждений не является предусмотренным основанием для отказа и не имеет правового значения для рассмотрения спора. Просила признать отказ в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 603 кв.м, местоположением: <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона незаконным, обязать соответствующий орган Администрации города Кургана рассмотреть заявление и принять решение об опубликовании сообщения о предоставлении указанного земельного участка и опубликовать такое сообщение, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...> руб.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, считая их незаконными и необоснованными, вновь приводит доводы, изложенные в суде первой инстанции. Указывает, что при поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана был вправе принять одно из двух положительных решений: о предоставлении данного земельного участка на торгах (аукционе) либо о публикации сообщения в средствах массовой информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Отказ в предоставлении ей в аренду земельного участка мотивирован тем, что на данном земельном участке имеются строения и ограждения, собственник которых не установлен, поэтому сформировать участок не представляется возможным. Считает, что поскольку обратилась за предоставлением земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, то нахождение на испрашиваемом земельном участке строений и ограждений не является предусмотренным основанием для отказа и не имеет правового значения для рассмотрения спора. Просит решение суда отменить.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя ФИО1 - ФИО2, доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что на земельном участке расположены строения и ограждения, принадлежащие заявителю. В силу Регламента, действующего на момент обращения заявителя, на той стадии, на которой принят отказ в предоставлении муниципальной услуги, такие основания, как нахождение на земельном участке строений и ограждений, не являются основанием для отказа.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана ФИО3 против доводов апелляционной жалобы возражал.
Представитель Администрации города Кургана в судебное заседание не явился.
С учетом мнения сторон, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Следовательно, для удовлетворения требования о признании отказа незаконным необходимо не только установление его противоправности, но обязательно одновременно с этим установление факта нарушения прав заявителя в результате вынесения данного решения.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что 23.10.2014 заявитель ФИО1 обратилась в Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, ориентировочной площадью 603 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана от 31.10.2014 за подписью директора указанного Департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка ФИО1 было отказано в связи с нахождением на земельном участке строений и ограждений, собственник которых не установлен. Указано, что сформировать испрашиваемый земельный участок не представляется возможным.
В соответствии с решением Курганской городской думы от 22.10.2014 № 190 с 01.11.2014 в структуре Администрации города Кургана создан Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, которому переданы функции Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в части имущественных, земельных и лестных правоотношений.
В силу положения о Департаменте архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, указанный департамент является правопреемником Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в части имущественных, земельных и лестных правоотношений, является самостоятельным юридическим лицом, в его функции входит организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и иных договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования) в отношении муниципального имущества, составление актов обследования земельных участков, рассмотрение заявок физических и юридических лиц и подготовка правовых актов Администрации города Кургана по предоставлению земельных участков в пределах предоставленных полномочий в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду или в собственность, осуществление подготовки проектов договоров купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельных участков, аренды земельных и лесных участков (п. 1.24, 1.32,1.33 Положения).
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка категории: земель населенных пунктов - для приусадебного участка, площадью 479 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2014.
Порядок предоставления органом местного самоуправления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования установлен статьями 30 - 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 30.1 ЗК РФ (в ред. от 21.07.2014) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п.5 и 5,1 ст. 24 в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п.5 и 5,1 п. 2.1 и 2.4 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса, п. 4 настоящей статьи.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Постановлением Администрации города Кургана от 20.08.2012 № 5811 был утвержден и до 01.03.2015 действовал Административный регламент предоставления Департаментом развития городского хозяйства Администрации города Кургана (с 19.01.2015 Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана) муниципальной услуги «Предоставлении земельных участков для строительства» (далее – Административный регламент).
Согласно п.п. 1-4 пункта 112 гл. 7 Административного регламента, предусматривающей перечень административных процедур для подуслуги 5 «Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду посредством публикации сообщения о предоставлении земельного участка» указанный регламент включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация заявления;
2) рассмотрение и проверка заявления;
3) рассмотрение заявления комиссией по землепользованию и застройке города Кургана и принятие решения об опубликовании сообщения о предоставлении такого земельного участка либо отказе в предоставлении земельного участка;
4) опубликование сообщения о предоставлении земельного участка и принятие решения о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Кургана либо отказ в предоставлении земельного участка.
5) подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Кургана либо отказ в предоставлении земельного участка;
6) выдача заявителю утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Кургана либо отказ в предоставлении земельного участка;
7) принятие решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду либо об отказе в предоставлении земельного участка;
8) заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо отказ в предоставлении земельного участка.
В соответствии с последовательностью выполнения административной процедуры «рассмотрение и проверка заявления» специалист отдела земельных отношений Управления земельными ресурсами Департамента рассматривает и проверяет поступившее заявление.
По результатам рассмотрения, при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п.п. 1-6 п. 16 раздела II настоящего Административного регламента, специалист отдела земельных отношений Управления земельными ресурсами Департамента передает заявление в отдел архитектуры и градостроительства Департамента.
При наличии оснований для отказа, предусмотренных п.п. 1-6 п. 16 раздела II настоящего Административного регламента, должностное лицо Департамента принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в письменной форме с обязательной ссылкой на основания для отказа. Отказ в предоставлении земельного участка регистрируется специалистом отдела документационного обеспечения Департамента в базе данных «Обращения граждан» с присвоением номера и даты и направляется заявителю по почте.
На указанной стадии решение об отказе принимается единолично должностным лицом Департамента, при этом нахождение на земельном участка строений и ограждений, собственник которых не установлен, что препятствует сформировать земельный участок, в качестве оснований для отказа, не предусмотрено.
По результатам указанной процедуры должностное лицо направляет заявление для рассмотрения в Комитет.
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, заявление ФИО1 предметом рассмотрения Комиссии не являлось, тогда как результатом данной административной процедуры (рассмотрение заявление комиссией) является принятие решение об опубликование сообщения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка.
При этом на стадии данной административной процедуры критерием принятия решения об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка является отсутствие основания для отказа, предусмотренного пп. 7 п. 16 раздела II настоящего Административного регламента (поступление заявления от двух и более лиц о выборе одного и того же земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в период опубликования информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства).
Нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или владении, пользовании третьих лиц могло являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги на стадии административной процедуры «опубликование сообщения о предоставлении земельного участка и принятие решения о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Кургана либо отказ в предоставлении земельного участка».
В соответствии с порядком данной административной процедуры основанием для начала выполнения административной процедуры является получение заявления Комитетом.
Специалист отдела градостроительства Комитета в течение 1 дня рассматривает заявление и осуществляет выезд на месторасположение земельного участка.
Должностное лицо Комитета в течение 5 дней выносит заявление с прилагаемыми документами на рассмотрение комиссии по землепользованию и застройке города Кургана (далее - Комиссия) для принятия решения о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения аукциона, путем публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в периодическом печатном издании, установленном в соответствии с действующим законодательством, и размещения сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования города Кургана (далее - опубликование сообщения о предоставлении земельного участка).
На основании решения Комиссии о возможности предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения аукциона, оформленного протоколом, должностное лицо Комитета, не позднее 1 дня с момента принятия решения Комиссией, поручает специалисту отдела градостроительства Комитета опубликовать сообщение о предоставлении земельного участка.
На основании решения Комиссии о проведении аукциона по продаже земельного участка для индивидуального жилищного строительства испрашиваемого заявителем или права на заключение договора аренды такого земельного участка, должностное лицо Комитета подготавливает проект решения об отказе в предоставлении земельного участка. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимает должностное лицо Департамента не позднее 1 дня с момента принятия решения Комиссией в письменной форме, с обязательной ссылкой на основания отказа.
Отказ в предоставлении земельного участка в течение 1 дня с момента принятия решения об отказе регистрируется специалистом отдела документационного обеспечения Департамента в базе данных «Обращения граждан» с присвоением номера и даты и направляется заявителю по почте.
Максимальный срок исполнения административной процедуры - 8 дней.
Критерием принятия решения об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка является отсутствие основания для отказа, предусмотренного п.п. 7 п. 16 раздела II настоящего Административного регламента (поступление заявления от двух и более лиц о выборе одного и того же земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в период опубликования информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства).
Результатом административной процедуры является принятие решения об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Способ фиксации результата выполнения административной процедуры:
- протокол заседания Комиссии; регистрация поручения об опубликовании сообщения о предоставлении земельного участка на бланке резолюций Комитета либо письменный отказ в предоставлении земельного участка и регистрация отказа в базе данных «Обращения граждан».
При этом, такое основание, как нахождение испрашиваемого земельного участка в собственности или законном владении, пользовании третьих лиц (п.п. 8 п. 16 раздела II Административного регламента), является основанием для отказа только на стадии выполнения административной процедуры «опубликование сообщения о предоставлении земельного участка и принятие решения о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Кургана либо отказ в предоставлении земельного участка», на которой заявление ФИО1 не рассматривалось.
Заинтересованным лицом доказательств обследования земельного участка, обременения земельного участка законными правами или притязаниями третьих лиц, как и доказательств рассмотрения заявления комиссией, не предоставлено, что является нарушением установленного порядка рассмотрения заявления.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене, заявление ФИО1 обоснованным.
Обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства судебная коллегия находит возможным возложить на Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана как правопреемника Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 24.12.2014 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 603 кв.м, расположенного в <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона ФИО1.
Обязать Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в установленном законом порядке.
Судья-председательствующий И.В. Литвинова
Судьи: В.Е.Коурова
И.Г. Ушакова