Судья <данные изъяты> Дело №33-847/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2017 года город Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Спесивцевой С.Ю.
судей: Анашкиной М.М., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Никандровой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дновского районного суда от 04 апреля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска ФИО1 к Муниципальному образованию городское поселение «Дно» в лице администрации городского поселения «Дно» о признании незаконным распоряжения администрации сельского поселения «Лукомская волость» от (дд.мм.гг.) №(****) об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии и взыскании недоплаты - отказать.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Дмитриевой Ю.М., объяснения истца ФИО1, представителя Муниципального образования городское поселение «Дно» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию городское поселение «Дно» о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, взыскании недополученной доплаты к пенсии.
В обоснование иска указала, что она состояла на выборной муниципальной должности в качестве главы сельского поселения «Лукомская волость» с (дд.мм.гг.) более одного срока полномочий, (дд.мм.гг.) с указанной должности вышла в отставку в связи с выходом на пенсию. В соответствие со статьей 13 Закона Псковской области от 14 июня 2006 года №556-ОЗ «О статусе главы городского (сельского) поселения» ей распоряжением Администрации сельского поселения «Лукомская волость» от (дд.мм.гг.) года № (****) с (дд.мм.гг.) назначена ежемесячная доплата к трудовой части пенсии исходя из денежного содержания Главы сельского поселения, выборной муниципальной должности категории «А» в размере 75% денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, но не менее 2700 рублей. С указанной даты она получает минимальный размер установленной ей доплаты. С получением минимального размера доплаты к трудовой пенсии по старости она не согласна, и просит произвести перерасчет за три последних года, с учетом причитающихся ей выплат, начиная с (дд.мм.гг.). Учитывая, что размер денежного содержания Главы сельского поселения с (дд.мм.гг.) составлял ежемесячно <данные изъяты>, соответственно 75% составляло <данные изъяты>. С учетом вычета страховой части пенсии размер указанной доплаты составил <данные изъяты>. Невыплаченный размер ежемесячной доплаты составляет <данные изъяты>.) Всего за три года размер недоплаченной доплаты к трудовой пенсии составляет <данные изъяты>. В связи с изложенным, просила суд возложить на Администрацию городского поселения «Дно» определить ей размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости исходя из разницы 75 процентов ежемесячного денежного содержания главы администрации сельского поселения, относящегося к пятой группе по оплате труда, и страховой части ее пенсии в размере <данные изъяты> рублей, взыскать недополученную доплату к страховой пенсии по старост за три года.
В судебном заседании дополнила исковые требования и просила признать незаконным распоряжение администрации сельского поселения «Лукомская волость» от (дд.мм.гг.) № (****) об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Представитель ответчика- Администрации городского поселения «Дно» ФИО2, исковые требования не признала и пояснила, что не находит оснований для перерасчета доплаты к трудовой пенсии ФИО1 за предшествующие три года и установления указанной доплаты в ином размере, поскольку Муниципальное образование городское поселение «Дно» не является правопреемником Муниципального образования «Лукомская волость».
Представитель третьего лица-Администрации Дновского района ФИО3 не возражал установить истцу доплату к трудовой пенсии с учетом 75% денежного содержания главы сельского поселения категории «А» за минусом страховой части пенсии, однако не согласился с перерасчетом указанной доплаты за три предшествующих года.
Представитель третьего лица Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что Закон Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз «О статусе главы городского (сельского) поселения» противоречит Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетному кодексу Российской Федерации, поскольку устанавливает размеры доплаты, что относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления, а не к полномочиям субъекта Российской Федерации. Так же полагает не соответствующим действующему законодательству вывод суда о том, что решение о выплате доплаты к пенсии истцу противоречит требованиям ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что решением суда Закон Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз «О статусе главы городского (сельского) поселения» не признавался недействующим. Кроме того, решением суда не признавалось недействующим и Решение Собрания депутатов сельского поселения «Лукомская волость» от 29 ноября 2012 года № 86 «О порядке назначения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность главы сельского поселения «Лукомская волость». Кроме того, абзац 2 части 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающий, что в Уставах муниципальных образований могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, вступил в силу с 30 декабря 2015 года и не может повлиять на правоотношения, возникшие ранее. В связи с чем истец просила постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители третьих лиц Администрации Дновского района, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие и Администрации Псковской области, уведомленного о рассмотрении дела надлежащим образом.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав объяснения лиц, явившихся по делу, проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене, ввиду следующего.
Из материалов дела видно, что ФИО1 с (дд.мм.гг.) (более одного срока полномочий) являлась главой сельского поселения «Лукомская волость».
(дд.мм.гг.) истец уволена с данной должности в связи с выходом на пенсию.
Распоряжением Администрации сельского поселения «Лукомская волость» № (****) от (дд.мм.гг.) ФИО1 на основании статьи 13 Закона Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз «О статусе Главы городского (сельского) поселения» и Порядка назначения выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, лицам, замещавшим выборную должность Главы муниципального образования, утвержденным Собранием депутатов сельского поселения от (дд.мм.гг.) № (****) с (дд.мм.гг.) установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии исходя из денежного содержания по должности Главы сельского поселения, выборной муниципальной должности категории «А» в размере 75% денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, но не менее 2700 рублей (л.д. 26).
Указанное Распоряжение Администрации сельского поселения не оспорено сторонами и исполнялось органом местного самоуправления, истцу ежемесячно выплачивалась указанная доплата к трудовой пенсии в размере 2700 рублей.
С (дд.мм.гг.) Муниципальное образование «Лукомская волость» ликвидировано, в последующем образовано Муниципальное образование городское поселение «Дно», которое в силу преобразований явилось правопреемником «Лукомской волости» и приняло к исполнению Распоряжение о назначении указанной доплаты ФИО1
Постановляя решение, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности данного распоряжения, поскольку положения статьи 13 Закона Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз «О статусе Главы городского (сельского) поселения» противоречат нормам Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетному кодексу Российской Федерации, так как установление размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборную муниципальную должность Главы муниципального образования, не входит в компетенцию субъекта Российской Федерации, а относится к полномочиям органа местного самоуправления, в данном случае - к полномочиям сельского поселения «Лукомская волость» в Уставе которой не предусмотрены дополнительные гарантии главам поселений при прекращении полномочий, а поэтому решение Собрания депутатов этой волости об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии противоречат ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу.
Вывод суда о несоответствии статьи 13 Закона Псковской области от 14 июня 2006 года №556-оз «О статусе Главы городского (сельского) поселения» нормам Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основан на анализе части 9 статьи 34, части 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправлении осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с Федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета; пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года, и части 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» о том, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В силу требований статьи 13 Закона Псковской области от 14.06.2006 № 556-ОЗ «О статусе главы городского (сельского) поселения», (действовавшей в период спорных правоотношений) лицо, являвшееся главой муниципального образования и осуществлявшее полномочия главы муниципального образования на постоянной (штатной) основе, при выходе на трудовую пенсию, назначенную по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеет право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Лицам, получающим пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, доплата может быть установлена после перехода на трудовую пенсию по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации (или иного органа местного самоуправления, если соответствующие полномочия органа местного самоуправления определены уставом муниципального образования) по заявлению лица, имеющего право на эту доплату, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования, и выплачивается из средств местного бюджета.
Решением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии таким образом, чтобы сумма страховой части трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла:
30 процентов ежемесячного денежного содержания главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на постоянной (штатной) основе, при условии пребывания в этой должности не менее 2 лет 6 месяцев;
60 процентов - при условии пребывания в этой должности не менее одного срока полномочий;
60 процентов - в случае преобразования или упразднения муниципального образования;
75 процентов - при условии пребывания в этой должности более одного срока полномочий.
Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, являвшемуся главой муниципального образования и осуществлявшему свои полномочия на постоянной (штатной) основе, исчисляется исходя из ежемесячного денежного содержания по должности главы муниципального образования на постоянной (штатной) основе, установленного на момент подачи заявления об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Лицу, получающему две пенсии, при определении размера ежемесячной доплаты учитывается их общая сумма с учетом надбавок и компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицу, являвшемуся главой муниципального образования и осуществлявшему свои полномочия на постоянной (штатной) основе, исчисленный в соответствии с положениями настоящей статьи, не может быть ниже следующих минимальных размеров:
для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения не менее 2 лет 6 месяцев, - 1200 рублей;
для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения не менее одного срока полномочий, - 2400 рублей;
для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения и досрочно прекративших их исполнение в случае преобразования или упразднения муниципального образования, - 2400 рублей;
для лиц, осуществлявших полномочия главы городского (сельского) поселения более одного срока полномочий, - 2700 рублей.
Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии осуществляется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. При увеличении ежемесячного денежного вознаграждения главы муниципального образования пересчитывается размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в новом размере производится со дня изменения ежемесячного денежного вознаграждения (пункт 7 статьи 13).
Таким образом, указанная норма Закона Псковской области от 14 июня 2006 года № 556-оз устанавливает порядок определения размера такой доплаты, а нее ее конкретный размер, и не касается вопроса перераспределения бюджетных средств, а поэтому вывод суда о противоречии Закона Псковской области Федеральному закону нельзя признать правомерным.
В соответствие с абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Право главы сельского поселения на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии установлено законом субъекта Российской Федерации и отсутствие в Уставе сельского поселения «Лукомская волость» такого вида гарантий, не может повлечь нарушения прав истца на ее получение.
Кроме того, суд, разрешая заявление ФИО1, вышел за пределы заявленных требований, поскольку предметом спора являлся размер установленной доплаты к пенсии, а не законность нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд согласился с размером доплаты к трудовой пенсии, установленным Распоряжением сельского поселения «Лукомская волость» от (дд.мм.гг.) в соответствии с которым истице фактически назначена доплата к пенсии - 2700 рублей.
Вывод суда в указанной части противоречит требованиям статьи 13 Закона Псковской области от 14.06.2006 № 556-ОЗ «О статусе главы городского (сельского) поселения».
В соответствии с вышеназванной нормой права ФИО1 должна быть установлена ежемесячная надбавка к трудовой пенсии в размере 75% от денежного содержания главы сельского поселения, выборной муниципальной должности категории «А» за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости.
С учетом заявительного характера указанной выплаты, что следует из пункта 7 статьи 13 Закона Псковской области от 14.06.2006 № 556-ОЗ «О статусе главы городского (сельского) поселения», доплата к страховой пенсии в указанном размере должна производится с (дд.мм.гг.) на основании заявления истца, которое поступило в Администрацию городского поселения «Дно», как к правопреемнику сельского поселения «Лукомская волость», только (дд.мм.гг.)
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для производства перерасчета указанной доплаты за три предшествующих года, поскольку Распоряжение сельского поселения «Лукомской волости» никем ранее не оспаривалось и вопроса о перерасчете за указанный период не ставилось.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ и постановить новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дновского районного суда Псковской области от 04 апреля 2017 года отменить, постановить новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Муниципальному образованию городское поселение «Дно» удовлетворить частично.
Признать Распоряжение Администрации сельского поселения «Лукомская волость» от (дд.мм.гг.) № (****) об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии незаконным.
Обязать Администрацию городского поселения «Дно» Дновского района Псковской области с января 2017 года выплачивать ФИО1 доплату к страховой пенсии по старости в размере 75% от денежного содержания главы сельского поселения, выборной муниципальной должности категории «А» за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий: С.Ю. Спесивцева
Судьи: М.М. Анашкина
Ю.М. Дмитриева