Судья – Науменко В.М. Дело № 33-8482/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 02 августа 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Серышевой Н.И., Тертышной В.В.,
при секретаре Трифанове А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 6 июня 2013 года,
которым заявление прокурора Октябрьского района Волгоградской области в интересах ФИО1 к Октябрьской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным пункта 2 Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» в части прекращения полномочий председателя Контрольно-счетной палаты ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ – оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд в интересах ФИО1 с заявлением о признании незаконным в части правового акта Октябрьской районной Думы Волгоградской области, в обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Октябрьского района Волгоградской области поступило заявление ФИО1 об оспаривании даты прекращения её полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района. Решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» ФИО1 назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - КСП). Решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» полномочия председателя КСП ФИО1 прекращены с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 2). Вышеприведенным Решением на должность председателя КСП назначена ФИО2 (пункт 1 Решения).
Поскольку трудовой договор со ФИО1 заключен не был, полагает, что её полномочия в качестве председателя КСП начали осуществляться с того момента, когда она фактически приступила к обязанностям по указанной должности, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что пункт 2 Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» в части прекращения полномочий председателя КСП ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и нарушает её права, поскольку её полномочия прекращены фактически досрочно.
Просил признать пункт 2 Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» в части прекращения полномочий председателя КСП ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратилась с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, принять новое решение по делу.
В обоснование жалобы указала на незаконность решения суда, неправильное определение обстоятельства, имеющего значение для дела и неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор отдела Волгоградской областной прокуратуры Бецкова И.Б. апелляционное представление прокурора Октябрьского района Волгоградской области не поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председатель Октябрьской областной Думы Волгоградской области ФИО3 и представитель Октябрьской областной Думы Волгоградской по доверенности – ФИО4 возражали против удовлетворения апелляционного представления, просили оставить его без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Заявитель ФИО1 в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещена надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со ст.ст. 35, 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Судебной коллегией установлено и подтверждено материалами дела, что решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» ФИО1 назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 2 Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> полномочия председателя Контрольно-счетной палаты ФИО1 прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 5 лет со дня издания Октябрьской районной Думой Решения от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах ФИО1 об оспаривании пункта 2 Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
В обоснование своих требований ссылается на пункт 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым установлен запрет на совмещение муниципальных должностей и должностей государственной службы, в связи с чем, исполнять обязанности по должности председателя Контрольно-счетной палаты ФИО1 могла только после увольнения с государственной службы.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 5, ч. 6, 10 ст. 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования.
Решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4/9 утвержден Регламент Октябрьской районной Думы в новой редакции, в соответствии с которым кандидатура на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района утверждается решением Октябрьской районной Думы при открытом или тайном голосовании. Перед голосованием председателем Октябрьской районной Думы представляется проект решения Октябрьской районной Думы о назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района, в котором также указывается дата прекращения полномочий лица, ранее занимавшего соответствующую должность. Кандидат считается назначенным на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района по итогам первого тура голосования, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
В соответствии с «Положением о Контрольно-счетной палате Октябрьского муниципального района Волгоградской области», утвержденным Решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, действовавшим в период назначения ФИО1 председателем Контрольно-счетной палаты, в п. 2.2 указано что «Полномочия Председателя Контрольно-счетной палаты возникают со дня принятия решения о его назначении».
В соответствии с Решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об утверждении «Положения о Контрольно-счетной палате Октябрьского муниципального района Волгоградской области в новой редакции», председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность решением Октябрьской районной Думы. Срок полномочий председателя Контрольно-счетной палаты составляет пять лет.
Из системного анализа указанных правовых норм следует, что полномочия председателя Контрольно-счетной палаты возникают со дня принятия решения о его назначении.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд правильно сослался на п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» из которого следует, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ни о каком запрете на совмещение муниципальных должностей и должностей государственной службы, в данном пункте Федерального закона не упомянуто.
Довод прокурора и ФИО1 о том, что её полномочия в качестве председателя Контрольно-счетной палаты начали осуществляться с того момента, когда она фактически приступила к обязанностям по указанной должности, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, также правомерно не принят судом во внимание, поскольку в судебном заседании установлено и подтверждается показаниями ФИО1, что никаких письменных распоряжений о том, что она обязана приступить к осуществлению функций председателя Контрольно-счетной палаты с ДД.ММ.ГГГГ она от кого-либо не получала, и никаких препятствий к тому, чтобы она могла начать осуществлять полномочия председателя Контрольно-счетной палаты с ДД.ММ.ГГГГ, с чьей-либо стороны ей не чинилось.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что ФИО1 было дано распоряжение приступить к исполнению обязанностей председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района только с ДД.ММ.ГГГГ, заявителем суду не представлено.
Кроме того, в обжалуемое Решение Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» Решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О внесении изменения в решение Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района», были внесены следующие изменения: 1.1. Первый абзац преамбулы Решения изложить в следующей редакции «В связи с истечением срока полномочий председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района ФИО1, назначенной на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района Решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района» и в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Октябрьского муниципального района Волгоградской области в новой редакции, утвержденное решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, Регламентом Октябрьской районной Думы в новой редакции, утвержденным решением Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...>».
Порядок организации и деятельности контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района осуществляется также законами Волгоградской области.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку не установлено фактических обстоятельств, препятствующих ФИО1 приступить к исполнению обязанностей председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ, то есть на следующий день после вынесения Решения Октябрьской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О назначении председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района», которым истица назначена на должность председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района Волгоградской области, как это предусмотрено нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у ФИО1 не имелось реальной возможности исполнять обязанности председателя Контрольно-счётной палаты с ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены материалами дела.
Доводы жалобы относительно того, что прекращение ее полномочий в качестве председателя Контрольно-счетной палаты Октябрьского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ негативным образом скажется на размере ее пенсионного обеспечения как муниципального служащего, не нашли своего подтверждения как в судебном заседании первой инстанции, так и апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство никоим образом не может повлиять на размер пенсионного обеспечения истицы как муниципального служащего, и данный факт подтверждается «Положением о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Октябрьского муниципального района Волгоградской области», фактическое осуществление ею должностных полномочий с ДД.ММ.ГГГГ на её пенсионное обеспечение никак не влияет, её права не нарушает.
Иные доводы жалобы также несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения, они содержат ссылки на те же обстоятельства, которые были предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении спора, получили оценку в оспариваемом решении, с которой согласилась судебная коллегия, а поэтому не могут быть приняты во внимание для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 6 июня 2013 года, оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: