В суде первой инстанции дело рассматривал судья Жмайло Ю.Е.
Дело № 33-8487/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Дорожкиной О.Б.
судей Овсянниковой И.Н., Флюг Т.В.
при секретаре Беляниновой А.Д.
рассмотрев в судебном заседании 19 ноября 2019 года в городе Хабаровске гражданское дело №2-1316/2019 по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию г.Хабаровска «Городской электрический транспорт» (далее МУП г.Хабаровска «ГЭТ»), Муниципальному унитарному предприятию г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее МУП г.Хабаровска «ТТУ»), Администрации г. Хабаровска о взыскании ущерба в результате ДТП, судебных расходов,
по апелляционной жалобе Администрации г.Хабаровска на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 августа 2019 года,
заслушав доклад судьи Флюг Т.В., объяснения ФИО1, представителя администрации г.Хабаровска ФИО2, МУП г.Хабаровска «ТТУ» ФИО3, МУП г.Хабаровска «ГЭТ» ФИО4, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с исковым заявлением к МУП г.Хабаровска «ГЭТ», МУП г.Хабаровска «ТТУ», Администрации г.Хабаровска о возмещении материального ущерба в размере 792 408,40 руб., расходов по оплате услуг эксперта – 6 798 руб., расходов по оплате дефектовки – 2 000 руб., судебных расходов по оплате госпошлины – 11 234 руб.
В обоснование иска указав, что 05.12.2018 г. в 17 ч. 25 м. в районе дома №28 А по ул. Матвеевское шоссе в г. Хабаровске, вследствие не надлежащего содержания ответчиками принадлежащего имущества, в результате обрыва поперечины троса контактного провода на опорах контактной сети троллейбуса произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автомобилю истца Тойота Ленд Крузер 100, г.р.з. № причинены механические повреждения, стоимость восстановительного ремонта автомобиля согласно отчета специалиста составляет 792 408,40 руб.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 27 августа 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Судом постановлено: взыскать с Администрации г. Хабаровска в пользу ФИО1 стоимость восстановительного ремонта – 792 408,40 руб., стоимость услуг эксперта – 6 798 руб., расходы по дефектовке – 2 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины – 11 234 руб.
В апелляционной жалобе администрация г. Хабаровска просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку контактная сеть от «Аэропорт-Комсомольская площадь» находится в хозяйственном ведении МУП г.Хабаровска «ТТУ» и передана в аренду МУП г.Хабаровска «ГЭТ», освобождение от ответственности данных организаций противоречит закону. МУП г.Хабаровска «ТТУ» владеет и пользуется указанной сетью на основании договора №1 от 06.12.1994г. Достоверных и неопровержимых доказательств свидетельствующих о том, что повреждения автомобиля получены в результате падения троса контактной сети не имеется. Не согласны с экспертным заключением в части определенной стоимости восстановительного ремонта, полагает, что падение троса не могло причинить повреждения наконечнику рулевой (правый), рулевой рейке, передней правой подвеске, поскольку указанные детали являются элементами ходовой части.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступало.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что 05.12.2018 г. в 17 час.25 мин. автомобилю Тойота Ленд Крузер 100, г.р.з. №, принадлежащему ФИО1, в районе дома 28 А по ул. Матвеевское шоссе в г. Хабаровске, в результате обрыва поперечины троса контактного провода на опорах контактной сети троллейбуса, причинены механические повреждения.
Определением от 05.12.2018 г. в возбуждении дела об административном правонарушении отказано, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно экспертному заключению №484-1018 от 09.01.2019 г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа составляет 792 408,40 руб.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 1064 ГК РФ, ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ФЗ «196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что контактная сеть от Аэропорта до Матвеевского шоссе в г.Хабаровске входит в перечень объектов относящихся в собственности городского округа «Город Хабаровск» к полномочиям которого относятся мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, установив, что вред транспортному средству причинен в результате ненадлежащего состояния контактной сети от Аэропорта до Матвеевского шоссе, пришел к выводу о возложении ответственности по возмещению ущерба на Администрацию г. Хабаровска, освободив МУП г.Хабаровска «ГЭТ», МУП г.Хабаровска «ТТУ» от гражданско-правовой ответственности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы Администрации г. Хабаровска по следующим основаниям.
Границы города Хабаровска установлены Законом Хабаровского края от 28.04.2004 года № 177 "О наделении муниципального образования города Хабаровска статусом городского округа и об установлении его границы".
В соответствии с основными терминами ПДД РФ (п. 1.2) троллейбусы являются "маршрутными транспортными средствами".
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Контактные сети троллейбуса являются источником повышенной опасности.
В силу п.1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
06.12.1994 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и муниципальным предприятием «Хабаровское трамвайно-троллейбусное управление» заключен договор по условиям которого за предприятием на праве полного хозяйственного ведения закреплено имущество, которым оно наделено в момент создания, отраженное в балансе по состоянию на 01.04.1994г., в том числе закреплена контактная сеть Аэропорт - Комсомольская площадь, введенная в эксплуатацию 01.08.1976г. (л.д. 117-212).
В 2013г. проведена реконструкция автодороги, в результате которой демонтирована контактная сеть Аэропорт - Комсомольская площадь, введенная в эксплуатацию 01.08.1976г.
Распоряжением Департамента муниципальной собственности Администрации г.Хабаровска №722 от 04.12.2013 г. контактная сеть от Комсомольской площади до Матвеевского шоссе включена в состав имущества муниципальной казны городского округа «Город Хабаровск», закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП г. Хабаровска «Трамвайно-троллейбусной управление» (л.д. 198-199).
16.01.2018 г. между МУП г. Хабаровска «ТТУ» и МУП г. Хабаровска «ГЭТ» заключен договор №1 аренды имущественного комплекса МУП г. Хабаровска «ТТУ», в аренду МУП г. Хабаровск «ГЭТ» передана в том числе контактная сеть троллейбуса от Комсомольской площади до Матвеевского шоссе (л.д. 90-93).
Дополнительным соглашением от 01.07.2019г. к договору аренды имущественного комплекса №1от 16.01.2018г. контактная сеть Комсомольская-площадь –Аэропорт, введенная в эксплуатацию 03.08.1976 года исключена из приложения №1, №2 как фактически не существующее имущество.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25.08.2019 контактная сеть троллейбуса от Комсомольской площади до Матвеевское шоссе с кадастровым номером №, протяженностью 16 505 м, расположенная в <...> – уд. Карла Маркса, находится в собственности Городского округа «Город Хабаровск», дата государственной регистрации права 21.08.2013 №. правообладателем указанной контактной сети является МУП г. Хабаровска «Трамвайно-Троллейбусное управление», ИНН: <***>, ОГРН: <***> (л.д. 196-197).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2016 г. МУП г. Хабаровска «ТТУ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим. В конкурсную массу включены в том числе: Контактная сеть троллейбуса Аэропорт-Комсомольская площадь, Контактная сеть троллейбуса Комсомольская площадь – Матвеевское шоссе.
Постановлением Администрации г. Хабаровска от 05.02.2018 г. №313 МУП г. Хабаровска «ГЭТ» дано согласие на совершение крупной сделки, связанной с заключением договора аренды в отношении имущества согласно приложению к настоящему постановлению, в том числе Контактную сеть троллейбуса Аэропорт-Комсомольская площадь (л.д. 114-116).
Решением Хабаровской городской думы №902 от 04.09.2018 г. Контактная сеть троллейбуса Аэропорт - Комсомольская площадь, Контактная сеть Комсомольская площадь – Матвеевское шоссе признаны социально значимыми объектами имущества МУП г. Хабаровска «ТТУ».
Согласно ответа Департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска от 05.08.2019г. автомобильная дорога «шоссе Матвеевское», протяженностью 3 374 п.м. является муниципальной собственностью. Контактная сеть троллейбуса «Аэропорт-Комсомольская площадь» на момент введения в отношении МУП г. Хабаровска «ТТУ» конкурсного производства являлась муниципальной собственностью, была закреплена за МУП г. Хабаровска «ТТУ» на праве хозяйственного ведения (л.д. 169).
Исходя из положений ст. 294 Гражданского кодекса РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, контактная сеть троллейбуса «Аэропорт-Комсомольская площадь» относится к муниципальной собственности, а также к социально-значимым объектам, является единой сетью от «Аэропорт-Комсомольская площадь».
В результате проводимой реконструкции автомобильной дороги и контактной сети от Комсомольской площади до Аэропорта в 2013г. был введен в эксплуатацию участок от Комсомольской площади до Матвеевского шоссе, МУП г.Хабаровска «ТТУ» 23.01.2014г. и оформлено право хозяйственного ведения на возведенное сооружение: Контактная сеть троллейбуса, протяженностью 16 505 м. на указанном участке автомобильной дороги. Доказательств закрепления второго участка контактной сети на праве хозяйственного ведения за МУП г.Хабаровска «ТТУ» не имеется, договор от 06.12.1994г. был заключен на иное сооружение контактную сеть Аэропорт-Комсомольская площадь введенное в эксплуатацию 01.08.1976г., которого фактически в настоящее время не существует.
По договору аренды от 16.01.2018г. МУП г.Хабаровска «ГЭТ» была передана контактная сеть 19.12.2013 года ввода в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении обязанности по возмещению ущерба, причиненного имуществу истца на собственника источника повышенной опасности Администрацию г.Хабаровска и освобождении МУП г.Хабаровска «ГЭТ», МУП г.Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» от гражданско-правовой ответственности является правильным, вред, причиненный автомобилю вызван ненадлежащим содержанием контактной сети троллейбуса на участке автодороги от Матвеевского шоссе до Аэропорта, администрацией г.Хабаровска не было предпринято необходимых мер по организации содержания второй части контактной сети, что состоит в причинно-следственной связи с причинением ущерба и его размером.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с экспертным заключением судебной коллегией отклоняются.
Поскольку заключение, выполненное экспертом ООО «Независимая экспертиза и оценка» от 09.01.2019 г. № 484-2018 о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истца отвечает предъявляемым к нему требованиям, составлено лицом, обладающим необходимыми познаниями и соответствующей квалификацией, выполнено с учетом методических рекомендаций для судебных экспертов, утверждённых Приказом Минюста России от 24.02.2012 г. № 21.
Оснований для признания заключения недопустимым доказательством у суда первой инстанции не имелось, доказательств иного размера стоимости восстановительного ремонта ответчиком не представлено.
Доводы о необоснованном включении в стоимость восстановительного ремонта наконечника рулевой (правый), рулевой рейки, передней правой подвески, судебной коллегией отклоняются, поскольку, повреждения указанных деталей автомобиля включены в стоимость восстановительного ремонта на основании дефектовочной ведомости ООО «Перекресток» являлись скрытыми, в выводах эксперт указал, что все повреждения транспортного средства были получены при обстоятельствах, указанных в документах, оформленных компетентными органами, и иных документах, содержащих информацию относительно указанных обстоятельств.
Доказательств, подтверждающих, что данные повреждения не могут возникнуть при падении на автомобиль контактной сети троллейбуса, не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы незаявлялось.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Индустриального районного суда Г. Хабаровска от 27 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Хабаровска без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий: О.Б. Дорожкина
Судьи И.Н. Овсянникова
Т.В. Флюг