Судья Попова И.Н. Дело № 33- 8490/13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2013 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.
судей Тертышной В.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Серовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов
по апелляционной жалобе главы администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области ФИО3
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 мая 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить несовершеннолетнему ФИО2 чу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе 10-12 часового пребывания на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, расположенном в разумном географическом удалении от места жительства несовершеннолетней.
Взыскать с Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1.000 рублей; расходы, понесенные на оплату услуг нотариуса - 700 рублей; расходы понесенные на оплату услуг представителя в сумме 5.000 рублей; в удовлетворении остальной части этих требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему сыну место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей, по оформлению доверенности 700 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что она является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в МКУ «МФЦ» <адрес>, регистрационный № <...>, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
В марте 2013 года ФИО1 обращалась в Управление образования администрации городского округа - город Волжский, в администрацию городского округа – г. Волжский с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему ФИО2 места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В предоставлении места было отказано, в связи с отсутствием свободных мест в МДОУ городского округа – г. Волжский.
Считала отказ администрацию городского округа – г. Волжский Волгоградской области неправомерным.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области ФИО3 оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
По смыслу приведенной правовой нормы, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.
В п. 3 ст. 18 данного Закона, указано, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02 февраля 2011 года), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В силу п. 12 ст. 6 Устава городского округа-город Волжский Волгоградской области к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 (действовавшим до 16 апреля 2012 года) и соответственно с п. 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года N 2562, действующего в настоящее время, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО4 и ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении, выданного 10 ноября 2011 года.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлениям о регистрации ребенка в Книге учета будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, записан в книге 28 апреля 2012 года, регистрационный № <...>.
Согласно сведениям, имеющимся в электронной базе данных об очередности, представленных МКУ «МФЦ», ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в общей очереди на получение места в детском дошкольном учреждении по<адрес>, по возрасту – по<адрес>.
Администрацией городского округа – г. Волжский Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении ее ребенку места в МДОУ, ввиду отсутствия мест, поскольку комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области осуществляется на основании электронной базы данных детей, нуждающихся в получении места в детском саду, с учетом даты подачи заявления родителей (законных представителей) при наличии мест в соответствующих возрастных группах. Количество мест ограничено санитарными нормативами.
Аналогичный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за № <...> предоставлен Управлением образования Администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области.
Согласно п. 1.1 Постановления главы городского округа-город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ГО «Об утверждении Положения об управлении образования администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области» управление образования является структурным подразделением Администрации городского округа - <адрес>, к компетенции которого отнесена организация предоставления общедоступного дошкольного образования (п.2 п.п.2.2 данного постановления), в соответствии с п. 2 Городского Положения «Об упорядочении деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа - город Волжский Волгоградской области», принятого Волжской городской думой 22 января 2010 года, комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляет постоянно действующая комиссия, созданная при управлении образования администрации городского округа-город Волжский, в функции которой входит оформление и выдача путевок-направлений в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
Из данных положений следует, что обязанность по реализации конституционного права жителей города Волжского на общедоступное бесплатное дошкольное образование возложена на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Ответчик в силу закона обязан был предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возможность получения дошкольного образования в группе полного дня. Иное ущемляет права несовершеннолетнего на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении.
Действия администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области противоречит ст. 31 Закона РФ «Об образовании», п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и создает препятствия в реализации права ребенка на общедоступность и бесплатность дошкольного образования и муниципальных образовательных учреждениях, гарантированного ч. 2 ст. 43 Конституции РФ.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался положениями ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также положениями Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относящими к полномочиям органов местного самоуправления решение вопросов местного значения в сфере образования организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что ответчик обязан обеспечить ребенку истца доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения по месту жительства ребенка.
При этом, поскольку, несмотря на соответствующее обращение матери ребенка, такая обязанность ответчиком не исполнена, суд пришел к обоснованному выводу о том, что таким бездействием нарушено гарантированное ч. 2 ст. 43 Конституцией РФ право ребенка, подлежащее судебной защите, в связи с чем, судом было постановлено правильное решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.
Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, в котором указано, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения городского округа-город Волжский Волгоградской области предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.
Утверждение в жалобе о том, что немедленное предоставление несовершеннолетнему ФИО2 места в дошкольном учреждении повлечет нарушение прав и законных интересов детей, ранее поставленных в очередь на получение мест в детских дошкольных учреждениях, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении необоснованно, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов иных лиц, ответчиком не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы, являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия не находит оснований для проверки решения суда в остальной части, поскольку апелляционная жалоба не содержит соответствующих доводов, и полагает возможным оставить его без изменения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа – города Волжского Волгоградской области ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи: