Судья Пакилева Е.В.
Судья-докладчик Астафьева О.Ю. По делу № 33-8497/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 сентября 2015 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего-судьи Каракич Л.Л.,
судей Туглаковой Л.Г., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре Шовкоплясе А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании незаконным и отмене решения (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят «О регистрации К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>»,
по апелляционной жалобе Ф.
на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 августа 2015 года,
установила:
Решением Думы муниципального района муниципального образования «<адрес изъят>» от Дата изъята Номер изъят на Дата изъята назначены муниципальные выборы мэра муниципального образования «<адрес изъят>».
Постановлением избирательной комиссии <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят сформирована (данные изъяты) территориальная избирательная комиссия.
Решением (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъятК. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>», выдвинутый избирательным объединением – Региональное отделение в <адрес изъят> Политической партии «(данные изъяты)».
Зарегистрированная кандидатом на эту же должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>» Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии о регистрации К. в связи с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части представления документов, необходимых для регистрации кандидата.
Заявитель не согласен с решением о регистрации К., находит его незаконным, поскольку кандидат в заявлении о согласии баллотироваться не представил полные сведения об адресе места жительства. Указанное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В дополнении к заявлению Ф. указала, что кандидатом К. также указана недостоверная информация об образовании.
Ф. просила суд признать незаконным и отменить решение (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии по выборам мэра муниципального образования «<адрес изъят>» от Дата изъята Номер изъят «О регистрации К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>».
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 августа 2015 года в удовлетворении заявления Ф. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Ф. – Пр. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое решение об удовлетворении требований Ф.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд принял решение с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом необоснованно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что территориальная избирательная комиссия должна была отказать К. в регистрации кандидатом, поскольку он не представил обязательные для регистрации кандидата сведения о месте его жительства, а также представил, не соответствующие действительности, данные о высшем профессиональном образовании. Диплом Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления», выданный К., является подложным. Данное обстоятельство было установлено прокурорской проверкой, по результатам которой состоялось обращение прокурора <адрес изъят> в суд с требованием аннулировать данный диплом.
В возражениях заместитель (данные изъяты) межрайонного прокурора Р. и К. просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя Ф. - Пр., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей К. – Е., и представителя (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии по доверенности Ш., согласившихся с решением суда, заключение прокурора отдела прокуратуры <адрес изъят>В., полагавшей решение суда подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что комиссия правомерно зарегистрировала К. в качестве кандидата, поскольку документы, представленные им в Нижнеудинскую территориальную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, соответствуют требованиям, закрепленным в пункте 3.1 статьи 33 Федерального закона от Дата изъята № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от Дата изъята № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии), с указанием организации осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные положения нашли свое закрепление в <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят «О муниципальных выборах в <адрес изъят>» (далее по тексту <адрес изъят>Номер изъят).
Как следует из материалов дела, Решением Думы муниципального района муниципального образования «<адрес изъят>» от Дата изъята Номер изъят на Дата изъята назначены муниципальные выборы мэра муниципального образования «<адрес изъят>».
Постановлением избирательной комиссии <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят сформирована (данные изъяты) территориальная избирательная комиссия.
Решением (данные изъяты) территориальной избирательной комиссией от Дата изъята Номер изъятК. зарегистрирован кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>», выдвинутый избирательным объединением – Региональное отделение в <адрес изъят> Политической партии «(данные изъяты)».
Ф. является зарегистрированным кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>» на основании решения (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии от Дата изъята Номер изъят.
Отказывая Ф. в удовлетворении заявления об отмене решения о регистрации К. кандидатом в связи с представлением им не соответствующих действительности данных о высшем профессиональном образовании, суд исходил из того, что никаких доказательств, которые свидетельствовали бы о незаконности выдачи диплома о высшем образовании К., заявитель в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил.
Судом установлено, что К. имеет диплом о среднем профессиональном образовании об окончании в 1976 году Московского топографического политехникума с присвоением квалификации штурман-аэрофотосъемщика и диплом о высшем образовании об окончании в Дата изъята Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» с присуждением квалификации менеджер (номер диплома Номер изъят, регистрационный Номер изъят от Дата изъята ).
Обсуждая вопрос о подложности диплома о высшем образовании, суд правильно указал, что факт обращения прокурора <адрес изъят> в суд с иском о признании диплома недействительным на выводы суда не влияет, поскольку вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу отсутствует.
Как видно из надзорного производства по анонимному обращению прокуратурой <адрес изъят> проводилась проверка, по результатам которой прокуратурой <адрес изъят> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управления» подано исковое заявление о признании недействительным диплома о высшем профессиональном образовании, выданном К.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку допустимых доказательств недействительности диплома и как следствие недостоверности информации об образовании в заявлении не было представлено.
На момент разрешения спора решения суда о признании диплома недействительным не было.
Отказывая Ф. в удовлетворении заявления об отмене решения о регистрации К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>» в связи с не представлением им в территориальную избирательную комиссию обязательных для регистрации кандидата сведений о месте его жительства, суд сделал вывод о том, что не указание в заявлении о согласии баллотироваться в сведениях о месте жительства наименования района субъекта Российской Федерации не может служить основанием для признания его недействительным, поскольку данные сведения указаны кандидатом в соответствии с данными о его регистрации в органах регистрационного учета граждан по месту жительства в пределах Российской Федерации и необходимости указывать в вышеназванном заявлении, помимо прочих сведений в адресе места жительства, «<адрес изъят>» у кандидата не было.
Судебная коллегия находит данные выводы суда неверными, основанными на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ дано понятие адреса места жительства (подпункт 5 статьи 2). Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ муниципальных образований отнесено к ведению субъекта Российской Федерации, который своими законами вправе устанавливать и изменять границы поселений, законы должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений.
В соответствии с пп. «л» п. 2 ст. 5 Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Законом Иркутской области от 11 июня 2010 года № 49-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» дано понятие административно-территориального образования области, как части территории области в определенных границах, представляющей собой населенный пункт области либо объединение населенных пунктов области с прилегающей территорией, либо часть населенного пункта области и имеющее собственное наименование. Административным центром района области является населенный пункт, определенный настоящим Законом, в котором расположены территориальные подразделения исполнительных органов государственной власти области. В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона перечень районов области устанавливается Уставом Иркутской области. Административным центром района области в <адрес изъят> указан - <адрес изъят>.
Уставом Иркутской области в ст. 12 определен порядок определения административно-территориального устройства Иркутской области. Административно-территориальное устройство Иркутской области регулируется законами Иркутской области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Иркутской области. Административно-территориальными образованиями Иркутской области являются:
1) районы Иркутской области;
2) города и иные городские населенные пункты;
3) сельские населенные пункты;
4) районы в городах;
5)Усть-Ордынский Бурятский округ.
Районы Иркутской области входят в состав Иркутской области непосредственно. В составе районов Иркутской области включен, в том числе Нижнеудинский район. Порядок образования, упразднения, изменения границ, преобразования административно-территориальных образований Иркутской области определяется законами Иркутской области.
Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 года № 86-оз «О статусе и границах муниципальных образований Нижнеудинского района Иркутской области» на территории Нижнеудинского района Иркутской области в составе муниципальных образований указано Нижнеудинское муниципальное образование. В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 86-оз Нижнеудинское муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено статусом городского поселения и установлены его границы. Муниципальное образование «Нижнеудинский район» наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Нижнеудинске. В картографическом описании границ Нижнеудинского муниципального образования, являющихся приложением к вышеуказанному Закону, в состав территории Нижнеудинского муниципального образования входят земли населенного пункта города Нижнеудинска.
Из анализа приведенных выше норм законодательства следует, что необходимость указания в заявлении в адресе места жительства кандидата наименования района субъекта Российской Федерации является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Отсутствие в паспорте в сведениях о регистрации сведений о районе не дает право кандидату указать информацию о месте жительства в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который также содержит разъяснение о том, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Между тем, в отношении кандидата К. в заявлении о регистрации полные сведения, установленные действующим избирательным законом, отсутствуют.
Пояснения избирательной комиссии о внесении сведений в соответствии с паспортом судебной коллегией отклоняются. В копии паспорта К. не имеется сведений о городе или районе, указано на регистрацию ПВС Нижнеудинского РОВД по <адрес изъят>.
Кроме того, как видно из протокола заседания территориальной комиссии, и решения Номер изъят комиссия указала в сведениях о месте жительства кандидата на <адрес изъят>, что также не соответствовало его личному заявлению.
Учитывая изложенное и установив, что <адрес изъят> входит в состав муниципального района «<адрес изъят>» <адрес изъят>, судебная коллегия приходит к выводу, что в заявлении о согласии баллотироваться на должность мэра <адрес изъят>должен был быть указан <адрес изъят>, который согласно <адрес изъят> и <адрес изъят> от Дата изъята Номер изъят-оз «О статусе и границах муниципальных образований <адрес изъят>» непосредственно входит в состав <адрес изъят>, а муниципальное образование «<адрес изъят>» наделено статусом административного района, в состав территории которого входят земли населенного пункта <адрес изъят>.
В связи с изложенным нельзя признать правомерным вывод суда о том, что при оформлении заявления о согласии баллотироваться возможно указать информацию в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством.
Как следует из содержания обжалуемого решения, судом установлено и никем не оспаривается, что в представленном К. заявлении о регистрации кандидатом в графе "адрес места жительства" не указан район <адрес изъят> – <адрес изъят>. Данное обстоятельство подтверждается копией заявления К. (л.д.37 том 1), содержащую в графе "адрес места жительства" указание на область, город, улицу, дом и квартиру.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения нашли свое закрепление в Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» (пункт 3 части 1 статьи 63).
При таком положении Нижнеудинская территориальная избирательная комиссия неправомерно зарегистрировала К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>», а решение суда первой инстанции, оставившее решение от Дата изъята Номер изъят в силе, является незаконным и подлежит отмене.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку судом первой инстанции полно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, однако неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела Судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований Ф., признании незаконным и отмене решения (данные изъяты) территориальной избирательной комиссии о регистрации К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>» от Дата изъята Номер изъят.
Довод суда первой инстанции о том, что отсутствие в заявлении К. указания на район субъекта Российской Федерации в адресе места жительства не свидетельствует о нарушении кандидатом избирательного законодательства, влекущем отказ в регистрации, является несостоятельным.
Анализ положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в системном единстве с другими законоположениями свидетельствует о том, что в регистрации кандидату отказывается независимо от его действий в случае установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 24 названной статьи этого Закона.
Установленные федеральным законодательством правила выдвижения кандидатов, а также условия регистрации кандидатов подлежат неукоснительному исполнению, поскольку государство от гражданина, претендующего на занятие государственной должности в законодательном (представительном) органе государственной власти, вправе требовать строгого соблюдения всех предписаний избирательного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 19 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Ф. удовлетворить; признать незаконным и отменить решение Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии по выборам мэра муниципального образования «<адрес изъят>» от Дата изъята Номер изъят «О регистрации К. кандидатом на должность мэра муниципального образования «<адрес изъят>».
Председательствующий-судья Л.Л. Каракич
Судьи Л.Г. Туглакова
О.Ю. Астафьева