ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8504/2013 от 25.09.2013 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Цыгулев В.Т. Дело №33-8504/2013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 25 сентября 2013 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Самарцевой В.В.

судей : Гущевой Н.В. и Кручинина М.А.

при секретаре судебного заседания П.А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Н.Н.А. на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 29 апреля 2013 года по гражданскому делу по заявлению Н.Н.А. о признании недействительным решения МРИ ФНС России № по Нижегородской области об исключении организации из государственного реестра юридических лиц и сделанной на его основе регистрационной записи,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

Н.Н.А., являющийся председателем ГК «<данные изъяты>» обратился в Кстовский городской суд Нижегородской области с заявлением, в котором просил суд признать недействительной запись по внесению в ЕГРЮЛ регистрационной записи от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ПГК «<данные изъяты>» из реестра. В обоснование заявленного требования Н.Н.А. указал, что Потребительский Гаражный Кооператив "<данные изъяты> исключен из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. в порядке административной ликвидации, как недействующее юридическое лица. Заявитель, являясь председателем ПГК "<данные изъяты>" и действующий в интересах Кооператива без довернности, указал, что исключение ПГК "<данные изъяты>" из ЕГРЮЛ является незаконным, мотивируя тем, что действия налогового органа совершены при отсутствии оснований для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку кооператив продолжает осуществлять свою некоммерческую деятельность, выполняет свои задачи по эксплуатации гаражей, и решение налогового органа нарушает охраняемые законом интересы, как самого кооператива, так и его членов. В соответствии с п.1.1 Устава кооператив "<данные изъяты>" является потребительским гаражным кооперативом, созданным его членами с целью строительства и эксплуатации гаражного хозяйства. Члены гаражного кооператива владеют гаражными боксами, осуществляют их эксплуатацию. После составления Справки о непредставлении ПГК "<данные изъяты>" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, регистрирующим органом принято решение № от 28.10.2011г. о предстоящем исключении кооператива, как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, опубликованное в журнале «<данные изъяты>» часть № от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись № об исключении юридического лица - кооператива из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность. Таким образом, ликвидация кооператива осуществлена по формальным признакам недействующего юридического лица. Открытие счета в банке для некоммерческой организации является необязательным. На момент исключения кооператива из реестра юридических лиц, он являлся действующим юридическим лицом и фактически осуществлял хозяйственную деятельность. Устанавливая признаки недействующего юридического лица в виде непредставления отчетности и отсутствия сведений об открытых банковских счетах, регистрирующий орган не учел цели создания кооператива. Открытие счета в банке не является обязательным для некоммерческой организации. Факт отсутствия ведения уставной деятельности кооперативом ответчиком не доказан. При наличии у кооператива формальных признаков недействующего юридического лица налоговым органом не проведена проверка фактического прекращения Кооперативом деятельности в качестве юридического лица.

Кооператив, как указал, заявитель фактически осуществляет деятельность, соответствующую целям создания. Производились расчеты по средствам фонда социального страхования за 1-4 кварталы 2011 года, заключались договоры на уборку мусора и вывоз снега в зимний период. Имеет список членов кооператива, которые владеют гаражами и используют их. Само по себе непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету не является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» открытие счета в банках для некоммерческих организаций является правом, а не обязанностью. Неосуществление операций по банковскому счету не может служить безусловным основанием для исключения некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

Из правового смысла и буквального содержания норм п.1 ст.11, п.4 ст.21.1 Закона о государственной регистрации, п.5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 №438, следует, что основанием для внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра юридических лиц, которое выносится в том случае, если от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются, в связи с исключением недействующего юридического лица, не поступили заявления. Решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра не является окончательным правовым актом, на основании которого вносится запись об исключении юридического лица из реестра. Запись об исключении потребительского кооператива из ЕГРЮЛ внесена на основании незаконного решения № от ДД.ММ.ГГГГ. о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Таким образом, по мнению заявителя, процедура исключения ГК-220 из ЕГРЮЛ регистрирующим органом нарушена.

Действия ФНС России №6 по Нижегородской области по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении ПГК "<данные изъяты> из реестра противоречат требованиям и правовому смыслу государственной регистрации. Нормы ст.21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» направлены на исключение из реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.

Заявитель Н.Н.А. узнал об исключении ПГК "<данные изъяты>" из ЕГРЮЛ только при получении выписки из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой запись о юридическом лице ПГК «<данные изъяты>» была аннулирована. Решение о предстоящем исключении кооператива заявитель как председатель кооператива не получал. Публикацию в Вестнике государственной регистрации, заявитель считает не свидетельствующей о том, что он был надлежащим образом извещен о принятом решении.

В судебном заседании первой инстанции заявитель Н.Н.А. участия не принимал, его представитель - И.М.С. (по доверенности), заявленные требования поддержала, уточнив их: просила суд признать незаконным решение МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области об исключении организации из государственного реестра юридических лиц.

Представитель заинтересованного лица - МРИ ФНС №6 по Нижегородской области в судебном заседании первой инстанции участия не принимал, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве на заявление Н.Н.А. МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области просило отказать заявителю в удовлетворении заявления, указывая при этом не положения пунктов 1, 2, 3 ст.21.1Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которыми юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом №129-ФЗ. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. На основании справки о непредставлении юридическим лицам в течение последних 12 месяцев документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов от ДД.ММ.ГГГГ Л0 ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. V 522 и ДД.ММ.ГГГГ размещено сообщение в Вестнике государственной регистрации № №) о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Потребительского гаражного кооператива «<данные изъяты>» ОРГН №, ИНН №. В установленный законодательством срок, заявлений от заинтересованных лиц не поступило, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ была внесена запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 29 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований Н.Н.А. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Н.Н.А. просит отменить решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 29 апреля 2013 года, как незаконное, необоснованное, указывая, что при его вынесении судом были нарушены материальные и процессуальные нормы права.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

С учетом требований ч. 3 ст. 167 ГПК РФ изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, установив фактические обстоятельства, характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, суд дал правильную оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности и в соответствии со ст. 56, 67, 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу ст.ст.254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, защите в судебном порядке подлежит нарушенное право гражданина; действия (бездействие) может быть признано незаконным в случае, если таким действием (бездействием) нарушаются права и интересы лица, обратившегося за защитой своих прав.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Реестра регулируются нормами Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

По смыслу приведенной нормы Закона, предусмотренный данной статьей порядок исключения из реестра юридического лица, фактически не ведущего хозяйственной деятельности, является правом, а не обязанностью соответствующего регистрирующего органа, в связи с чем, отсутствует возможность требовать от налогового органа совершения действий по исключению Предприятия из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ.

Данная норма Закона регулирует порядок действий налоговых органов при осуществлении государственной регистрации и не устанавливает перечень оснований для обязательного исключения юридических лиц из Реестра.

Судом первой инстанции на основании представленных материалов дела установлено, что некоммерческая организация – потребительский гаражный кооператив "<данные изъяты>" поставлено на учет в качестве юридического лица и зарегистрировано в МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №, ОГРН №.

Согласно справкам №№ от ДД.ММ.ГГГГ у ПГК «<данные изъяты>» за последние 12 месяцев отсутствуют сведения об открытых банковских счетах, а отчетность не предоставлялась.

В соответствии с решением МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о предстоящем исключении потребительского гаражного кооператива из ЕГРЮЛ. В соответствии с требованиями закона данное решение с указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации».

Сведений о поступлении заявлений от указанных лиц в распоряжение суда не предоставлено.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, ДД.ММ.ГГГГ ПГК «<данные изъяты>» исключено из ЕГРЮЛ как юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность.

Принимая во внимание, что кооператив в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах, и не осуществлял операций ни по одному банковскому счету, что подтверждено материалами дела и не оспаривается представителем заявителя, суд первой инстанции признал законными и обоснованными решения МРИ ФНС России №6 по Нижегородской области о предстоящем исключении потребительского гаражного кооператива «Октан» из ЕГРЮЛ и об исключении его из ЕГРЮЛ. Налоговым органом указанные решения приняты на основании совокупности полученных данных, свидетельствующих о том, что кооператив является недействующим юридическим лицом.

Суд первой инстанции тщательно проанализировано законодательство, регламентирующее спорные правоотношения, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, и сделаны обоснованные выводы о том, что заявление Н.Н.А. не подлежит удовлетворению.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и являются правильными.

В частности, как видно из материалов дела суд исходил из следующих норм.

В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим с деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 21.1 Закона при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В силу п. 3 ст. 21.1 Закона решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Согласно п. 4 ст. 21.1 Закона заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с п. 3.1 Порядка организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ. утвержденного приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГг. №№ в случае поступления в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявлений от недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц чьи законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, структурное подразделение налогового органа, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Внесение указанной записи осуществляется в срок не позднее четырех месяцев опубликования решения о предстоящем исключении.

Согласно Приказу ФНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации" содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте ФНС России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" предоставляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 ГК РФ" (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №№ для соблюдения трехдневного срока публикации решений регистрирующий орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" Указанные сведения публикуются в номере журнала "Вестник государственной регистрации", выходящем в среду следующей недели.

Согласно п.п.4, 5 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

Согласно п.1 ст.289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особе исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 129 ФЗ "О государственном учете" все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.
Осуществление Кооперативом оплаты за уборку снега и вывоз ТБО по безналичному расчету, не свидетельствует о деятельности Кооператива. Подтверждением деятельности Кооператива для налогового органа является движение средств по счетам организации и представление документов бухгалтерской отчетности.

Кроме того, документы представленные заявителем в материалы дела в подтверждение деятельности Кооператива датированы мартом месяцем 2011 года, ни один из них не заверен надлежащим образом, и не свидетельствует о том, что Кооператив осуществляет деятельность как юридическое лицо.

Отсутствие движения средств по счетам и не представление сведений в налоговый орган в течение 12 месяцев, является подтверждением того обстоятельства, что организация не осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Доводы жалобы направлены на иную оценку обстоятельств и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом первой инстанции применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 29 апреля 2013 года оставить без изменения, жалобу Н.Н.А. – без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: