ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-850/17 от 06.03.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Каратаева Н.П. Дело №33-850/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 06 марта 2017г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Скакуна А.И.,

при секретаре Афанасьевой А.А.,

с участием прокурора Буцяк М.И., представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) ФИО1, представителя Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Вилюйского районного суда от 27 декабря 2016 года по исковому заявлению прокурора Вилюйского района в интересах лиц, проживающих в ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» к ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству труда и социального развития РС(Я), Министерству имущественных и земельных отношений РС(Я) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, которым

постановлено:

Обязать ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании № ... отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РС(Я) от 14 октября 2015г. по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Министерство труда и социального развития РС(Я), Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) обеспечить финансирование по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, указанные в предписании № ... отделения надзорной деятельности по Вилюйскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по РС(Я) от 14 октября 2015г.

Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения представителей ответчиков, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Вилюйского района обратился в суд с иском в ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что здание отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения не соответствует по степени огнестойкости, установлена 5 степень вместо требуемой 2 степени. Данное нарушение создает условия, способствующие возникновению пожара, и угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Нарушения законодательства о пожарной безопасности выявлялись неоднократно в ходе плановых проверок в период 2009-2015гг., руководителю выдавались обязательные для исполнения предписания, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены ввиду недостаточного финансирования учредителем мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Ссылаясь на данные обстоятельства, просил суд обязать ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», Министерство труда и социального развития РС(Я) и Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Судом принято вышеуказанное решение, которое обжаловано ответчиками.

Представитель Министерства труда и социального развития РС(Я) в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным установлением обстоятельств дела. Считает, что поскольку финансирование учреждения осуществляется за счет республиканского бюджета, ответчики не могут самостоятельно устранить выявленные нарушения. В настоящее время решается вопрос о строительстве спального корпуса для отделения реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУ РС(Я) «Вилюйский КЦСОН».

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу закона не осуществляет финансирование Учреждения. Указывает, что финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляет Минтруда РС(Я).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как предусмотрено положениями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнения предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, является обязательным.

В соответствии с требованиями ст.38 того же закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ч.ч.2, 3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Кроме этого, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно п.6 ст.9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Судом установлено, что 14 октября 2015г. в здании ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», расположенном по адресу: .........., проведена внеплановая проверка государственным инспектором Вилюйского района по пожарному надзору. По результатам проверки выявлено, что здание не соответствует по степени огнестойкости для проживания людей пожилого возраста и инвалидов. Выдано предписание № ... от 14 октября 2015г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности до 01 октября 2016г.

Данное нарушение требований пожарной безопасности также установлено в предписаниях надзорного органа в 2009, 2011-2015 годах, но до настоящего времени не устранено. Данный факт ответчиками не оспаривается.

Выявленные нарушения относятся к тем нарушениям, при которых дальнейшая эксплуатация здания учреждения, вследствие возможного возникновения пожара, может повлечь угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц.

Установлено, что учредителем ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» является Республика Саха (Якутия).

В соответствии с п.1.3 Устава функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения от имени РС(Я) осуществляет Министерство труда и социального развития РС(Я).

Согласно п.1.4 Устава функции и полномочия учредителя в части управления государственным имуществом Вилюйского комплексного центра социального обслуживания населения в установленном порядке осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я).

В соответствии с п.4.1.3 Устава Министерство труда и социального развития РС(Я) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение выполнения государственного задания, согласно п.4.2.4 Устава Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я) дает согласие на предложение отраслевого министерства Республики Саха (Якутия) о выделении средств на приобретение имущества для закрепления за учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, обязанность финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности судом правильно возложена на учредителей.

При этом отсутствие финансовой возможности организации мер противопожарной безопасности в рамках, предусмотренных законодательством, не является основанием для освобождения от выполнения требований закона.

Выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности создают угрозу безопасности, жизни и здоровью людей, находящихся в социальном учреждении, при этом финансирование учреждения является обязанностью его учредителей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены вынесенного судом решения в пределах доводов апелляционных жалоб не имеется.

Довод в апелляционной жалобе представителя Минимущества РС(Я) о том, что оно в силу закона не осуществляет финансирование обеспечения выполнения государственного задания, отклоняется судебной коллегией. Минимущества РС(Я), выполняющее функции учредителя в части управления государственным имуществом, обязано нести бремя содержания имущества в связи с недостаточностью денежных средств на это у самого учреждения.

Утверждение о том, что финансирование деятельности учреждения осуществляет только отраслевое министерство – Минтруда РС(Я), является несостоятельным, поскольку контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет именно Минимущества РС(Я), на нем в любом случае лежит обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению. В связи с тем, что выявленные нарушения не были своевременно устранены, суд правильно возложил обязанность по финансированию их устранения на оба министерства.

Кроме того, обязанность обеспечить финансирование указанных целей ответчиками должна производиться не за счет собственных средств министерств. Такая обязанность подлежит исполнению ответчиками за счет предусмотренных законом источников финансирования путем содействия учреждению и организации работы для получения финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вилюйского районного суда от 27 декабря 2016 года по исковому заявлению прокурора Вилюйского района в интересах лиц, проживающих в ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения» к ГБУ РС(Я) «Вилюйский комплексный центр социального обслуживания населения», Министерству труда и социального развития РС(Я), Министерству имущественных и земельных отношений РС(Я) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий: Ноева В.В.

Судьи: Оконешникова М.М.

Скакун А.И.