ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-850/19ПО от 11.03.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Казакова Е.Н.

дело № 33 –850/2019 поступило 28 января 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 марта 2019 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,

судейколлегии Нимаевой О.З., Кушнаревой И.К.,

при секретаре Мархаевой С.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район», ООО «Регистр.Кичера» о понуждении к принятию мер по созданию и поддержанию нормативного запаса топлива по апелляционной жалобе ответчика Администрации МО «Северо-Байкальский район» Пухарева И.В. на решение Северобайкальского городского суда РБ от 27 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать общество с ограниченной ответственностью ООО «Регистр.Кичера» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 годов общего нормативного запаса топлива для котельных п. Кичера и с. Верхняя Заимка в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 2 октября 2018 года за № 06-ПР108/18.

Обязать администрацию МО «Северо-Байкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива п. Кичера и с. Верхняя Заимка в соответствии с Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 2 октября 2018 года за № 06-ПР108/18.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском Северобайкальский межрайонный прокурор просил обязать:

- ООО «Регистр.Кичера» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течении всего отопительного сезона 2018-2019 годов общего 59-суточного нормативного запаса топлива для котельных п. Кичера и с. Верхняя Заимка с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.

- администрацию МО «Северо-Байкальский район» (далее – Администрация района), выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 годов общего 59-суточного нормативного запаса топлива для котельных п. Кичера и с. Верхняя Заимка с расчетом расходования до окончания текущего отопительного сезона.

Заявленные требования мотивированы тем, что в результате прокурорской проверки соблюдения законности в сфере жилищно - коммунального хозяйства, выявлены нарушения требований федерального законодательства об организации теплоснабжения, допущенные на территории п. Кичера и с. Верхняя Заимка органами местного самоуправления и теплоснабжающей организацией. Согласно представленной информации запас топлива по состоянию на 8 октября 2018 года на котельной п. Кичера составляет 483,3 тонны при среднесуточном расходе топлива – 45,3 тонны, на котельной с. Верхняя Заимка – 37,3 тонны (среднесуточный расход топлива – 9,4 т.). Отсутствие нормативного запаса угля на котельных п. Кичера и с. Верхняя Заимка создает реальную угрозу срыва отопительного сезона и может повлечь тяжелые последствия, привести к возникновению чрезвычайной ситуации в поселке.

В судебном заседании представитель Северобайкальского межрайонного прокурора по доверенности (л.д. 123) помощник прокурора Ильязова С.Д. исковые требования поддержала.

Представитель ООО «Регистр.Кичера» по доверенности (л.д. 125) Воробьева Е.Н., иск не признала, суду пояснила, что ООО «Регистр.Кичера» имеет достаточно топлива для работы котельных. По состоянию на 27 ноября 2018 года для котельной п. Кичера – 781,5 т., для котельной с. Верхняя Заимка – 36,1 т. Угрозы чрезвычайной ситуации не имеется, так как поставка топлива осуществляется по графику. Возможности обеспечить нормативный запас топлива с учетом утвержденных нормативов нет.

Представитель ответчика Администрации района по доверенности (л.д. 124) Горбачева Ж.В. исковые требования к Администрации района не признала, пояснив суду, что прокурор не уточнил, в чем заключаются требования к администрации. Теплоснабжение осуществляет ООО «Регистр. Кичера».На протяжении всего времени работы предприятия каких-либо чрезвычайных ситуаций, сбоев в работе котельных не было, поставки идут согласно графику.

Суд постановил выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации района Пухарев И.В. просит решение суда отменить в части возложения обязанности на Администрацию района и в части обращения решения в немедленному исполнению, принять по делу новое решение, которым требования прокурора оставить без удовлетворения.

В обоснование жалобы указал, что в судебном решении прописано «Обязать Администрацию района выполнить возложенные законодательством обязанности …», тогда, как обязанность по поддержанию в течении всего отопительного сезона общего 59-суточного нормативного запаса топлива для котельной федеральным законом не предусмотрена. Приказ Минэнерго РФ № 377 от 10 августа 2012 года федеральным законом не является, и устанавливает только порядок расчета нормативного запаса топлива. Также, ссылаясь на заключенное концессионное соглашение № 08 от 1 сентября 2017 года, отмечает, что орган местного самоуправления, реализуя свои полномочия, выполнил свои функции по организации теплоснабжения на территории МО «Северо-Байкальский район». Полагает, что оснований для немедленного исполнения решения суда не имеется.

Судебное заседание судом апелляционной инстанции проведено с использованием системы видеоконференц-связи с Северобайкальским городским судом Республики Бурятия, куда для участия вызывались ответчики.

На заседании судебной коллегии представитель ответчика Администрации района Горбачева Ж.В., присутствовавшая в зале судебного заседания Северобайкальского городского суда Республики Бурятия, апелляционную жалобу поддержала, суду пояснила, что в решении суд фактически изменил требования прокурора, указав вместо 59 суток, Приказ Минстроя Республики Бурятия от 2 октября 2018 года. Перебоев с поставкой угля нет. Администрация района не может вмешиваться в работу теплоснабжающей организации, работающей по концессионному соглашению. Запас угля администрация не должна поддерживать.

Участвовавший в судебном заседании в зале Верховного Суда Республики Бурятия представитель истца прокурор Астраханцева Е.П. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оспариваемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, суду пояснила, что по Приказу № 377 нормативный запас топлива должен быть сформирован на 1 октября. Между тем, на указанную дату запас не был сформирован, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей ответчиками.

Ответчик ООО «Регистр.Кичера», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложения дела слушанием не просил.

На основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении.

Выслушав представителя ответчика Горбачеву Ж.В., представителя истца прокурора Астраханцеву Е.П., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения.

Пунктом 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Полномочия по теплоснабжению п. Кичера, с. Верхняя Заимка предусмотренные п.4 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ, переданы Администрации района по соглашению о передаче части полномочий по вопросам местного значения.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению на территории муниципального образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду и др.

Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.

В соответствии с п. 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28 мая 2008 года N 400 "О Министерстве энергетики РФ" утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377 утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, согласно пунктам 2, 3 которого неснижаемый нормативный запас топлива (ННЗТ) определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с п. 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки (п. 19).

В соответствии с таблицей 1 п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом, ННЗТ рассчитывается на 14 суток. В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток. Соответственно общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом, составляет 59 суток.

Из п. 15 Порядка, следует, что норматив запасов основного и резервного видов топлива на котельных определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования «Сверо-Байкальский район» Северобайкальского района Республики Бурятии находится объекты теплоснабжения пос. Кичера и с. Верхняя Заимка, в том числе котельные, которые переданы во владение и пользование ООО «Регистр.Кичера» по концессионному соглашению от 1 сентября 2017 года № 08. Срок действия соглашения установлен до 31 августа 2020 года (л.д. 29-47).

В соответствии с разделом 1 Соглашения ООО «Регистр.Кичера» за свой счет обязано осуществлять деятельности по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объекта и иного имущества.

В соответствии со п. 4 раздела VШ Соглашения Общество обязалось заключить договор поставки топлива с ресурсоснабжающей организацией.

3 сентября 2018 года между поставщиком АО «Разрез Тугнуйский» и покупателем ООО «Регистр.Кичера» заключен договор поставки № ТУГН-18/862С/31806814647 на поставку энергетических углей в количестве 9000 т. Железнодорожным транспортом. Срок действия договора установлен до 30 сентября 2019 года (л.д. 129-135).

В ответе от 2 октября 2018 года на запрос межрайонного прокурора ООО «Регистр.Кичера» сообщило, что 3 сентября 2018 года между ООО «Регистр. Кичера» и АО «Разрез Тугнуйский» заключен Договор о поставке энергетического угля, которым согласована ежемесячная поставка топлива. По состоянию на 2 октября 2018 года фактический объем топлива сформирован на 21 сутки (л.д. 50).

Подпунктом "в" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, установлено, что предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.

Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО «Регистр. Кичера» является теплоснабжающей организацией, в связи с чем для бесперебойной работы в отопительный период должна обеспечить нормативный неснижаемый запас топлива (ННЗТ) на 59 суток, с учетом его доставки железнодорожным транспортом.

При этом, проанализировав информацию отдела по делам ГО и ЧС о наличии на котельных муниципального образования «Северо-Байкальский район» угля, ожидаемых его поставках, приказ Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 2 октября 2018 года № 06-ПР108/18 об утверждении нормативов создания запасов топлива на источниках тепловой энергии, в том числе ООО «Регистр.Кичера», содержание письма ООО «Регистр. Кичера», адресованное Северобайкальскому межрайонному прокурору, информацию ООО «Регистр. Кичера» по запасу угля и ожидаемых поставках на октябрь 2018 года (л.д. 53-79, 147-149, 50, 51-52), суд пришел к верному выводу о том, что ООО «Регистр. Кичера» на 1 октября 2018 года не создан нормативный неснижаемый запас топлива в отопительный период 2018-2019 годов.

В силу ч. 1 и ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие и теплосетевые организации подлежат проверке на предмет готовности к отопительному периоду, в том числе в целях подтверждения наличия нормативного запаса топлива.

Закрепление п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения городского поселения организации теплоснабжения населения, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Таким образом, задача органов местного самоуправления в данной области состоит не только в определении непосредственного исполнителя услуги и передачи ему муниципальных объектов теплоснабжения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии надлежащего качества.

Установив на основании приведенных в решении норм закона и доказательств, которым дана соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ оценка, что на начало отопительного сезона в котельных пос. Кичера и с. Верхняя Заимка не создан нормативный неснижаемый запас топлива, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию района по выполнению возложенных на них федеральным законодательством обязанности по принятию мер по обеспечению и поддержанию, а на ООО «Регистр.Кичера» по созданию и поддержанию в течение отопительного сезона 2018-2019 годов общего 59-суточного нормативного запаса топлива для котельной пос. Кичера, с. Верхняя Заимка.

Исходя из смысла вышеуказанных норм закона, обязанности по организации обеспечения создания нормативного запаса топлива возложены на органы местного самоуправления. Поэтому доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения таких обязанностей на МО «Северо-Байкальский район» являются не состоятельными.

Довод апелляционной жалобы о том, что федеральными законами не предусмотрено создание 59-суточного нормативного запаса топлива, а приказ Минэнерго РФ от 10 августа 2012 года № 377 федеральным законом не является, судебной коллегией отклоняется, как не состоятельный.

В приведенных выше положениях Федеральных законов о теплоснабжении, об общих принципах организации местного самоуправления указано, какие обязанности должен выполнять орган местного самоуправления для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. В целях реализации федерального законодательства (во исполнение норм закона) принимаются подзаконные акты, через которые осуществляется нормативно-правовое регулирование. Подзаконные нормативные правовые акты включаются в состав законодательства, в данном случае о теплоснабжении.

Суд первой инстанции обязал ответчиков выполнить возложенную федеральным законодательством, а не федеральным законом обязанность. Федеральное законодательство – это законодательство РФ, в состав которого включены, кроме законов, нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, которыми ответчики обязаны руководствоваться для надлежащего исполнения возложенных на них функций.

Судебная коллегия не соглашается с доводом представителя ответчика об изменении судом исковых требований прокурора.

Прокурор просил принять меры к обеспечению 59-суточного нормативного запаса топлива.

Поскольку представитель ответчика Администрации района в судебном заседании, возражая против иска, указывала на неисполнимость предъявленных прокурором требований, в связи неопределенностью заявленных требований, в том числе неконкретизированность нормативного запаса топлива, суд в целях обеспечения исполнения решения суда конкретизировал, а не изменил исковые требования. Указав в мотивировочной части решения, что норматив запасов топлива с 1 сентября по 31 декабря 2018 года и на 2019 год для ООО «Регистр.Кичера» утвержден Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 2 октября 2018 года за № 06-ПР108/18 и создание нормативного запаса обязаны обеспечить ответчики, суд в резолютивной части решения возложил обязанности на ответчиков по обеспечению запасом топлива на котельных поселений в соответствии с утвержденным нормативом.

В данном случае нарушений со стороны суда не усматривается.

Разрешая вопрос об обращении решения к немедленному исполнению, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 212 ГПК РФ, установил наличие правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора, сделав вывод о возможности обращения решения к немедленному исполнению.

Судебная коллегия соглашается с решением суда в данной части.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд установив, что при наступлении отопительного сезона не принято необходимых мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива, учитывая климатические условия Северобайкальского района Республики Бурятия, относящегося к районам Крайнего Севера, и возможность возникновения негативных последствий для жителей пос. Кичера и с. Верхняя Заимка в виде необеспечения отоплением, в случае прекращения поставщиком поставки угля, наступлением чрезвычайных погодных условий и другим причинам, правомерно пришел к выводу об обращении исполнения к немедленному исполнению.

В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение является законным и обоснованным. При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северобайкальского городского суда РБ от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «Северо-Байкальский район» - без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи коллегии: